Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия культуры




1. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры. Мировая и локальная культура. Национальное и общечеловеческое в культуре.

2. Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпретаций. Тупики и противоречия современной техногенной цивилизации. Поиски новой модели социокультурного развития человечества.

 

1) Культура – явление многообразное. В настоящее время эксперты ЮНЕСКО насчитывают более 600 определений культуры. В самом общем смысле под культурой чаще всего понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Первоначально понятие «культура» использовалось древними римлянами для обозначения процессов обработки земли, возделывания почвы. Однако со временем его начинают применять для обозначения совершенствования, «возделывания» самой человеческой природы, а также ко всему, что связано с человеческой деятельностью (Цицерон впервые применил слово культура для характеристики человеческого мышления: «Философия есть культура ума»). К XVIII веку французские материалисты (Вольтер, Кондорсе и др.) под культурой стали понимать процесс совершенствования человечества, очищение нравов, прогресс науки и цивилизованность европейцев по сравнению с другими народами.

Что же такое культура? В настоящее времяможно выделить несколько подходов к философскому пониманию культуры:

деятельный, согласно которому культура рассматривается как внебиологический способ человеческой деятельности и реализации человеческих потребностей и интересов.

аксиологический (ценностный) подход. Культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Такой подход требует разграничения того, что относится к культуре, а что – к антикультуре. В обществе есть такие явления, которые не относятся к культуре: зло, жестокость, варварство, дикость, необуздан ность, могущих привести при определенных условиях к упадку культуры и деградации общества (падение Римской империи – следствие ее варваризации).

нормативный, согласно которому культура связана с существованием норм, правил поведения людей, традициями, обычаями. Так у белорусов существовал обычай талаки, который является проявлением их цивилизационной особенности к коллективному взаимодействию.

духовно-личностный, включающий развитие способностей людей, определенный уровень их образованности, воспитанности. Это те качества, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигентностью людей.

игровой, осмысляет культуру как проявление игры. Причем, потеря культурой игрового момента создает кризис цивилизации.

Множественность определений культуры объясняется сложностью и неисчерпаемостью самого феномена культуры.

Социальные функции культуры:

1) Социализирующая. Усвоение человеком опыта, традиций, навыков предшествующих поколений. Выполнение человеком определенных социальных ролей в обществе;

2) Коммуникативная, т.е. взаимодействие между людьми, социальными группами;

3) Знаково-символическая. Особенностью человеческой деятельности является ее символическая природа, благодаря которой осуществляется общение между людьми;

4) Игровая. Человеческая деятельность носит творческий характер, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты (карнавалы, соревнования и т.д.).

Философский анализ культуры ставит проблему единства и многообразия культур. Заключает ли культура в самой себе некую универсальность или она предстает как дискретное (уникальное, изолированное) явление?

На этот вопрос существуют две крайние точки зрения. Сторонники первой (универсалисты) полагают, что все культуры по своему содержанию равноценны. Отрицается возможность существования множественности культурных миров, объясняя это тем, что культурный плюрализм невыводим из человеческой природы. Если в антропологическом начале человека заложен импульс к культуре, то она должна быть единой.

Противоположную позицию занимают приверженцы культурного плюрализма, утверждающие существование отдельных локальных культур и предполагающие не только наличие различных культурных организмов, но и их принципиальную несовместимость (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).

Вышеназванные теории односторонне подходят к решению проблемы.

Подобно тому как об общечеловеческой цивилизации можно говорить лишь в том смысле, что на планете существует сообщество разумных существ, которое развивается в соответствии с общими законами и имеет общие интересы, так на глобальном уровне действительно существует общечеловеческая, мировая культура, которая не знает расовых, национальных и иных границ. В ее содержание включаются некоторые «вечные» истины и ценности: моральные принципы, научные достижения, стандарты техники и технологии.

Вместе с тем по мере развития мировой культуры выделяются различные исторические этапы, с рядом характерных только для каждого из них идеалов, эталонов, оценок. Например, античная культура, осмысливая действительность в художественных и философских формах, трактовала человека как микрокосм; средневековая культура абсолютизировала роль религиозного сознания и ограничивала возможности человека, ибо «творение» не может превосходить «творца»; культура эпохи Возрождения обожествляла человека.

В материальной сфере любая национальная культура проявляет себя в различных способах воспроизводства общественной жизни, в народных ремеслах, промыслах и т.д. В сфере духовности она выражается в самосознании того или иного народа, в языке, в народных обычаях, в самобытных моральных и религиозных ценностях.

Создатели теории мондиализма, считают, что в настоящее время достигнуты условия для планетарной интеграции на основе победы либерально-демократических ценностей в самых различных обществах, для создания в перспективе единого мирового государства. В работе «Конец истории» американский социолог Френсис Фукуяма выдвинул идею полного слияния в недалеком будущем отдельных цивилизаций, следовательно и различных культур, наступления «конца истории». По существу – поглощение всех существующих типов культуры либерально-рыночными ценностями. Американский социолог Сэмюэль Хантингтон придерживается противоположной точки зрения. По его мнению, в силу культурных особенностей, экономики, религии грядет глобальное «столкновение цивилизаций». Центальной осью в будущем станет конфликт между Западом и остальным миром.

Любая национальная культура развивается в контексте всего мира. Однако воздействия на нее других культур могут проявляться по-разному. В результате органичного взаимодействия культур, их равноправного диалога может возникнуть качественно новая культура. Если ценности и идеалы другой культуры воспринимаются как чужеродные и органически не усваиваются той или иной национальной культурой, то возникает реальная угроза самостоятельности и самобытности народа. Трагедией для любой национальной культуры является экспансия чуждой ей культуры (чужого языка, искусства, религии и т.д.). Нация забывает и даже начинает стыдиться своих достижений в области материальной и духов. культуры.

 

2) Понятие «культура» часто отождествляется с понятием «цивилизация», их часто используют как взаимозаменимые, не замечая принципиальных различий. Термин «цивилизация» происходит от латинских слов «civis» - гражданин и «civilis» - городской. Впервые понятие «цивилизация» было введено в научный обиход в XVIII веке для обозначения идеального устройства человеческого общества.

Выделяют несколько подходов к соотношению понятий «культура» и «цивилизация». И.Кант культурой называл то, что служит благу людей, а цивилизацией – внешний тип культуры. Ф.Энгельс предложил использовать термин «цивилизация» для обозначения исторического этапа общественного развития, следующего за дикостью и варварством. Николай Рерих предложил различать культуру и цивилизацию как сердце и разум общества.

Освальд Шпенглер в своей работе «Закат Европы» абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как заключительный момент в развитии культуры, когда она вырождается, окостеневает и умирает. Для цивилизации характерно развитие индустрии и техники. Огромное скопление людей в городах, деградация литературы и искусства. Искусство, религия, вытесняются зрелищами и спортивными соревнованиями. Схожие идеи мы находим и у Николая Бердяева, который отмечал, что культура – это величие духа, цивилизация же – стремление к комфорту.

Становится очевидным, что в современном обществе необходимо различать цивилизацию и культуру хотя бы потому, что культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизацияэто материальная форма существования культуры или технология ее реализации.

Техногенная цивилизация, сложившаяся в конце XVIII века в Западной Европе вступила сегодня в полосу острого цивилизационного кризиса. Хотя техногенная цивилизация Запада существует чуть более трехсот лет, она проявила себя как динамичная и агрессивная, подчиняющая себе традиционные общества и их культуру. В рамках данной цивилизации:

1. Человек понимается как активное деятельное существо, которое противопоставляет себя окружающей действительности. Причем, вектор деятельности направлен вовне, на преобразование природы, которую человек должен подчинить себе и «рыночное переустройство» незападных народов.

2. Формируется научная рациональность – уверенность в том, что человек способен с помощью науки радикально преобразовать мир.

Индустриальная цивилизация привела к появлению ряда глобальных проблем, которые создали угрозу существования человечеству. И нфляция, агрессивные войны, дискриминация народов, наркомания и терроризм затмевают положительный эффект от использования науки и техники и ведут индустриальную цивилизацию к ее логическому и историческому завершению, замене новой цивилизацией, базирующейся на иных принципах. Одновременно, проявился тоталитаризм и религиозный фундаментализм, угроза третьей мировой войны, множество локальных войн. Все большую опасность приобретают техногенные катастрофы, информационное загрязнение, неконтролируемый рост массовой культуры и рекламы.

Современное индустриальное общество порождает суррогат культуры – массовую культуру. Происходит примитивизация культуры. Средства массовой информации усредняют культуру, уничтожают ее различия. Ортега-и-Гассет еще в сер. 40-х г. XX в. сделал вывод о том, что на смену книжному типу культуры идет культура экранная. Особенность экранной культуры в том, что она тяготеет к визуальному образу, а не логическому мышлению. Происходит варваризация и дегуманизация культуры и искусства. По мнению Николая Бердяева гуманистическая культура, движимая свободной творческой личностью, оказывается ненужной, возникает новая «варварская» культура пониженного качества. Такую «переродившуюся» культуру, которая обездушивает мир, Бердяев называл цивилизацией.

Главным источником кризиса такой цивилизации стал потребительский подход,который, по существу враждебен всякому творчеству, превращает его в средство удовлетворения корысти, или в пустую забаву. В результате, создаются пустышки – беспредметное и безыдейное искусство. Этот процесс не может не беспокоить многих представителей западной культуры. Русско-американский социолог Питирим Сорокин исходит из того, что развитие культуры проходит этапы идеациональной (религиозной), идеалистической и чувственной культур, смена типов которых вызывает в обществе тяжелый кризис. В настоящее время происходит кризис чувственной культуры, что совпадает с кризисом индустриального общества в целом.

В современной ситуации цивилизационного кризиса, обнаружившего неадекватность потребительского отношения к природе, активизировался поиск нового ценностно-духовного отношения к природному миру, основанного на сотрудничестве и диалоге, гармоничном существовании, характерном для традиционных обществ, в том числе и восточных славян. Реальный выход из кризиса – это построение постиндустриальной духовно-экологической цивилизации, где главное внимание будет уделено развитию человека, его интересов и потребностей и защите прав природы. Но, для этого необходимо изменение сознания людей и новая духовная революция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.