Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обществознание




 

Пояснительная записка

 

В науковедении термин «обществоведение» («общество- знание») объединяет все науки об обществе. В системе обра- зования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об об- ществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете — истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предме- та взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе исто- рии изучается прошлое в его конкретном, неповторимом об- лике; в курсе обществоведения знания об обществе представ- лены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятель- ную ценность.

Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уни- кального и неповторимого собственного «Я».


 

Для современного обществоведческого курса, освещающе- го проблемы человека и общества, базовыми являются эко- номическая наука, социология, политология, социальная пси- хология, правоведение, а также философия.

Овладение основами философии помогает школьнику правильно ориентироваться в мире познания и человеческих ценностей, а также найти свое место в жизни. Значение и необходимость изучения философии в школе объясняются главным образом тем, что она отвечает на вопросы: как пра- вильно мыслить? Как достойно жить? Понимание сущности социальных процессов дает социальная философия.

Основы экономических знаний необходимы для формиро- вания у подростка адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструмен- том, который выпускник средней школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельнос- ти, государственными и коммерческими экономическими структурами.

Социологические знания призваны способствовать фор- мированию всестороннего взгляда на общественные процес- сы и представляют собой каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элемен- тов социальных тенденций. Целостное системное социологи- ческое мышление поможет молодежи занять в обществе ак- тивную социальную позицию.

Возрастание значения политологии — науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти — определяется тем, что от суммы индивидуальных политичес- ких позиций, от сознательного политического выбора граж- дан зависит судьба России, а следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократи- ческих ценностей, раскрываемых политологией.

Социальная психология играет важную роль в определе- нии выпускником своего места в обществе и формировании его позиции по отношению к обществу, при этом ее вес уве- личивается в связи с усложнением в наше время межлич- ностных отношений, значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

Овладение базовыми знаниями по праву — обязательный элемент развития социально активной личности, обладающей необходимым для современного общества уровнем правосо- знания и правовой культуры. В свою очередь, это воспиты- вает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, ответственное и уважительное отношение к пра- вам и свободам других лиц, гражданскую позицию.


 

 

Изучение названных социально-гуманитарных наук в от- дельности — задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интелли- гентными людьми. Что касается общеобразовательной шко- лы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в своей базисной части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям на- учного знания. Между тем такие знания необходимы каждо- му вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятель- ные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое ре- шение соответствует современной тенденции к интеграции социально-гуманитарного знания. В современном общество- ведческом курсе знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Научная кар- тина мира немыслима без целостного представления об об- ществе и современных проблемах человека.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», — ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Выдвинутая в законе задача формирования у обучающего- ся адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и че- ловеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различ- ные аспекты развития общества.

Без обществоведческого образования невозможно в пол- ной мере выполнить требование Закона о формировании граж- данина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает освоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и право- вую, и экономическую, и нравственно-патриотическую со- ставляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отноше- ний в гражданском обществе.

Ниже представлено ядро знаний, которыми должен овла- деть каждый человек, получающий полное среднее образова- ние. Вместе с тем в соответствии с запросами учащихся и возможностями школы могут быть введены учебные курсы, расширяющие и углубляющие знания по любой из базовых наук.


 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.