Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивная модель: понятие, эмоция, характеристика – человек, воплощающий эти характеристики




Когнитивная модель: часть тела – функция этой части тела – человек.

Англ.Leg (нога) – солдат – пехотинец; привлекательная девушка.

Нем. Beine (нога) – молоденькая девушка.

Русск. (перен.) – сбиться с ног; унести ноги; валиться с ног от усталости; встать на ноги (ODS, НРС, ТСРЯ).

Англ. Egghead (голова в форме яйца) – пренебр. интеллектуал.

Нем. Eierkopf (голова в форме яйца) – ученый, интеллигент.

Русск. голова (человек) как носитель каких- либо идей, взглядов, способностей, свойств. Светлая голова. Умная голова. Горячая голова (DAS, НРС, ТСРЯ).

В основе семантического сдвига в данной группе лежит метонимический перенос по смежности, когда голова связана с умственной деятельностью и, соответственно, характеризует человека с этой точки зрения, а ноги и их функция служат для характеристики определенной группы людей, например солдат-пехотинцев, марширующих на длительной дистанции, или при описании привлекательности молодой девушки. В русском языке существует разветвленная система фразеологизмов, использующих метафорический или метонимический переносы для характеристики физического или материального состояния человека.

В тематической группе абстрактных понятий перенос осуществляется по модели:

Англ. Mess (беспорядок) – неряшливый, неопрятный человек, глупый, некомпетентный человек.

Нем. Ballawatsch (беспорядок) – никчемный человек, «пустое место».

Русск. (перен.) о человеке: Ну, он и суета! (ODS, НРС, ТСРЯ).

Англ. Blue (синий) - полицейский, пьяный, вульгарный, аморальный, негр.

Нем. Blau (синий) – полицейский.

Русск. (прост., неодобр.) голубой – гомосексуалист (DAS, НРС, ТСРЯ).

Семантический перенос в этой группе характеризуется актуализацией богатого коннотативного импликационала в семантической структуре слов, обозначающих сложную гамму эмоций, чувств и характеристик.

Рассмотренные выше общие модели могут быть названы доминантными, так как они являются наиболее универсальными в процессе развития у слов конкретной семантики способности обозначать и характеризовать человека.

Кроме того, эти модели являются высокопродуктивными на данном этапе развития общества и языка, что отражается в постоянном его пополнении новыми вторичными значениями.

В целом основы переноса по всем тематическим группам в анализируемых языках соотносятся следующим образом:

поведение: 68 из 161 (43%),

внешность: 51 из 161 (31%),

функция: 45 из 161 (26%).

Основываясь на теории метафорических моделей, мы можем утверждать, что в языке существуют определенные «ментальные модели», по которым происходит формирование вторичных значений. Эти модели характеризуются относительным постоянством, продуктивностью и универсальным характером, что подтверждает наличие сходных моделей в разных языках. Таким образом, семантическая деривация, реализующаяся через метафору и метонимию, является основным способом развития новых значений и базовой ментальной операцией человеческого сознания.

 

Выводы по главе 3

1. Когнитивное моделирование основано на построении ментальных моделей понимания и характеристики процессов категоризации в языке. Когнитивные модели в субстандартной лексике характеризуются семантическим синкретизмом и полисемностью с наличием большого количества компонентов смысла.

2. Когнитивное моделирование вкупе с компонентным анализом выявляет целую систему фреймов и слотов со сложной системой пересечения (конвергенции) и актуализации различных дифференциальных признаков, отражающих причудливость ассоциативных связей образного человеческого мышления с широким спектром когнитивных моделей.

3. Фреймовая структура субстандартных семантических дериватов отражает специфику ментальных процессов, составляющих концептосферу семантической группы «человек: части тела человека и его функции, внешность, характер, положение в обществе». Общей чертой является преобладание пейоративной, иронической, экспрессивно-эмоциональной оценочности, актуализируемой во всех моделях субстандартной семантической деривации.

4. Антропоцентричность человеческого мышления проявляется в процессах семантической деривации, связанных с расширением и сужением значения (метонимические переносы), используемых для дополнительной характеристики возраста, пола, родственных отношений, манеры одеваться, времени и места проживания. Подвижность, вариативность интегральных и дифференциальных сем, метафорический и метонимический переносы наиболее активно проявляются в субстандартной лексической системе.

5. Доминантными в различных языках являются модели: «животное» - «человек», «предмет» – «человек» и «часть тела человека – человек». Все когнитивные модели обладают яркой экспрессивностью, включают широкий спектр эмоций шутливо-иронического и уничижительного характера, присущего субстандартной лексике в целом, и предметно-приземленный характер мышления.

6. Внутренняя структура многозначного слова – это сетевая модель, связывающая отношения различной природы и различной степени близости. Преобладание метафорических и метонимических моделей в процессах семантической деривации объясняется особенностью человеческого мышления усматривать сходство или смежность между физическими элементами и абстрактными понятиями в процессе познавательной деятельности.

7. Типизированные, или доминантные когнитивные модели в субстандартной антропоцентрической лексике характеризуются своего рода опредмечиванием (ср. с олицетворением в поэтической лексике) человека в когнитивных моделях: «предмет – человек»; «одежда - человек»; «продукты питания – человек»; «овощи, фрукты – человек»; приданием характеристик животного: «животное – человек»; «насекомое – человек»; «рыба – человек».

8. Сравнивая когнитивные модели в английском и русском языках в одной и той же тематической группе, обнаруживаем почти полное совпадение таких компонентов, как пол, возраст, профессия, поведение, внешность, национальность, положение в обществе, умственные и физические способности.

9. Концептосфера субстандартных семантических дериватов в тематических группах «человек и общество», «человек, части тела человека и его функции», «внешность и характер» в ряде языков (английском, немецком и русском) характеризует наиболее общие черты субстандартной лексической подсистемы в целом. Это смена актантов в процессе семантической деривации, широкое использование зооморфных и фитоморфных метафор и метонимических переносов с части на целое, актуализация богатого шутливо-иронического и пейоративного эмоционально-экспрессивного импликационала.

10. Важной чертой субстандартной семантической деривации также является семантическая конвергенция самых различных семантических компонентов и концептуальная интеграция, или слияние смыслов в русской и английской концептосферах. Доминантные и универсальные когнитивные модели: «предмет – человек»; «животное – человек»; «тело человека – человек»; «абстрактное понятие – человек» характеризуют поведение, внешность и функции человека, отражая при этом базовые ментальные операции человеческого сознания.


Глава 4. Семантическая деривация




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.