Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшие чувства человека




Нередко слова "эмоция" и "чувство" употребляются как синонимы. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Связь чувства с эмоциями заключается в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. В структуру чувств входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием.

Отличия чувств от эмоций:

1. Чувства всегда осознаются.

2. Относительно устойчивы.

3. Обнаруживаются в конкретных эмоциях.

4. В структуру кроме эмоций входит обобщенное отношение.

5. Носят предметный характер.

6. Образуют ряд уровней – от непосредственных до высших.

7. Носят исторический характер.

8. Играют социализирующую роль (их воспитывают).

Амбвивалентность чувств – это несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Чаще всего она возникает из-за того, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (уважают за трудолюбие и осуждают за вспыльчивость).

Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства и практические. Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и – шире – к обществу. Сюда относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность и т.д. Безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жесткость, злорадство, надменность, себялюбие и др. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. Роль чувств в мыслительном процессе состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. К ним относятся: интерес (как эмоцию), удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и т.д. Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и его отображению в искусстве как к чему-либо прекрасному, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в оценках, художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же презрения, разочарования, отвращения. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса его формирования и сознания.

Все люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по: 1) эмоциональной возбудимости; 2) длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний; 3) доминированию стенических иди астенических эмоций. Но более всего эмоциональная сфера различается по 4) силе и глубине чувств, по 5) содержанию; 6) предметной отнесенности.

 

Выводы:

1. Эмоционально-волевая сфера является одной из самых обширных сфер личности и наиболее сильно зависящей от культурно-исторических условий формирования человека.

2. Воля – важнейшее психическое образование личности, от которого зависит не только успешность деятельности, но и развитие способностей, познавательной сферы человека и индивидуальных (характерологических) особенностей личности.

3. Основные эмоции имеют врожденный характер и выполняют ряд важнейших функций в организации психической жизни человека.

4. Эмоциональные состояния человека столь же разнообразны, как и эмоции. Отличаются сравнительной длительностью и большими последствиями для человека.

5. Чувства значительно отличаются от эмоций, имеют более сложную структуру и образуют ряд уровней: от простых до высших.

Рекомендуемая литература:

Бреслав, Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004. – 544 с.

Изард, К. Психология эмоций. 2-е изд., доп. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464с.

Якобсон, П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 216с.

Ильин, Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 284 с.

Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гппенрейтер. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1993. 304с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.