Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть первая




Философия культуры

ПРОГРАММА КУРСА

Философия культуры

ПРОГРАММА КУРСА

ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ

 

Имя, известно по большей части только немецким философам. Относится к философии жизни. Также к ней относятся Ницше, Дильтей, Макс Шеллер. Эти философы в свое время были маргиналами. В свое время отказались от классических идеалов рациональности.

Зиммель писал диссертацию по одной из проблем, поставленных Кантом, оказался в кругу выдающихся немецких интеллектуалов. Стал современником событий, когда Берлин превратился в мировую столицу. Прежде всего известен как социолог. Зиммель – первый автор книги «Социология» в 1908 году, новатор новых научных направлений. Обратил внимание на живую практику в социальной и культурной жизни. Зиммель первым повернул дорогу философии к конкретным предметам – Адорно.

1911 – «Философская культура», сборник эссе.

 

Динамическое понятие культуры. Порождение душой человека форм, которые и приближают человека к себе, и отчуждают его от себя – основной парадокс культуры.

 

 

 

 

 

 

Составитель:

 

Д. К. Бурлака

 

 

Утверждено на заседании

Ученого Совета РХГИ «___»_______20____г.

 

 

 

Русский Христианский гуманитарный институт

 

 

Программа специального курса

 

1. Цель курса. Представить слушателям целостное и систематичное понимание культуры во всем богатстве ее отдельных формообразований. Сформулировать библейско-христианское отношение к культуре.

2. Задачи курса. Подвести своеобразный итог под процессом погружения в мировую культуру, которая составляет основу идей целостного гуманитарного образования, реализуемого в вузе. Важной задачей является помощь студенту в ориентации в отдельных вопросах культурно-исторической жизни.

 

Задача курса: Основные термины и понятия. Философия культуры и культурология. Подходы и методы изучения культуры, особенность философской методологии. История вопроса. Взгляды С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федорова. Богословие культуры. Методология курса.

 

 

Общее понятие культуры.

 

2. Культура и культурность, культура как уровень развития. Культура и цивилизация. Культура и общество. Культура и религия.

3 Религиозно-онтологическое понимание культуры. Культура как мир человека, совокупность продуктов человеческого познания и творчества. Культура –– искусственное «между» естественным и сверхъестественным.

4 Проблема происхождения культуры. Естественно-генетический и эволюционистский подход. Его анализ и критика. Библейско-христианский взгляд на происхождение культуры. Культура в свете категорий творения и грехопадения. Начало истории. Культурное измерение истории и историческое измерение культуры. Религиозные основания культурно-исторической жизни и культурно-исторический субстрат духовного бытия человека. Эсхатологическая перспектива.

5 Строение культуры в ее генезисе. Понятие формообразований культуры. Культура как система форм отношения человека к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолюту. Иерархичность культуры. Общие законы генезиса культурных систем. Система уровней обобщения частное – общее - универсальное. Оборачивание методов и результатов.

6 Когнитивное, прагматическое (социальное), эстетическое и сакральное измерения культуры. Культура как система форм отношения человека к природе: техника – наука – научная картина мира (космология и космогония). Социально-практический вектор генезиса культуры: экономика – полития – государство – право – мораль – мировоззрение эпохи. Эстетическое измерение культуры как отношение человека к самому себе по преимуществу. Генезис эстетического отношения: ремесло – архитектура – живопись – музыка – поэзия – миросозерцание эпохи.

7 Культура как система. Духовная жизнь эпохи в ее генезисе – триединство космологии, мировоззрения и миросозерцания эпохи. Понятие духа эпохи. Культура и религия. Понятие духовной жизни. Место философии в культуре. Культура и сознание, душа, дух человека. Чувственный, разумный и волевой аспекты культуры. Культура как душевно-духовная жизнь человека и человечества в ее объективной предметно-символической выраженности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.