Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критическая школа




ДЗ: ПРОЧЕСТЬ

= АДОРНО, ХОРКХАЙМЕР «КУЛЬТУРПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ОБМАН МАСС»

= МАРКУЗЕ «АФФИРМАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

Франкфурсткая школа – Институт социальных исследований, основан в 1923. В то время его возглавил Карл Грюнберг, австрийский марксист. При нем этот институт занимался преимущественно экономикой, экономическим анализом, это был один из первых институтов, посвященных социальным исследованиям в Германии. Франкфуртский университет был новым учреждением в отличие от Гильденбергского, Мабургского и др. университетов. Тут не было факультета теологии.

Новый этап деятельности ИСИ был связан с приходом к руководству Макса Хоркхаймера в 1930. с этого года начинается подлинная история Франкфуртской школы.

Философ, музыковед и композитор Теодор Адорно присоединился к Франкфуртской школе. Писал работы по социологии новой музыки и философии музыки.

В 1938 к этой школе присоединился Герберт Маркузе. Теоретик студенческих революций.

Также к этой школе принадлежали Фридрих Поллак, политэкономист, социолог Лео Лёвенталь, психоаналитик и социолог Эрих Фромм. Близки Франкфуртской школе Вальтер Беньямин, психолог Вильгельм Райх, теоретик кино и фотографии Зигфрид Кракхауэр, Юрген Хабермас.

 

Журнал «Социальные исследования», 1931-1941 – тут публиковались произведения философов ФШ. Задача ФШ – создание новой науки, а именно социальной теории.

 

В 1939 ФШ переезжает в США. Она имеет сильное неомарксисткое лицо в себе; все участники ФШ – выходцы из еврейских семей. Поэтому невозможно оставаться в Германии.

 

Основное содержание критической теории было сформулировано в эмиграции. Наивысший расцвет – 1930-1960 гг. Термин впервые прозвучал в 1937 в статье Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория», понимает ее как критическую социальную теорию. Противопоставляет ей традиционную, что служит не интересам отдельных классов, а для всего общества. Критическая теория синтезирует в себе Маркса и Фрейда. Это заметно по трудам Эриха Фромма, Райха и Маркузе. Критическая теория свободна от альянсов с любыми политическими теориями. Не надеятся на пролетариат – то для них не тот класс, который возьмет на себя основополагающую творческую роль в истории. Двигатель – отдельный критически настроенный индивидуум или группа интеллектуалов. Индивидуум должен осознавать социальную обусловленность всего, не принимает существующий порядок вещей и хочет изменить его характер. Даже самый передовой класс – идеализирован. Между тоталитаризмом и капитализмом находится ФШ.

Но ФШ занимается не только критикой политических режимов. Главная цель – критика социального познания, основанного на рационализме.

«Диалектика просвещения» - Адорно, Хоркхаймер.

«Затмение разума» - Хоркхаймер.

Контекст развития ФШ – индустриальный капитализм, конвейерный тип производства, рационализация труда, науки, операционализм, инструментальный разум. Этот тип отношений укладывает в понятие марксовского «отчуждения». Ацкент делается на культуре, а на производстве, как у Маркса. Возникает интерпретация на марксистской основе механизмов современной культуры.

Лукач «Марксизм и классовое сознание» - призывает вернуться к подлинному Марксу.

ФШ поставила вопрос о легитимности науки.

Человек – заложник идеологии, он несвободен. У разных философов ФШ – свой взгляд на то, как освободить человека.

Диалектический материализм не уделяет должного внимания культуре, по мнению Маркузе.

Просвещение восходит к мифам и современное просвещение превращается в мифологию – по Адорно и Хоркхаймеру.

 

Искусство занимает важное место в ФШ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.