Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Храм Дхармараджаратха. Махабалипурама




Рельефы храма Кандарья Махадева. Кхаджурахо

других божеств индуистского пантеона. На пучках колонн, расположенных по внутренним углам храма, помещаются скульптурные композиции. Колонны сплошь покрыты горельефами, предельно выразительными с точки зрения худо­жественной и ритмической пластики. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц - апсар и духов вод - змей-нагинь. Их позы полны живой грации, пе­реданной через «винтообразную», как бы скрученную в талии, фигуру. Занятия девушек носят бытовой характер: они смотрятся в зеркало, причесываются, под­крашивают ресницы, красят ногти. Женские образы, согласно канону, полны изящества и обаяния: голова яйцевидной формы, миндалевидные глаза при слег­ка опущенном веке, удлиненные брови, широко раздутые ноздри. Подобный иде­ал красоты присутствует и в индийской поэзии:

Все, что добыли с таким трудом Из океана боги, Все это можно найти, поверь, В лицах прекрасных женщин. В округлых щеках - луну, аромат Небесных цветов - в дыханье, Нектар - на губах и смертельный яд -В лукавом смеющемся взгляде.

Другую скульптурную группу составляют эротические пары - своеобразная иллюстрация «Камасутры», руководства по сексу, отличающегося весьма грубой откровенностью. Для индуса эротика являлась одной из трех органично взаимо­действующих сторон жизни: камы (чувственное удовольствие), артхи (практиче­ская польза) и дхармы (религиозные обязанности). Основой такого тантризма является половое энергетическое начало.

Скульптура занимала в искусстве средневековой Индии настолько важное ме­сто, что не только украшала стены храмов, но и размещалась вне храмов для со­вершения религиозных обрядов и массовых празднеств. Примером может слу­жить грандиозный рельеф «Нисхождение Ганги» в Махабалипураме.

Композиционным центром рельефа является расщелина, обозначавшая русло священ­ной реки, по которой во время церемонии лилась вода. К ней в едином порыве устремля­ются боги, люди и животные. Справа под летящими божественными существами и небес-

 

ными музыкантами помеще Духи вод змей-наги плывут аскеты, молящиеся у святил обитателей тропического > главную тему композиции -

Рельеф «Нисхождение отражает реалистические образами выведены забш ном на плече, спешащий изловчившийся под шумо

Особое место в средне] скульптура, расцвет кото Южной Индии (Х-ХИ в: вый характер и предназ^ культу Шивы и изобража экстазе, страшную богинк Шиву в наиболее популяр! образе воплотилось религ движении в абсолютном п<

Шива-Натараджа, симвси бесном чертоге на горе Кайла слияние мужского и женскоп вом его ухе удлиненная муя круглая женская. Его танец попираемый карлик, в которо] танцора, символизирует мате ховное познание. Две ветви < кругом вырастающие из карл1 альные силы Вселенной. Ши ство духа и материи. В танце (и разрушая его одновременно божественный танцор держит вол пробуждения Вселенной,; символ разрушения и обновл вая рука, сильно согнутая в лс на зрителя в жесте покрови рука указывает на карлика, оз над материальным. Глаза Ши третий глаз во лбу - огонь, символизируют излучаемую б<

Бронзовые статуи поме] тые в сари, украшенные др ных носилках совершали ц<

Танец являлся неотъемл как «искусство рассказа», и настроения передавались 3j ных жестов, мимики, голос нитые индийские танцовщ функции, запечатлены на р(

Зарождение культового мистериями в честь бога И

ными музыкантами помещены монументальные фигуры слонов в натуральную величину. Духи вод змей-наги плывут по расщелине навстречу Ганге. Слева - мудрецы, брахманы, аскеты, молящиеся у святилища люди, животные, бог Шива. Вода, столь необходимая для обитателей тропического края, служит объектом всеобщего поклонения и определяет главную тему композиции - гимн жизни.

Рельеф «Нисхождение Ганги» пронизан религиозным пафосом и вместе с тем отражает реалистические черты в индийской пластике. Наряду с космическими образами выведены забавные и вполне жизненные персонажи: человек с кувши­ном на плече, спешащий набрать воды, гримасничающие обезьяны, хитрый кот, изловчившийся под шумок урвать свою добычу.

Особое место в средневековой скульптуре Древней Индии занимает бронзовая скульптура, расцвет которой приходится на время правления династии Чолов в Южной Индии (Х-ХП вв.). Сравнительно небольшие статуэтки имели культо­вый характер и предназначались для религиозных шествий. Они посвящались культу Шивы и изображали святых отшельников, пребывающих в молитвенном экстазе, страшную богиню смерти Кали, нежную супругу Шивы Парвати, самого Шиву в наиболее популярном его образе «царя танца» - Шивы-Натараджи. В этом образе воплотилось религиозно-философская доктрина индуизма о непрерывном движении в абсолютном покое.

Шива-Натараджа, символ творческого порыва, изображается танцующим в своем не­бесном чертоге на горе Кайласа в Гималаях. Будучи богом всего сущего, Шива воплощает слияние мужского и женского начала, поэтому в пра­вом его ухе удлиненная мужская серьга, в левом -круглая женская. Его танец - движение Вселенной; попираемый карлик, в которого упирается правая нога танцора, символизирует материю, а сам Шива - ду­ховное познание. Две ветви «мирового древа», полу­кругом вырастающие из карлика, обозначают матери­альные силы Вселенной. Шива демонстрирует един­ство духа и материи. В танце он творит мир, сохраняя и разрушая его одновременно. Поэтому в правой руке божественный танцор держит барабан-дамару - сим­вол пробуждения Вселенной, а в левой - пламя Агни, символ разрушения и обновления мира. Вторая пра­вая рука, сильно согнутая в локте, обращена ладонью на зрителя в жесте покровительства; вторая левая рука указывает на карлика, означая власть духовного над материальным. Глаза Шивы - это солнце и луна, третий глаз во лбу - огонь, разлетающиеся волосы символизируют излучаемую божеством энергию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.