Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафора и символ как два вида семантической деривации




Семантика рассматривает отношения знаков к их десигнатам и тем объектам, которые они денотируют. Ч. Моррис разграничивает индексирующие знаки, которые обозначают то, на что они направлены, и характеризующие знаки — они характеризуют то, что они могут обозначать [Моrris 1938]. Если характеризующий знак обнаруживает свойства, которыми облада­ет его денотат, то данный знак является иконическим; в других случаях характеризующий знак выступает как знак-символ. Остановимся на проблеме взаимодействия компонентов зна­ка-символа.

Семантическое правило употребления символов формирует­ся с помощью других символов или посредством указания на конкретные объекты, служащие в качестве моделей; именно тог­да соответствующий символ употребляется для обозначения объек­тов, сходных с моделями [см. об этом: Потебня 1990; Пищальникова, Сорокин 1993; Степанов 2001].

Языковые символы представляют собой устоявшиеся, зак­репившиеся в сознании людей ассоциативные комплексы, кото­рые существуют в языковом значении слова в виде так называе­мой символической ауры, присутствующей в ряде сем древнего архетипического, или мифологического характера [Шелестюк 2001: 50]. Символ является комплексным знаком, который обладает двумя значениями: прямым, конкретно-денотативным, и переносным, чаще всего отвлеченным, абстрактным значением.

Прямое значение представляет образную сторону символа и характеризуется обобщением выражаемого им понятия. Второй ярус содержания символа — переносное значение может носить: а) первично-архетипический, б) культурно-стереотипный, в) субъ­ективно-авторский характер (так называемые авторские симво­лы) [Мифы народов мира 1988].

Комплексность означаемого в символе определяется сложным взаимодействием его компонентов денотативного значения и целого ряда коннотаций или ассоциаций метафори­ческого / метонимического характера между агентом (денотатом) и референтом (ассоциативным комплексом). Механизмам переноса значений в ассоциативных метафорических и метонимических рядах свойственна определенная логика, они выявляют различные способы освоения человеком реальности, концептуализации этой реальности, созданием наивной, или языковой картины мира [см об этом: Апресян 1995; Арутюнова 1998; Новиков 1999; Новиков, Ярославцева 1990; Новикова, Черемисина 2000; Анна А. Зализняк 2001; Корнилов 2002].

Появление комплекса ассоциативных созначений осуществляется посредством использования уже существующих единиц в новых значениях, т.е. благодаря семантической деривации. Исходное значение слова как результат концептуализации некоторой ситуации внеязыковой реальности предоставляет говорящим некую ментальную схему, или семантическую модель для осмысления других ситуаций, подводимых под эту схему. При этом метафорические значения – это лишь частный случай осмысления (интерпретации) одного (нового) через другое (данное) [см. об этом: Кустова 2000; Мезенин 2002].

Семантический сдвиг порождается изменением типа объекта, который в свою очередь освобождает пространство новым и обычно более специальным характеристикам. Способность человека удерживать в памяти десятки значений многозначных слов может быть объяснена знанием прототипических ситуаций и их свойств при извлечении из них нужной информации. Система производных значений многозначного слова «неоднородна», имеет сложную структуру, состоящую из нескольких ярусов и подструктур. Основой семантического развития слова служит не только исходное, базовое значение, но и его соответствующая прототипическая ситуация. Она является источником именно той когнитивной схемы, которая по мере удаления от физической субстанции постепенно проступает в общем абстрактном виде и производных значениях, объединяя разнородные ситуации с разнотипичными объектами в единую группу для реализации некой общей идеи (символа). Так осуществляются взаимодействие и последующая интеграция смысловых элементов символа. Целесообразно трактовать это взаимодействие как семантическую деривацию.

Общую схему результатов интегративного процесса компонентов символа можно описать следующим образом. Прототипическая ситуация является источником многочисленных импликаций, которые в исходном значении не отмечаются, но на которых основаны многие как неметафорические, так и метафорические значения. Вокруг исходного значения «ядра» группируются неметафорические значения. Далее идут метонимические значения, которые более тесно связаны денотативно и семантически с исходной ситуацией и исходным значением, чем метафорические. Самая дальняя периферия – это структурно-метафорические значения, реализующие тот же инвариант, что и неметафорические значения, но в ином пространстве и связанные с этим исходным значением каким-либо случайным признаком. Этот признак (импликация) извлекается не из исходного значения, а из прототипической ситуации, одновременно реализуя и общую идею, которая становится определенным символом или инвариантом разной степени абстрактности.

Изучим процессы и механизмы семантической деривации в метафорических моделях в тех ситуациях, где они приобретают определенную символику. В качестве материала исследования рассмотрим семантическое поле «огня» в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» (см. таблицы 12-13).


Таблица 12.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.