Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шива-Натараджа. Южная Индия




Бронзовые статуи помещались в святилище храма, а в праздничные дни, оде­тые в сари, украшенные драгоценностями и гирляндами из цветов, на специаль­ных носилках совершали церемониальное шествие под музыку и танцы.

Танец являлся неотъемлемой частью всякого массового действа и трактовался как «искусство рассказа», поскольку любое чувство и состояние, каждый оттенок настроения передавались зрителю при помощи целой серии условных танцеваль­ных жестов, мимики, голосовых модуляций, особых приемов декламации. Знаме­нитые индийские танцовщицы - баядеры, исполнявшие при храмах культовые функции, запечатлены на рельефах в 108 классических позах индийского танца.

Зарождение культового танца в Индии традиция связывает с религиозными мистериями в честь бога Индры, изображавшими победоносную борьбу богов с

демонами. «Натъяшастра» («Наставление о театральном искусстве») повествует об этом следующим образом:

Индра от имени всех богов попросил Брахму сотворить нечто такое, что развлекло бы их слух и зрение. Брахма создал «Натьяведу» (театральную веду) - действо о победе богов в битве за амриту. Разгневанные асуры, желая сорвать спектакль, проникли на сцену и парализовали речь, движение и память танцующих. Тогда возмущенный Индра уничтожил демонов, метнув в них древко своего знамени.

В дальнейшем все спектакли стали строиться как танцевальная мимическая пантомима, сопровождаемая пением. Пантомима передавала действия персонажей, место и продолжительность события, детали обстановки. Например, по походке видели, что делает герой - взбирается в гору, едет в повозке, летит по воздуху; обход сцены несколько раз обозначал дальность расстояния; условные жесты -волнующийся океан, горы, деревья, животных, птиц и даже ливень, огонь, ветер.

При выходе героя на сцену звучала мелодия, передающая его эмоциональное состояние: радость победы, героический порыв, мучительную тоску по возлюб­ленной, охотничий азарт и т.д. При этом каждый персонаж уподоблялся тому или иному образу из мира природы: царь отождествлялся со слоном, быком, львом, гусем; аскет - с солнцем, огнем, ветром; царица - с рекою, лунным светом; нежная возлюбленная - с ланью, лианой, цесаркой. Эти поэтические образы в сочетании с выразительной танцевальной мимикой усиливали впечатление от произносимо­го текста. Например, в одном из гимнов «Ригведы», где речь идет о романтиче­ской разлуке царя Пурураваса и апсары Урваши, рассказывается то о слоне, раз­лученном со своей любимой, то о гусе, мечущемся по озеру в поисках любимой; подружки главной героини поют о двух цесарках, плавающих по заросшему ло­тосами пруду и оплакивающих любимую подругу, превращенную в лиану.

Наряду с религиозными мистериями древнеиндийский театр существовал в форме натаки («танцевальное представление»), пракараны («шутка») и бханы («клоунада»).

В натаке при помощи красноречивой танцевальной пантомимы разыгрыва­лись различные драматические ситуации из мифологии или эпоса, как правило из «Рамаяны» и «Махабхараты».

Пракарана была разновидностью смехового народного театра и отражала быт и нравы городских низов из «веселого» квартала: гетер, слуг, евнухов, потаскушек. В ней воспроизводились житейские разговоры, различные мошенничества, пере­бранки, непристойные телодвижения и вольные манеры. Все это сопровождалось музыкальными и плясовыми номерами, всевозможными буффонадами - драками, побоями,бранью.

Бхана представляла собой комический монолог шутовского характера, вло­женный в уста плутов - видушаки (букв, «ругатель») или виты - остроумного, галантного и ловкого горожанина, получившего прекрасное образование, но не имеющего достаточных средств. Вита живет под покровительством богача, кото­рого он развлекает своими остротами и помогает в любовных делах, отсюда его тесная связь с «веселым» кварталом.

Наиболее пышные представления устраивались во время религиозных празд­неств, когда в город стекалось множество бродячих трупп. Такие представления-состязания происходили под открытым небом при большом стечении публики и длились около девяти часов. Специальная судейская коллегия подсчитывала очки и награждала победителей денежной премией и флагом. Дворцовые спектакли показывались в парках или в специальных театральных помещениях - двухэтажных

И они расцвели,

и просили Творца, чтобы дивная ночь

не имела конца.

В соответствии с идеалом красоты на раджпутских миниатюрах божествен­ный возлюбленный Кришна, пастушки и самая женственная из них - Радха изо­бражались со скошенным лбом, прямым носом, чувственными губами, миндале­видными глазами, острым подбородком. Благородство персонажей подчеркива­лось тщательно прорисованным жемчугом и тонкими тканями. Контраст между многокрасочным передним планом и плоскостным, часто одноцветным красным или голубым фоном составлял еще одну особенность раджпутской миниатюры.

Вторую группу составляют миниатюры лирического характера, передающие настроения человека при помощи пейзажа. Лирическое настроение ясного весен­него дня в миниатюре «Девушка и лани» подчеркнуто плавными музыкальными линиями, яркими эмалевыми красками и напоминает строки Видьяпати, поэта XIV столетия:

Давай пойдем туда,

где дышит все весной, где лилии цветут,

пленяя белизной, и полдень не томит,

а полночь так ясна, где кажется пчелой

взошедшая луна. Там девушка, томясь

предчувствием любви, скрывает ото всех

желания свои.

Мажорный настрой в миниатюре «Танец Катак» (см. цв. вкл.) создают две гра­циозные женские фигуры в разлетающихся нарядных сари со сцепленными руками, словно в экстазе взмывающие над землей.

Древняя Индия представляется некоей волшебной сказкой, чарующим сновиде­нием. Врожденная созерцательность настраивала индуса на долгие размышления о красоте развертывающихся перед ним пейзажей. Глубина мистических учений, размах поэтического творчества, полная пышных убранств архитектура, ориги­нальная пластика составляют удивительную самобытность индийской культуры, делая ее особенно притягательной.

Контрольные вопросы и задания

1. Как отражена материальная культура Древней Индии в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна»?

2. Расскажите об особенностях буддистской культуры Индии.

3. Расскажите об особенностях индуистской культуры на примере архитектуры и скульп­турного декора храма Кандарья Махадева в Кхаджурахо.

4. В чем состоит особенность могольской миниатюры?

 

ЯПОНИЯ

На характер японской культуры решающее влияние оказало географическое положение страны: Япония расположена на островах Тихого океана и подверже­на тайфунам и мощным землетрясениям. Поэтому отличительными чертами япон­ской архитектуры и изобразительного искусства стали лаконизм и простота.

Другим важнейшим фактором, оказавшим влияние на японскую культуру, ста­ла мифология синто («путь (учение) богов»), основу которой составили представ­ления о коми - духах природы, не имеющих зримого облика. В отличие от панте­изма японский синтоизм предусматривал не обожествление природы в целом, а преклонение перед конкретными духами скал, деревьев, водоемов, трав и цветов. Синтоизм обусловил появление особой эстетики, в которой ценилась естественная красота материала и незавершенность формы.

Характерный для Востока замедленный темп общественного развития, имевше­го только две стадии - первобытно-общинную и феодальную, обусловил хроноло­гическое деление истории культуры Японии на два крупных периода. Эпоха перво­бытно-общинного строя умещается в период с IV тысячелетия до н.э. по VI в. н.э. и включает в себя культуры Дзёмон, Яёй и Кофун. В стадии феодализма, начав­шейся с середины VI в., выделяются три основных этапа: раннее Средневековье хронологически охватывает период с VII по XII в. и совпадает с культурными эпохами Нара и Хэйан; зрелое Средневековье - это XII-XVII вв. и культуры Ка-макура и Муромати; позднее Средневековье датируется первой третью XVII -концом XIX или серединой XX в. и связывается с развитием культуры Эдо.

;:,■




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.