Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык как предмет языкознания




 

1. Предмет и основные раздел языкознания.

2. Основные функции языка и его закономерности развития.

3. Язык и сознание.

4. Язык и речь.

5. Происхождение языка. Различные теории происхождения.

6. Классификация языков.

 

1. Языкознание или лингвистика – наука о языке, его природе и функциях в обществе, его структуре, закономерностях исторического развития, о месте конкретного языка в мире.

Язык – особая система знаков, служащая средством общения.

С понятием знака мы встречаемся не только в языке, но и в повседневной жизни: звук скрипящей двери укажет, что кто-то зашел или вышел, звук выстрела скажет об охоте, знак поднятой руки означает требование внимания и др., т.е. знак имеет форму и содержание. И языковой знак не исключение. Однако языковой знак УСЛОВЕН: в данном обществе тот или иной предмет имеет определенное название, в другом обществе может называться по-другому.

В языке знаки существуют не изолированно друг от друга – они образуют систему. Изучая язык, наука выделяет в нем определенные части, или уровни, образующие систему. Каждый уровень представлен определенными разделами языкознания, имеющими свои языковые единицы.

Фонетический уровень

Фонетика изучает звуковой состав языка с точки зрения акустической природы наименьших единиц звучащей речи, рассматривает взаимовлияние звуковых единиц, их роль в различении звуковых оболочек слов. Фонология изучает фонемы – абстрактные звуковые единицы. Графика рассматривает систему обозначения звучащей речи на письме. Орфография определяет общие принципы и частные правила написания букв. Орфоэпия – наука о нормах литературного произношения.

Семантический уровень

Лексикология или семантика изучает слово и его значение, типы лексических значений, однозначные и многозначные слова. Фразеология – учение об устойчивых сочетаниях. Соответственно выделяются отрасли, изучающие принципы и правила составления словарей – лексикография и фразеография.

Морфологический уровень

На стыке семантического уровня и морфологического находится словообразование, изучающее средства (морфемы), способы, модели, с помощью которых создаются слова в языке.

Грамматика – самый большой и сложный раздел, представленный морфологией и синтаксисом. Морфология – грамматическое учение о слове как части речи, его формах и основных категориальных значениях. Синтаксис изучает способы объединения слов в синтаксические конструкции (словосочетания и предложения) и взаимоотношения между ними.

Высший уровень языковой системы – стилистический, т.к. в рамках определенного стиля ограничено сочетаются характерные для него единицы других уровней.

Все единицы языка, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной: они должны восприниматься органами чувств (зрением, слухом). По материи, которая используется для построения единиц общения, язык может быть звуковым (только звуковой – у малоразвитых народов) и письменным (тогда становится мертвым, как латынь).

Существуют еще вспомогательные языки, также способствующие передаче информации. Это языки, изобретенные для людей слепых, глухих; специализированные системы типа азбуки Морзе, дорожных знаков, научной символики (метаязык, например +, =).

Надо сказать, что определенной системой информации и способностью к ее передачи обладают и животные. Всех ученых удивляет язык пчел, дельфинов, которые умеют передавать достаточно широкий круг информации.

Существовал язык цветов – условный способ выражения различных понятий и чувств. Этот язык был изобретен на Востоке, где служил способом передачи любовных посланий: белая лилия – чистота, роза – любовь, астра – печаль, гвоздика – страсть и т.д.

Т.о. язык является всеобъемлющей и всеобщей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности.

 

2. Язык не индивидуален. Это не биологическое явление. Очень показательно, что дети, которые волею судеб оказывались среди животных, не могли потом научиться говорить.

Язык не связан с понятием расы, не связан и с экономическим укладом. Язык представляет собой сложное, противоречивое явление: он изменчив и стабилен. Язык – явление саморазвивающееся, но в то же время не существующее само по себе. Он является неотъемлемой частью общественной жизни, истории развития человечества. Язык – средство передачи культурного и духовного опыта, и сам – элемент культуры. Все изменения, происходящие в жизни, находят отражение в языке:

Так, в советские годы активно расширялась военно-спортивная лексика, в послеперестроичный период – много политической, экономической. Появились слова и с/сочетания: банды формирования, перекрыть каналы и др. какие-то слова и выражения остаются в обществе, какие-то уходят.

Т.о. язык выработан и отшлифован веками, он является аккумулятором культуры народа, человеческого опыта и знаний.

Основными функциями языка являются следующие:

1) Коммуникативная (функция общения). Это основная социальная функция языка;

2) Номинативная (назывная); Здесь используются номинативные единицы (слова, с/с, ФЕ) и предикативные (предложения).

3) Эмоционально-экспрессивная (передача чувств, эмоций, волеизъявлений – воздействий на человека); Самое яркое проявление этой функции - в кино или театре

4) Идеологическая (слово – средство агитации масс; выражает призыв, побуждает к действию);

5) Гносеологическая (язык отражает и сохраняет знания);

6) Эстетическая (особенно сильна у художественного слова).

Развитие языка как знаковой системы подчиняется целому ряду внутренних причин. Для русского языка характерны:

- закон экономии усилий (языковых средств). Этот закон был открыт выдающимся русским языковедом И.А.Бодуэном де Куртенэ. Так, в фонетике трудные сочетания звуков заменяются более легкими. В современном русском языке существует три типа склонения имен существительных, тогда как в древнерусском языке существовало 6 типов склонения, и два первых типа имели варианты.

- закон аналогии: одни факты языковой системы на основании сходства, аналогии уподобляются другим. Чаще всего этот закон проявляется в акцентологии: одни слова меняют место ударения под влиянием других (например: вихрь – вихрИться, как вИться, кружиться, змеИться и т.д.); словоизменении и словообразовании (например: слово компьютерщик образовано при помощи суффикса щик со значением лица по аналогии со словом наборщик и т.д.). Аналогия – один из инструментов освоения родного языка. Так, дети часто образуют слова по аналогии. Например: рука – руч к а (уменьшительно-ласкательное), нога – нож к а. Значит, и наоборот, если есть кош к а, должно быть и коша; пал к а – пала.

 

3. Язык неразрывно связан с сознанием. Язык есть не только средство выражения мысли, но и форма ее существования, таким образом, язык не только выражает мысль, но и формирует ее. Умение человека мыслить отражается в умении говорить. Сознание человека как его духовное начало материализуется через слова и понятия, соответствующие реально существующим предметам и явлениям.

Непосредственнее всего единицы языка связаны с единицами логического мышления: слово с понятием, предложение с суждением.

Язык и мышление взаимодействуют, но они не тождественны.

Во-первых, они различаются по цели. Целью мыслительной деятельности является получение знаний и их систематизация. Язык помогает их оформить и закрепить. Мысль фиксируется в языке, передается от поколения к поколению, может служить отправной точкой для формирования новой мысли и ее языкового оформления.

Во-вторых, язык и мышление различаются по строению их единиц. Основу языка составляет его грамматический строй, законы и нормы словоизменения, словообразования и построения предложений. Основу мышления составляет логический строй, правила оперирования понятиями и суждениями. Законы мышления общечеловеческие. Их изучением занимается логика.

 

4. Языковая система реализуется в процессе ее функционирования, т.е. в речи. Речь – конкретное применение языка. Речь более динамична, избирательна по отношению к тому многообразию различных средств, существующих в языке. На это влияет словарный запас, темперамент, культура человека.

Речь представляет собой деятельность, в процессе которой происходит общение людей; с другой стороны, речь – это текст и особый жанр (например: ораторская речь).

Язык и речь имеет свои параллельно существующие единицы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.