Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каковы основные функции социальной сферы с точки зрения определения общества как единой социальной системы, обеспечивающей целостное проявление основной функции социальной сферы?




Назовите основные методологические подходы к определению социальных показателей и методологические принципы их системообразования?

 

В основу выделения и систематизации социальных показателей положены следующие методологические подходы:

- четкое выделение социальной сферы как системного объекта, в рамках которого и должны «работать» социальные показатели;

обеспечение адекватного отражения статики и динамики проявлений социальной сферы, а также выделение объектов, составляющих ее среду;

- выделение системы социальных показателей, их дифференциация сообразно природе измеряемых ими социальных явлений (объектов);

- выделение системообразующего основания всей системы социальных показателей;

- определение методического, инструментального подхода к измерению социальных процессов;

- учет динамики развития и измерения самих социальных показателей;

- определение главных и дополнительных методов получения социальных данных.

В качестве методологического принципа системообразования показателей социальной сферы принята их типологическая классификация с позиций:

- деятельности человека, благодаря которому даются характеристики человеку как личности, развитости общества, условий развития социальной сферы и социального воспроизводства дифференцированных субъектов;

- удовлетворения потребностей группы. В этих целях принята типология потребностей, характеризующая структуру, объем и уровень их удовлетворения, как с позиции субъектов социальной деятельности, так и с учетом требований общества. Данная типология отражает потребности социальных субъектов в социально-трудовой, социально-политической, социально-потребительской, социокультурной деятельности. Благодаря типологии потребностей определяется набор операциональных показателей, отражающих соотношение потребностей и их удовлетворение. Процедура измерения удовлетворения потребностей фиксирует и столь универсальный показатель, как удовлетворенность личности своим социальным статусом. Система индикаторов, фиксирующих достигнутый уровень развития социальной сферы представляется группами показателей - объективных и субъективных, нормативных и фактических, оптимальных и минимальных, теоретических и эмпирических.

 

Учитывая специфику социальной сферы ее основными функциями являются: социорегулятивная, социоадаптивная, социопродуктивная, социокультурная, социодинамическая, социозащитная.

Социорегулятивная функция регламентирует основные показатели социальной деятельности и отношений субъектов, направленных на повышение эффективности использования потенциала социальной сферы, ее дальнейшее развитие может быть представлено системой норм, нравственных ценностей, выступающих реальной основой макросоциального процесса смены модели поведения отдельного человека и целых групп, а также регулятором их социальной деятельности.

Социоадаптивная функция способствует достижению согласованности действия людей в обществе, стимулирует деятельность индивидов и социальных групп, направленную на наиболее эффективную реализацию потенциала каждого, и отражается показателями, характеризующими стимулы к эффективной социальной деятельности человека и общественных образований.

Социопродуктивная функция дает возможность удовлетворить все потребности людей, необходимые для воспроизводства социального организма в его целостности, качества на всех структурных уровнях общества и описывается системой объективных и субъективных, а также нормативных и реальных показателей, характеризующих обеспеченность населения продуктами потребления и услугами.

Социокультурная функция регулирует процессы приобщения человека и различных социальных групп к духовной стороне воспроизводственного процесса, к освоению социально-нравственного потенциала общества, обеспечивает согласование ценностных ориентации и интересов различных субъектов, социальную активность людей и может характеризоваться показателями успешности социализации индивида, востребованности конкретных социальных структур, степенью согласованности интересов различных групп населения и эффективности социальной политики, мерой включенности их в общественные преобразования.

Социодинамическая функция связана с повышением качества жизни населения, обеспечением созидательного, динамического характера практики на основе совершенствования самих субъектов жизнедеятельности, расширения потенциала социальной сферы и характеризуется системой показателей социальной мобильности в обществе.

Социозащитная функция обеспечивает социальные гарантии и права, социальную помощь и поддержку нетрудоспособным и депривированным слоям общества и выражается в системе показателей, характеризующих степень социальной защищенности населения (уровень прожиточного минимума, численность населения, находящегося за чертой бедности, количество и качество бесплатных услуг, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей субъектов социальной сферы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.