Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Графическая структура темы занятия




Дидактические средства для организации

V. Вопросы для самоподготовки.

а) по базисным знаниям:

1. Точки выслушивания сердца. Механизм образования сердечных тонов.

2. Дифференциальная диагностика функциональных и органических шумов сердца.

3. Методика проведения и оценка пробы Маслова-Шалкова.

4. Какова частота сердечных сокращений у новорожденного ребенка, ребенка 1 года, 5 лет, 14 лет.

5. Патофизиологические механизмы сердечной недостаточности у детей.

6. Клинические признаки сердечной недостаточности.

7. Механизм действия сердечных гликозидов.

8. Клинические признаки передозировки сердечных гликозидов.

 

б) по данной теме:

1. Этиология и распространенность врожденных пороков сердца. Классификация врожденных пороков сердца.

2. Клинические проявления врожденных пороков сердца (кардиальные и экстракардиальные). Методы диагностики ВПС.

3. Гемодинамика и клинические симптомы бледных пороков (дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки, открытый артериальный проток).

4. Гемодинамика и клинические симптомы пороков синего типа (полная транспозиция магистральных сосудов, тетрада Фалло).

5. Гемодинамика и клинические симптомы пороков с препятствием к выбросу (стеноз аорты, коарктация аорты).

6. Клинические признаки сердечной недостаточности. Классификация сердечной недостаточности.

7. Основные принципы лечения и реабилитации детей с врожденными пороками сердца.

Темы УИРС:

1. Этиологические факторы формирования врожденных пороков сердца.

2. Методы хирургической коррекции врожденных пороков сердца.

 

самостоятельной работы студентов

1. Таблицы №: 60, 63, 85, 103, 105, 109, 110, 111, 112.

2. Слайды №: 3-1  3-15; 3-17, 3-18; 3-19.

3. Учебные истории болезни.

4. Тематические больные.

5. Набор электрокардиограмм.

6. Графопроектор.

7. Тонометры.

8. Фонендоскопы.

9. Банк заданий для самостоятельной работы.

 

1. Классификация врожденных пороков сердца у детей

Нарушение гемодинамики Без цианоза С цианозом
С обогащением ма-лого круга кровооб-ращения     С обеднением мало-го круга кровообра-щения   С обеднением большого круга кровообращения   Без нарушений гемодинамики Открытый артериальный проток, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок, атриовентрикулярная коммуникация   Изолированный стеноз легочной артерии     Изолированный аортальный стеноз Коарктация аорты     Истинная и ложная декстракардия, аномалии положения дуги аорты и ее ветвей, небольшой дефект межжелудочковой перегородки (в мышечной части) Комплекс Энзенменгера, траспозиция магистральных сосудов, общий артериальный ствол   Болезнь Фалло, атрезия трехстворчатого клапана, транспозиция магистарль-ных сосудов со стенозом легочной артерии, общий ложный артериальный ствол, болезнь Эпштейна

 

 

3. Осложнения врожденных пороков сердца

Органы и системы организма Осложнения Вариант порока
     
Сердечно-сосудистая система Инфекционный эндокар-дит Ревматизм Аневризма аорты Инфаркт миокарда   Мерцательная аритмия   Пароксизмальная тахикардия   Частичная АВ-блокада     Полная АВ-блокада   Экстрасистолия Коллаптоидные состояния ОАП, ИСЛА, ДМЖП, болезнь Фалло   ДМПП, ДМЖП, ОАП КА, стеноз артериальных клапанов 3-я фаза ВПС синего типа, синдром отхождения левой коронарной артерии от легочной   наслоение ревматизма на ДМПП ДМПП     Болезнь Эпштейна, ДМПП (или в сочетании с аномальным дренажем легочных вен) Большие дефекты перегородки сердца, изолированные аномалии проводниковой системы   Все ВПС ВПС синего типа, 3-я фаза течения ВПС    
Органы дыхания     Центральная нервная система     Органы кроветворения Затянувшиеся пневмонии, ателектазы   Хроническая пневмония   Первичный туберкулез     Гипоксемические приступы   Нарушение мозгового кровообращения, абсцессы мозга Кровоизлияние, эмболии   Относительная железодефицитная анемия   Геморрагический диатез Первая фаза течения ВПС с обогащением малого круга кровообращения: ОАП, ДМПП. ДМЖП, атриовентрикулярная коммуникация, общий артериальный ствол, транспозиция магистральных сосудов 2-3-я фаза ВПС с обогащением мало-го круга кровообращения Пороки с обеднением малого круга кровообращения: болезнь Фалло, полная транспозиция со стенозом легочной артерии, ложный общий артериальный ствол   Первая фаза ВПС синего типа с обеднением малого круга кровооб-ращения 1-3-я фаза ВПС с обеднением малого круга кровообращения   КА, артериальный или субарте-риальный стеноз, эмболии при дефектах перегородки сердца с право-левым шунтом Первая фаза ВПС синего типа   3-я фаза ВПС синего типа (тромбоцитопения, коагулопатия потребления или диссеминированная внутрисосудистая коагулопатия)

 

4. Дозирование сердечных гликозидов при сердечной недостаточности у больных с врожденными пороками сердца

(М.Я.Студеникин, В.И.Сербин, 1984)

Препарат Способ примене-ния Доза насыщения мг/кг Поддерживающая
Недоно-шенные и новорож-денные 1 мес - 2 года Старше 2 лет В частях от дозы насыщения Мг/кг Мг/сут
До 2 лет Старше 2 лет До 2 лет 7-15 лет
Коргликон Строфантин Изоламид   Дигоксин   Дигитоксин В/в В/в В/в   Внутрь   В/в   Внутрь   Внутрь 0,01 0,007 0,02-0,03   0,04-0,05   0,02-0,03   0,04-0,05   0,02-0,025 0,013 0,01 0,04   0,075   0,04   0,06-0,075 0,03-0,04 0,01 0,007 0,03-0,04 0,06-0,1 0,03-0,04 0,05-0,06 0,025-0,03 Разовая доза Разовая доза
1/4-1/5 1/4-1/5 1/4-1/5 1/4-1/5 1/8-1/10 1/4-1/6   1/4-1/6   1/4-1/6   1/4-1/6   1/10 0,008   0,02   0,008   0,012   0,003 0,1-0,25 0,25-0,5 0,1-0,25 0,125-0,375 0,05-0,1
                       

VII. Схема обследования больного.

 

Жалобы. Наиболее часто родители детей с ВПС предъявляют жалобы на: а) отставание в массе, росте, развитии моторики уже в раннем детском возрасте; б) синюшность кожи; в) наличие шума в области сердца с первых недель или месяцев жизни; г) затруднения при кормлении; д) повторные респираторные заболевания (пневмония, бронхит).

Анамнез болезни. При подозрении на ВПС врач должен выяснить когда родители заметили отклонения в состоянии ребенка, в его развитии и поведении. Когда впервые был осмотрен врачом и какие были проведены исследования, какой поставлен диагноз и какова была динамика заболевания. Нужно узнать связывают ли родители происхождение болезни с отклонениями в собственном здоровье, со своими вредными привычками, профессиональными вредностями, нарушением течения беременности или родов, с др. неблагоприятными влияниями.

Анамнез жизни. Тщательно изучить информацию о тех факторах риска в жизни матери, отца и самого ребенка, которые могут явиться причиной данного заболевания. Нужно тщательно собрать сведения о здоровье матери до беременности и во время ее.

При осмотре больного охарактеризовать общее состояние и самочувствие больного:

· цвет кожи: характерна бледность или цианоз кожных покровов и слизистых оболочек;

· отеки на нижних конечностях;

· увеличение печени;

· расширение границ сердца, приглушенность сердечных тонов, шумы, тахикардия, повышение или снижение артериального давления, одышка.

Дать оценку лабораторным и инструментальным методам исследования:

· клиническому анализу крови и мочи;

· биохимическим анализам крови (общий белок и фракции, СРБ, сиаловые кислоты, АЛТ, щелочная фосфатаза, калий, натрий);

· ЭКГ;

· R-грамме органов грудной клетки;

· ультразвуковому исследованию сердца и органов брюшной полости;

· другим методам исследования.

VIII. Самостоятельная работа студентов.

Задание № 1. Обследуйте больного с врожденным пороком сердца. Для этого:

1. Собрать анамнез, уточнить характер течения беременности у матери, перенесшие в этот период заболевания, состояние здоровья ребенка после рождения (наличие цианоза, одышки, вес, шум в сердце).

2. При объективном обследовании обратите внимание на общее развитие ребенка: одышку, цианоз, наличие «барабанных палочек», деформацию грудной клетки, кардиомегалию, шум в сердце.

3. Систематизируйте жалобы, данные объективного осмотра, лабораторные данные, R-грамму сердца, ЭКГ, ФКГ и сформулируйте диагноз.

 

Задание № 2. Составьте алгоритм лечения по приведенной схеме:

Этапы лечения Лечение, применяемое при данном заболевании (работа с учебн.) Лечение данного больного
Режим    
Диета    
Этиопатогенетическая терапия    
Симптоматическая терапия    

 

Задание № 3. Составьте алгоритм распознавания болезни по предложенной схеме:

Этапы диагностики Признаки, теоретически возможные при данной нозологической форме (работа с учебником) Признаки болезни, выявленные у Вашего боль ного
Жалобы    
Анамнез заболевания    
Анамнез жизни    
Объективный осмотр    
Лабораторные исследования    
Инструментальные исследования    

 

Задание № 4. Определите прогноз заболевания у больного. Для этого:

1. определите факторы риска у данного больного;

2. определите состояние сердечно-сосудистой системы;

3. назначьте адекватное лечение, обоснуйте его;

4. выпишите рецепты на назначенные медикаменты.

 

Задание № 5. Проведите анализ истории болезни стационарного больного. Для этого:

1. проанализируйте правильность предварительного и окончательного клинического диагноза;

2. оцените предложенную терапию и внесите свои предложения;

3. оцените объем предложенного обследования и внесите свои коррективы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.