Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ




Эмоциональные нарушения в детском возрасте

Особенности эмоционального развития детей с ОВЗ

Эмоции – специфический вид психического реагирования на внутренние и внешние раздражители.

Типы: аффекты, эмоции, чувства, настроения, эм.стресс

- кратковременные (аффекты) - положительные
-долговременные (настроения) - отрицательные

 

Важность эмоций – с помощью Э. человек осознает свои потребности

- Э. связаны с регуляцией деятельности

 

Спектр Э нарушений в детском и подростовом возрасте чрезвычайно велик: тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния, преневротические состояния

 

Нарушения э-в сферы и поведения могут быть объяснены влиянием различных комбинаций факторов:

- биологических (генетические факторы; соматическая ослабленность, которая вызывает трудности адаптации в социальной среде; отягчающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды),

- органических (церебрально-органическая недостаточность, резидуально органическая недостаточность способствует психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта, особенно в сочетании с неправильным воспитанием),

- социальных (в первую очередь семья, ранние эмоциональные контакты, особенности отношения матери к ребенку),

- психогенных факторов (психотравмирующие ситуации).

! кроме этого – эти факторы предрасполагают к формированию патохарактерологических свойств личности (характерология, эмоциональная сфера влияет на становление характера и обратно, особенности характера предрасполагают к расстройствам эмоциональной сферы)

 

 

1. неврозоподобные нарушения (невроз навязчивых состояний, невроз страха, неврастения)

Связан как правило с тремя видами конфликта: конфликт в рамках межличностных отношений, интрапсихический, или внутриличностный конфликт и смешанный конфликт.

Межличностный конфликт (связывается не столько с тяжестью дефекта, сколько с неправильным воспитанием):

- повышенная возбудимость

- бурные аффективные вспышки в процессе общения

- вероятны негативные эмоциональные реакции по любому поводу

Интрапсихический, или внутриличностный конфликт (обусловлены как психогенными переживаниями, так и церебрально-органической недостаточностью мозга):

- повышенная тормозимость

- слабо выраженная общительность

- глубокое переживание обиды

- стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи…)

Смешанный тип:

- агрессивность

- импульсивность

 

2. психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС

 

3. невропатия (нарушение возбудимости ЦНС: с раннего возраста проявляется повышенная раздражительность, возбудимость)

 

4. эмоциональные расстройства: 1. в связи с наличием физического дефекта – пассивно-оборонительное поведение или агрессивно-защитное) 2. Эмоциональные нарушения, обусловленные нарушением ЦНС: задержка в развитии эмоциональных реакций (невыражен комплекс оживления у младенцев на голос и улыбку матери, неадекватность реакций на новую игрушку

Проявления эмоциональных нарушений:

- тревожное беспокойство, (пугливость, наличие страхов) – главный индикатор нарушений ЭВС

- повышенная возбудимость или вялость, пассивность

- капризность

- эмоциональная неустойчивость

- повышенная впечатлительность (обидчивость, чуткость на изменения настроения, негативизм).

 

5. психический инфантилизм (поражение ГМ – формирование лобных долей происходит замедленно и неравномерно, что и является причиной изменения личности)

Проявления психического инфантилизма:

Незрелость ЭВС: двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность, отсутствует детская живость и непосредственность в проявлении эмоций.

Варианты осложненного психического инфантилизма:

Невропатический вариант (несамостоятельность, внушаемость, неуверенность, следствия: пассивные и активные реакции протеста).

Цереброастенический вариант (сочетание с симптомами раздражительной слабости, В.В. Ковалев, 1985):

Органический инфантилизм (Г.Е.Сухарева, 1955, С.С. Мнухин, 1968) (сочетание с нарушениями интеллектуальной деятельности): инертность, благодушность, нарушение целенаправленности деятельности, снижение критичности.

!Учитывать, что чувство собственной ущербности и дефектности способствует быстрому формированию комплекса неполноценности (особенно в подростковом периоде), что приводит к неосознанной защитной реакции ухода личности на более низкий, инфантильный уровень с резким заострением эгоцентрических черт. Это проявляется:

· - у экстравертированных детей, с возбудимым типом психической деятельности в усилении раздражительности, озлобленности, истероидности, требования повышенного внимания к себе;

· - у интравертированных, с чертами тормозимого круга – усиление психастенических и депрессивных проявлений самоуничижения, ущербности и нежелания жить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.