Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод сравнительной типологии




Теоретические предпосылки и методологические основы исследования

Сопоставительное описание языков, или типология в узком смысле слова, предполагает сравнительное описание строя отдельных языков в целях выявления их фундаментального сходства и одновременно установления своеобразия их системной и функциональной организации. История типологических исследований связана с классической книгой А.А. Реформатского, содержащей очерк истории типологической классификации XIX и XX веков [Реформатский 1996]. Сравнительная типология английского и русского языков и обзор типологических исследований в 30-70 годы XX века были осуществлены В.Д. Аракиным [Аракин 1979]. В настоящее время наряду со сравнительно-историческими исследованиями языков на разных этапах их существования получило развитие сопоставительно-типологическое (негенетическое) языкознание, не налагающее ограничений на характер изучаемого материала. Оно представляет интерес для установления общих и специфических черт языков независимо от их генезиса и географии. Примером такого рода исследования является контрастивная лингвистика, основные принципы которой изложены в известной работе В.Н. Ярцевой [Ярцева 1981]. Тем не менее в последнее время в связи с развитием когнитивного напраления в лингвистике акцент типологических исследований смещается. Плодотворное сравнение языков предполагает учет не только их различий, но и их сходств, так как языки служат средством передачи информации об окружающей человека действительности и, следовательно, обладают неким фундаментальным сходством. Подобный тип сравнения языков получил название конфронтативного сравнения [Helbig 1976]. Он предполагает введение третьего члена сравнения (tertium comparationis) как некой содержательной величины, соотносимой с различными средствами плана выражения языков [Штернерманн 1989]. В настоящем исследовании такой величиной является прагматически и функционально маркированная лексика английского и русского языков, сопоставляемая с целью выявления общих и специфическх механизмов семантической деривации. При этом опорным языком, или редукционным языком-эталоном [см. Рождественский 1969: 354; Виноградов 1973: 249], служит английский язык, демонстрирующий все свойства политипологичности (наличие признаков других типов) в наивысшей степени наряду с преобладающими чертами аналитичности и агглютинативности по сравнению с русским языком, являющим черты синтетичности в наивысшей степени [Зеленецкий 2004: 27]. Типологический метод предполагает описательную типологию с систематизацией и характеристикой языковых типов как проявлений языкового единообразия в многообразии конкретных языков, а также объяснительную типологию с указанием на некоторые внутренние детерминирующие связи внутри языковых систем [см. об этом: Рождественский 1969; Литвинов 1986].

В настоящем исследовании описание и сравнение механизмов семантической деривации в обоих языках сочетается с элементами объяснительного анализа, что отвечает требованиям изучения языков в рамках объяснительной парадигмы когнитивного направления лингвистики. Сопоставительное исследование моделей семантической деривации в сопоставляемых языках помогает выявить как общие модели регулярной многозначности, так и характерные для одного языка и отсутствующие в другом, подтверждая мысль об ассиметричном устройстве парадигм регулярной многозначности, их зависимости от ряда причин и факторов, особенно в функционально дифференцированной и стилистически маркированной лексике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.