Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции и заболевания




ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМОЦИЙ

Почему возникают эмоции? Предполагается, что когда-то они были предформой мышления. На уровне эмоций объективные отношения еще не вычленяются, но обнаруживается субъективное отношение. В процессе развитого мышления развивается способность перемещаться в мысленном пространстве и смотреть на предмет с разных точек зрения. Впрочем, еще в античной философии к эмоциям относились как к особому виду познания.

Эмоции помогают ориентироваться в окружающей действительности с точки зрения желательности или нежелательности предметов и явлений действительности. В этом проявляется информационная роль эмоций.

У новорожденных уже есть некоторые эмоции. Одна из них – страх. Он возникает, например, при сильном звуке. Возможно и неудовольствие (гнев), которое появляется при ограничении свободы движений, а также удовольствие – при покачивании, поглаживании. В 2–3 года формируются чувства ревности и зависти – как социальные формы гнева, а из удовольствия развивается радость. В 3–5 лет появляется стыд: социальная форма страха осуждения.

Вообще положительные эмоции развиваются из игры и исследовательской деятельности. Малыш испытывает удовольствие в момент получения результата. Потом удовольствие доставляет и сам процесс. И, наконец, ребенок начинает получать удовольствие от предвосхищения, т.е. перед игрой.

Отрицательные эмоции возникают как реакция на помеху в достижении цели. Такие реакции индивидуальны. У одних они порождают вялость, безынициативность, а у других – агрессию. Это зависит, в частности, от серьезности препятствия и от наказания. Кстати сказать, есть на Западе психологи, которые утверждают, что российская привычка туго пеленать детей приводит к развитию агрессивности, которая остается и у взрослых.

Мы уже говорили о том, что эмоции вызывают различные физиологические реакции. Длительные и сильные эмоциональные состояния могут вызывать болезни. Например, стресс вызывает гипертонию, язву, сосудистые патологии (инфаркт, инсульт, стенокардию, спастический колит); гнев – ревматический артрит, крапивницу, псориаз, язву, мигрень, заболевания печени; страх – сердечные заболевания; апатия – желудочные заболевания; беспокойство – рвоту.

Некоторые характерологические черты также служат причиной заболеваний. Например, высокий уровень притязаний, честолюбие и нетерпимость способствуют возникновению сердечно-сосудистых патологий.

Мы уже упоминали о задержанных эмоциях, когда человек подавляет их внешнее выражение. Это, оказывается, не проходит бесследно для организма. Если к этому часто прибегать, то может развиться гипертония или язва желудка.

Болезненные состояния от длительных воздействий могут проявляться и у животных. Так, если клетку с кошкой поставить недалеко от клетки с собакой, то у кошки будет гипертония. Эта же болезнь возникнет и у вожака стаи обезьян, если его отделить от стаи и кормить у него на глазах других обезьян.

Можно проследить и обратные соотношения, т.е. по болезни определить те эмоции, которые привели к ней. Например, если у человека сердечно-сосудистые заболевания, то скорее всего у него повышенная самооценка, неудовлетворенность; такие заболевания часто возникают у людей сдержанных, скрытых, с повышенной чувствительностью к порицаниям и словесным раздражителям; а если язвенная болезнь, то для него характерны тревожность, раздражительность, повышенное чувство долга; так бывает у людей с пониженной самооценкой, обидчивостью, мнительностью.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, нужно:

1) правильно оценить значимость событий;

2) в случае поражения действовать по принципу «не боль­но-то и хотелось»;

3) увеличить физическую нагрузку (многие женщины начинают стирать или выполнять другую тяжелую домашнюю работу);

4) сформировать новую доминанту, т.е. отвлечься;

5) выговориться, выплакаться;

6) послушать музыку;

7) вызвать улыбку, смех. Юмор необходим для того, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует на серьезность;

8) осуществить релаксацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.