Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство поздней империи




Искусство империи Антонинов

Это было время, когда идея величия Рима утрачивала прежнее значение, когда переживала большие изменения римская религия, и христианство все сильнее завоевывало умы и сердца людей. Поскольку в этот период возросла экономическая роль провинций, там также велось интенсивное строительство. Воздвигались форумы, термы, театры, триумфальные арки.

В Эфесе сохранилась библиотека, представляющая собой прямоугольный зал, где входы богато декорированы коринфскими колоннами, нишами для статуй и углублениями в стенах для рукописей.

В Лептис Магна поражал воображение огромный нимфей (святилище, посвященное нимфам) с полукруглой экседрой, украшенной колоннами и многочисленными нишами, из которых били струи воды. Облицованный цветным мрамором и мозаичными вставками нимфей представлял собой настоящий «театр воды».

В больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов покрывали красочные мозаики. В Антиохии роскошные мозаичные композиции отражали две тенденции в этом виде декоративного искусства. В мозаиках, следующих эллинистическим традициям, фигуры богов и героев размещались на свободном пространстве в живых динамичных позах. Яркие и сочные цветовые пятна только усугубляли их декоративный эффект.

Интенсивное строительство в провинциях продолжалось и при так называемых солдатских императорах, первым из которых был ставленник легионеров Септимий Север.

Наиболее важным в архитектурных сооружениях времен Септимия Севера были размер и декор здания. Выдающимся архитектурным памятником той поры являются грандиозные термы. Расположенные в центре города, они не имели узкопрактического назначения, в них ходили не только для мытья, массажа и гимнастических упражнений, но и для того, чтобы позаниматься в читальных залах и библиотеках, погулять в тенистом саду, сидя в специально оборудованном амфитеатре, понаблюдать за выполнением различных физических упражнений, побеседовать с друзьями в комнатах для игр и отдыха.

Все помещения имели разную конфигурацию - прямоугольную, круглую, квадратную. Полы в термах были выложены цветным мрамором и многокрасочными мозаиками, причем мозаики покрывали не только полы, но и нижнюю часть стен. Стены украшены рельефами. Драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло широко использовались при отделке терм. В многочисленных нишах и между колоннами стояли статуи. Причем это были не только отдельно стоящие статуи атлетов, судей и купальщиков, но и скульптурные композиции.

Скульптура поздней империи отмечена двумя основными чертами: сложностью композиции и ярко выраженным драматизмом: сцены охоты, сражения, борьбы, в которых ощущалась экспрессия.

Установление в конце III в. в Римской империи неограниченной монархии, предполагавшей поклонение императору как божеству, обусловило особенности скульптуры того периода. В позах и жестах чувствуется скованность; однообразно и жестко ниспадают складки тог; выражение лиц то высокомерно-брезгливое, то подозрительное.

В скульптурных портретах находили отражение не личные, индивидуальные качества характера, а общие понятия силы, властности, жестокости. Такова, например, сохранившаяся огромная голова Константина и статуи магистратов.

В 326 г. Константин начал строительство новой столицы, названной его именем, а в 330 г. уже освятил ее. Границы города он определил сам. Размеры Константинополя в пять раз превышали территорию, занимаемую греческим городом Византией, с древних времен стоявшим на этом месте. Константинополь создавался под влиянием и римской, и эллинистической архитектуры. Планировка города как военного лагеря, обнесенного прямоугольными стенами, и проложенные под прямым углом широкие мощеные улицы несли печать чисто римской архитектуры. Главными вратами, оформлявшими въезд в город, стали Золотые ворота, как в Иерусалиме. Центральную улицу украшали многочисленные античные скульптуры, привозившиеся со всех частей древнего мира. Форум представлял собой овальную площадь, завершенную по сторонам овала триумфальными арками, а по центру украшенную античной колонной со статуей Аполлона, которую впоследствии заменили скульптурой с изображением Константина, а затем Феодосия.

Центром культурной и общественной жизни города был ипподром. Так же как цирко Массимо, это был сильно вытянутый эллипс, с северного торца которого располагался вход, а на южном аркада с колоннами. Константинополь строился как церковный центр с сильной императорской властью. При строительстве храмов использовались два типа построек, имевших в античности светское назначение.

Первый тип храмовых зданий имел в плане квадрат, круг или крест и предназначался для крестилен. Вторым типом стала базилика, вытянутое здание прямоугольной формы, внутреннее пространство которого разделено колоннадой на три - пять нефов, с более высоким центральным нефом и полукруглым выступом на одной из его узких сторон - апсидой, где находился алтарь.

Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между их внешним обликом и внутренним убранством. Храм внешне должен быть подчеркнуто строг, зато внутри богато декорирован.

Искусство «мерцающей живописи» (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов. Все изображения носили символический характер, дабы скрыть смысл от непосвященных язычников. К числу наиболее часто встречающихся в катакомбах символов Иисуса Христа относятся виноградная лоза, пастух, рыба. Сцены сбора винограда, повторяющиеся мотивы виноградной лозы можно было принять за языческие сюжеты, а между тем виноград являлся символом Христа и имел евхаристический смысл.

Изображение Христа как Доброго Пастыря с овцой на плечах оставалось основным и после официального признания христианства.

С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в систему, иконографию.

Феодосии Великий был последним властителем всей Римской империи, а в 395 г. власть перешла к его сыновьям. Фактически стали существовать два самостоятельных государства: Западная империя с церковным центром в Риме и светским в Равенне и Восточная - с единым центром в Константинополе. Процесс исторического и культурного развития пошел разными путями. Великая Римская империя прекратила свое существование.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.