Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные основы изучения языка




 

В рамках структурной лингвистики язык существовал в качестве абстрактной сети взаимозависимостей, а языковая система объяснялась сугубо лингвистическими терминами, без обращения к таким понятиям, как психика, мышление, мозг, что может быть объяснено тем, что структурная лингвистика опиралась прежде всего на языковые единицы: текст, предложение, слово.

В 80-х гг. XX в. появилась новая отрасль языковых дисциплин – когнитивная лингвистика – лингвистическое направление, в центре внимания которого стоит единство человека и языка и которое делает упор на языке как общем когнитивном механизме, как когнитивной системе знаков, играющих роль в репрезентации и трансформации информации. Когнитивная лингвистика отправляется от человека, его мотивов, целей, потребностей, от определенных коммуникативных ситуаций. Е.С. Кубрякова считает, что «развитию когнитивного подхода к языку способствовало понимание языка как «источника сведений о концептуальных или когнитивных структурах нашего сознания и интеллекта» [Кубрякова 1994].

Когнитивная лингвистика – это сравнительно молодая наука, данное лингвистическое направление связано с именами как отечественных, так и зарубежных лингвистов, внесших свой вклад в ее развитие, это – Дж. Лакофф, Леонард Талми, Чарльз Филмор, А.Н. Баранов, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, П.Б. Паршин, Е.В. Рахилина, Н.И. Пушина и др.

Когнитивная лингвистика определила новый подход к пониманию языка, подчеркивая психологический, ментальный и социальный аспекты, и поставила задачу – обработать информацию, поступающую к человеку во время чтения или знакомства с языковыми текстами с точки зрения когнитивного познания.

По определению Е.С. Кубряковой, когнитивная наука – это «наука о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных или когнитивных процессов» [Кубрякова 1994: 34].

Согласно А.А. Кибрику, когнитивный подход к языку – это убеждение, что языковая форма в конечном счете является отражением когнитивных структур, то есть структур человеческого сознания, мышления и познания [Кибрик 1987, 1994].

В когнитивной лингвистике явления языка рассматриваются через призму человеческой когниции, которая представляет собой совокупность познавательного и психического процессов восприятия мира. Термин “когниция” можно трактовать также как проявление умственных, интеллектуальных способностей человека, как способность осознавать и оценивать самого себя и окружающий мир, создавать особую картину мира – всего того, что составляет основу для рационального и осмысленного поведения человека [КСКТ 1996; Апресян 1995; Рахилина 1998; Кустова 2000, 2002]. В компетенцию когнитивной лингвистики входят проблемы соотношения концептуальных систем с языковыми системами, соотношение научной и обыденной картин мира. Следовательно, проблемы соотношения когнитивных или концептуальных структур нашего сознания с объективирующими их единицами языка, проблемы роли языка в осуществлении процессов познания и осмысления мира, в проведении процессов его концептуализации и категоризации наиболее важны для лингвистического исследования такого рода [КСКТ].

В.З. Демьянков считает, что с точки зрения когнитивизма, человек должен изучаться в качестве системы переработки информации, а его поведение должно описываться в терминах внутренних состояний человека. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы и трактуются как получение, переработка, хранение и мобилизация информации с использованием языка. Возникновение когнитивной науки или новой парадигмы изучения языка связано с необходимостью изучения языковых процессов в неразрывной связи с когнитивной деятельностью человека. Когнитивная наука рассматривает язык в виде одного из модусов «когниции», отражающих когнитивные способности человека [Демьянков 1994: 17].

Наиболее общие положения когнитивного направления в лингвистике можно представить следующими положениями:

· Язык отражает взаимодействие между психологическими, коммуникационными, функциональными и культурными факторами.

· Знание языка - не автономный «отсек», «модуль» человеческого знания, а неотъемлемая часть этого знания, в силу чего лингвисты обязаны согласовывать свои объяснения языковых явлений с тем, что известно о разуме и мозге из других дисциплин – философии, логики, психологии.

· С помощью языка исследуются не просто наблюдаемые действия, а их ментальные репрезентации, символы, стратегии и другие ненаблюдаемые процессы и способности человека.

· Язык и культура формируют человека, то есть индивид всегда находится под влиянием своей культуры [КСКТ: 47].

Базовой категорией когнитивной лингвистики является концепт, понимаемый как семантическая категория наиболее высокой степени абстракции, «квант» знания или структура представления знаний. Понятие концепта используется при когнитивном анализе разных уровней языка: частей речи (Р. Лангакер, Е.С. Кубрякова), отдельных классов слов (А. Вежбицкая, Р.М. Фрумкина, Е.В. Рахилина), лексических единиц (Р. Джакендорф, Ч. Филлмор, А. П. Бабушкин и др.). Соответственно наметилась определенная типология концептов: концепт-представление, концепт-схема, концепт-фрейм, концепт-сценарий, концепт-гештальт и т.д. Концепт-фрейм является одной из центральных структур в когнитологии. Это структура знания, которая содержит основную или типическую информацию, связанную с тем или иным концептом, эта своего рода совокупность ассоциаций, хранимых в памяти. Фреймы в динамике представляют собой сценарии из ряда эпизодов или актов, содержащих развернутые прототипические знания в виде полного пакета информации. Главными свойствами концептов считаются их неизолированность, связанность с другими такими же, то есть всякий концепт погружен в домены, образующие структуру, ближе всего соотносимую с филлморовским понятием фрейма. Домены образуют тот семантический фон, из которого выделяется концепт. Домен у концепта один, но обычно в число доменов входит и время, и пространство. Множество доменов образуют матрицу доменов (domain matrix), т.к. когнитивная семантика связана с многообразными визуальными представлениями [Кубрякова 1996; Рахилина 2000; Чудинов 2001, Залевская 2005].

Следующим важным понятием когнитивной лингвистики является понятие образной, или типологической схемы (image scheme), которое было введено М. Джонсоном в 1987 г. Это так называемая типовая модель (pattern), применимая к описанию многих языковых единиц. Главным в данном понятии является первичность пространственных ощущений и моторных реакций человека. Ядро когнитивного описания также составляет концептуализация (conceptualization). Под процессом концептуализации понимается определенный способ обобщения человеческого опыта, который говорящий реализует в данном высказывании. Начальным этапом является своеобразный синтез пространственных ощущений и моторных реакций человека визуально-экспрессивного характера, основанный на подсознательном, генетическом знании. Далее из этой сложной макроструктуры выделяется концепт и в результате процесса концептуализации он проецируется как обобщение, логический вывод, характеристика ситуации с точки зрения реальных событий или действий, имеющих место в действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.