Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ с точки зрения строения и мозгового обеспечения письма




Относительное отставание в развитии того или иного компонента определяет индивидуальные особенности психики ребенка.

Неравномерность развития ВПФ.

Компенсаторные процессы.

Сложность заключается в том, что у детей с аномалией психического развития имеют место компенсаторные процессы. Поэтому при исследовании ребенка нужно уметь отдифференцировать дефект от компенсации.

Индивидуальные особенности ВПФ детей могут быть объяснены присущей норме неравномерностью развития ВПФ. Что это значит?

Известно, что развитие различных ВПФ у детей происходит не одновременно, а в определенной последовательности, что обычно обозначают термином «гетерохрония развития».

На эту общую линию развития накладываются индивидуальные вариации, проявляющиеся в неравномерности развития функций у данного индивидуума: одни функции развиты у него лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже.

За гетерохронией и неравномерностью стоят разные причины (факторы). Гетерохрония определяется видовой генотипической программой развития. Неравномерность – индивидуальной программой и средовыми факторами.

Такое относительное отставание обычно не мешает ребенку адаптироваться к требованиям садика или школы. Оно может проявляться лишь при утомлении ребенка или при специальном исследовании. Однако у части детей при резком повышении требований (поступлении в школу) имеющиеся функциональные слабости могут приводить к более или менее выраженным трудностям обучения.

Для таких детей наиболее оптимальным может быть именно нейропсихологическое обследование, которое может уточнить механизм имеющихся трудностей.

 

В таблице представлены:

1. основные звенья письма (в период его формирования),

2. участвующие в этом процессе мозговые зоны,

3. нейропсихологические факторы, которые одновременно являются продуктом работы определенной зоны мозга и входят в качестве составляющего звена в структуру психического действия.

 

 

Составляющее звено Функциональное значение в процессе письма Зоны мозга Нейропсихологический фактор
       
1. Зрительный образ буквы. Анализ элементов, включенных в букву, различение письменных и печатных букв. Затылочные отделы. Зрительный.  
2. Зрительно –пространствен- ный образ буквы. 1. Различение букв, имеющих только пространственные различия (р-ь; ш-щ, ь-ъ, к-ж) Теменно-височно-затылочная область (ТРО). Пространственный.
3. Исполнение написания. 1. Схема движения, соответствующая образу буквы.   2. Тонкие движения руки, плавность перехода от одного элемента к другому, от одной буквы к другой.   1. Теменная область.     2. Премоторная область. Кинестетический.     Кинетический.
4. Инициация написания. Постановка целей; выбор программы сочетаний букв, слов; контроль за написанием с пониманием смысла; расстановка знаков препинания. Лобные отделы. Произвольной регуляции.
5. Соотнесение звука и буквы через проговаривание. Различение сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м), а также дифференцировка звуков в сложных сочетаниях согласных (кораблекрушение, подполковник). Теменная область. Кинестетический.
6. Восприятие звуков речи. Различение звуков, сходных по звучанию, но с различным или особым написанием: глухие и звонкие согласные; твердые и мягкие согласные, написание с мягким знаком. Верхне-височная зона. Фонематический.
7. Слухоречевая память Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь. Широкая височная зона. Слуховой модально-специфический.
8. Стабильность написания. Равномерность темпа письма; сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы, соразмерность интервалов. Глубинные структуры. Нейродинамический.

 

 

Из таблицы видно, что

1. в момент формирования письмо является сложным, многогранным процессом, в котором принимает участие большое количество мозговых областей, каждая из которых вносит свой специфический вклад в этот процесс.

2. письмо у ребенка может нарушаться или испытывать трудности формирования по самым разным основаниям. Механизмы нарушения могут быть очень разными. Они зависят от того, на каком уровне, или в каком звене произошло нарушение.

Таким образом, симптом может быть одним и тем же (нарушение, например, письма - дисграфия), а сущность и механизмы нарушения его нарушения разными. А, следовательно, закономерности протекания дефекта и методы его преодоления также будут неодинаковыми и будут зависеть от причины и топики поражения мозга.

 

В целом нейропсихологический анализ нарушения должен дать ответ на ряд следующих ключевых вопросов:

1. каковы причины и механизмы наблюдаемого дефекта, какова структура дефекта (то есть на каком уровне психофизиологической организации функции произошло нарушение), в каком звене произошло нарушение. Практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений (ведь внешне и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха, и патохарактерологические особенности ребенка могут проявляться одинаково – «двойка по русскому»).

2. как частный дефект связан со всей психической сферой ребенка, каково его негативное влияние на нее?

 

В чем специфика нейропсихологического метода диагностики? Она способна установить тонкие и парциальные варианты нарушения ВПФ у детей, недоступные для диагностики другими методами.

Нейропсихологический анализ позволяет подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.