КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алалия как системное нарушение устной речи и ее коррекция
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка Причины: воспалительные поражения ГМ; травматические поражения ГМ; кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов; обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития; последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы Происходит: запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях КГМ (стадия нейробластов) – в обоих полушариях ГМ – билатеральное поражение. М.б.: врожденное недоразвитие; ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде). Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций (афферентная, эфферентная). Моторная алалиянарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи. Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария Различают три уровня недоразвития речи: 1 уровень – отсутствие общеупотребительной речи; 2 уровень – зачатки общеупотребительной речи; 3 уровень – речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Классификация алалии. Симптоматика Моторная алалия - нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи. Симпт. реч: фонетич. наруш.(звукопроизн); недоразв. фонематич. слуха; аграмматизмы в речи; наруш. стр-ры слова и фразы; резко обеднен словарный запас; нет связной речи; несформир. мотивация общения; поним. речи сохранно.
Симптомы неречевые: общая моторная неловкость и недоразв. мелкой мотор; наруш. корд. движ; недоразв. психич. ф-ций; патологич. кач-ва личности (низкая работоспос-ть, негативизм); вторичная задержка умств. разв. (конкретность мышл, бедность логич. операций, сниж. спос-ти к символизации, обобщению, абстрактности); наруш. орального и динамич. праксиса; несформир-ть игровых навыков; импульсивность, хаотичность д-ти; нестойкость интересов. Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария Проявления: ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранение; при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость (одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза; не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия; гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений: большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении; ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего; улучшение понимания при многократном медленном повторении; трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия); улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями); улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего; улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии: из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи; двигательное беспокойство, трудности поведения; дети мало пользуются жестами и мимикой; реагируют на интонацию, не понимания смысла; игру сопровождают модулированным лепетом; логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов; эхолалия -- повторение обращенной речи; при появлении первых слов: (ошибки в ударении не фиксированного характера; замены гая ошибка; искажения структуры; высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально. Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность. Артикуляционная моторика — возможность выполнения опр. движений, удержания артикул. поз, вып. последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний. Затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи м.б. сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и УО. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии. Комплексная раб. над разв. речи и личности: логопедическая работа на фоне активного медикаментозного лечения и психотерапевтического воздействия.
Пропедевтическая работа: 1.создание мех-мов реч. д-ти (формир. мотива речи, навыков коммуникации, созд. внутр. программы высказ-я, отбор лексико-грам. средств (материал)). 2.учет специфики речевого недоразвития каждого ребенка, его личностных особенностей. 3.устранение травмирующих факторов окружающей среды, выработка адекватного отношения к речевому нарушению В систему работы по преодолению алалии входит: 1. Развитие мелкой моторики (рисование, штриховки, раскрашивания, завязывание узелков, мозаика, конструктор и т.д.). 2. Развитие псих. проц. и преодоление неречевых нарушений у алаликов: анализ, синтез, внимание, память, восприятие, противопоставление, обобщение (систематизация предметов по форме, величине, цвету, различение деталей предметов, выделение лишнего предмета). 3. развитие зрительного и пространственного восприятия, установление причинно-следственных и временных связей. 4. полисенсорная основа обучения 5. использование ритмики и логоритмики В речи – кор. работа связана с предметно-практической деятельностью. Поэтапность работы: 1эт. – воспитание реч активности, формир. Пас. и акт. словаря, работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспростр. и малораспростр. предл., формируются первоначальные коммун. навыки. 2эт. – формир. фразовая речь на фоне усложн. словаря и структуры фразы, распространение предложений, диалоги и рассказы описательного характера. 3эт. – формирование связной речи, автоматизация грамматических структур. Виды работ над словарем: подбор предметов к действиям и действий к предметам, называние частей целого (колесо, фара – машина), подбор однокоренных слов (лес – лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, образование уменьшительно-ласкательных форм Виды работы над предложением: ответы на вопросы и постановка вопросов, составление предложений по слову, опорным словам, по серии картинок, загадки о предметах, описание предмета предложением, вариативность предложений, рекуонструкция предложений, деформированный текст.
Формир. грамм. навыков: репродукция словосочет, разл. модели предл, соглас-е слов в предложениях, употребление предлогов, изменение форм слова Связная речь: диалоги, пересказы, составление рассказов (описательные, повествовательные; по восприятию – с опорой на действие, предмет, картинку, серию картинок; по представлению – из опыта) Работа над интонацией – логическое ударение, паузы, мелодика речи; работа над голосом (повышение, понижение, изменение громкости) Обучение грамоте; исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии. Осн. напр. коррекции: сознат. анализ состава речи; разв. фонематич. воспр.; поним. реч. стр-р. Осн. принц. кор. раб: последоват-е и систематич. возд-е на все стороны реч. д-ти реб.+специфич. лечение, стимул. созревание клеток КГМ. 1. Строгая организ-я звукового и реч. режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задер. развитие речи): опред. часы и дни отдыха; ограничивают излишнее общение; исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор; щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам. 2. привлеч. вним. реб. (попасть в поле зрения, повернуть к себе, взять за руку) 3. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам 4. различ. шумов, зв-в нереч-го хар-ра (звон ложки в стакане, стук карандаша) 5. разв. Направл. вним. и работосп. (вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.) 6. развитие зрительной и двигательной подражаемости: «ладушки», «сорока» 7. развитие потребности общения, мотивации общения 8. различ-е звучащ. игрушек и инструм-в (наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука). В работе избегают громких хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация: 1. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а, р, у), котор. вязывается с предметом или явлением; 2.нормализация работосп., поведения, дея-ти (копирование действий, подчинение нереч. инструкциям); 3.выработка условных связей м/у словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака; 4. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА 5. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение 6. различение характера звука, источника звучания, его локализации 7. предм-практ. действия – не только повт. слова, а умение вып. действие с предм. по словесной инстр: ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО 8. поним. стандартных фраз (слова произн. в опред. порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой хар-р (при общении с одним чел; при общении с разными людьми; при опред. ситуации; с опорой на мимику, жест). 9. развитие фонематического слуха 10. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач) 11. формир. понимания логич, грамматических и тематических групп слов: посуда, мебель; мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать; летит – летят 12. конкретизац. понятий (цвет–красный, синий …, вкус–соленый, сладкий…) 13. раннее обучение грамоте Возм-ть полной ликвид. сенс. алал. ставится под сомнение. Прогноз неопредел-й. Рез-т зав-т от: сост. слуховой чувствит-ти; врем. и хар-ра провод-го лечения; кор-восп. возд-я; возраста и интеллекта реба.
БИЛЕТ 10 1) Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфонии, фонастении) и их педагогическая коррекция. Наруш. голоса — отс. или растр. фонации вследствие патологич. изм-й голосового аппар. Сущ. 2 осн. термина для обознач. патологии голоса: афония (лат. а — отрицат. частица и греч. phone — звук, голос) — полное отс. голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Органич. наруш. голоса. Патол. голоса, возн-я вследств. анатомич. изм-й или хронич. воспалит. проц. голосового аппарата, считается органич. К периферич. Органич. наруш-м отн-ся дисфонии и афонии при хронич. ларингитах, парезах и параличах гортани, сост-х после удаления опухолей. Центральные парезы и параличи гортани зав-т от поражения КГМ, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при ДЦП. Часто причиной органич. наруш. голоса - опухоли и сост. после их удаления. Эти наруш. голоса отн-ся к хронич. и самост-но не исчезают. Функц. наруш. голоса. Наиб. распростр. и многообразные. Не сопровожд-ся воспалит-ми или анатомич. изм. гортани. Причины: голос. переутомление, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания и влияния психических факторов. Носят временный характер. К периферич. функц-м отн-ся: фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. Перегрузка; несобл. охранительного голосового режима при воспалительных забол. верхних дыхательных путей). Органичекие наруш. голоса. Связано с изменением структуры ткани или органо гортани. Виды: острый (хрон.)ларингит, оносторнний хордит (восполение одной связки, прич-опухоли), парезы и параличи гортани (удаление полипов, опухолей), узелки и полипы голосовых связок. Гипертонусные (спастические) наруш. голоса связ. с повыш. тонуса горт. мышц с преобладанием спазма в момент фонации. Развиваются у лиц, форсирующих голос. Фонопедия – комплекс педмер воздействия при нарушениях голоса. Классификация нарушений голоса Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса. Проявл. нарушений голоса: 1.отсутствие голоса или его расстройства (утрата силы, звучности, искажения тембра); 2.голосовое утомление; 3.субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм, комок в горле, першение …). Фоностения – наруш. голоса без видимых изм-й в голос-м аппар. (чаще носит профессион-й хар-р). Прич.: психотравмы; эмоцперегрузки; несобл. гиг. голоса. Проявления: нарушения координации дыхания и фонации; невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять звучание, изменять высоту. Гипотонусная дисфония – обусл. двустор. миопатич. парезами (порезами внутр. мышц гортани). Прич: инфекции (ОРВИ, грипп, дифтерия); перенапряж. голоса. Проявл: слабость гортанных мышц, хриплость, голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются; осиплость; боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки. Гипертонусная (спастич) дисфон. – повыш. тонус горт. мышц, тонич. спазм в момент фонации. Прич: перенапряж. голоса, привычка говор. громко и много. Приз: очень громкий голос. Смешанная дисфония – повыш. и пониж. голоса. Прич: психол. ситуации, эндокрин. Мутации. Прич.: местные (ускоренный рост гортани); нервно-психиче.; патологическая (эндокрин.сис.) Функц. наруш. голоса центр. происх-я. Функц. (психогенная) афония. Прич.: 1.реакция на психотравму у истеричных особ. Проявл: отс. голоса; сохранны кашель, звучный смех; возможны рецидивы; длит-ть течения. 2.психотерапия при фиксации на голосовом дефекте. 3.диспансеризация. 4.рекоменд. после окончания курса восстановления Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса Этапы: 1.подготовительный; 2.восстановительный; 3.заключительный. 1эт.: обследование реби индив. обслед.артикул.аппарата. Подготовить реч. аппарат к восст. голоса (психотерапия; дых. гимн; артикуляц. гимн; раб. по координации дых. артик. и голос. сист). 2эт: формирование нового механизма голосообразования (восст. дых. артик. гимн; голос. упр.): а)вызыв. голоса; б)закрепл. голоса и его автоматиз.; в)работа над характеристиками голоса. 3эт: расширение диапозона звучания; разв.выносливости в голосовым нагрузкам (психотер.) Восст. голоса при парезах и параличах гортани. 1. рац. психотерапия. 2. кор. физиологич. и реч. дых: 1.компл. дых. упр. (диф. ротового и носового выдоха); 2)дутье в губную гармошку для усил. глуб. выдоха и массажа гортани с пом. возд. струи,.3)упр. для активиз. мышц шеи, наружн. и внутр. мышц гортани. Восст. голоса при хронич. ларинг: 1. разъяснит. беседа о голосогигиене и профил. дисфонии; 2. охранит. режим. НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ШЕПОТОМ! 3. работа над дыханием – выработка дыхательной опоры, сознательное замедление выдоха.
2)Мелодико-интонационные нарушения речи (ринофонии, афонии) и их педагогическая коррекция. Наруш. голоса — отс. или растр. фонации вследствие патологич. изм-й голосового аппар. Сущ. 2 осн. термина для обознач. патологии голоса: афония (лат. а — отрицат. частица и греч. phone — звук, голос) — полное отс. голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Органич. наруш. голоса. Патол. голоса, возн-я вследств. анатомич. изм-й или хронич. воспалит. проц. голосового аппарата, считается органич. К периферич. Органич. наруш-м отн-ся дисфонии и афонии при хронич. ларингитах, парезах и параличах гортани, сост-х после удаления опухолей. Центральные парезы и параличи гортани зав-т от поражения КГМ, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при ДЦП. Часто причиной органич. наруш. голоса - опухоли и сост. после их удаления. Эти наруш. голоса отн-ся к хронич. и самост-но не исчезают. Гипертонусные (спастические) наруш. голоса связ. с повыш. тонуса горт. мышц с преобладанием спазма в момент фонации. Развиваются у лиц, форсирующих голос. Перегрузка голосов. аппарата при несобл. охранит. режима в период мутации м. привести к наруш. ф-ции внутр. мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса. Ринофония - неправильная ф-ция мягкого нёба органич. или функц. хар-ра. При закрытой ринофонии носовые согласные приобр. ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным. Откр. ринофония проявл. в патологич. назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. Афония – полное отсутствие голоса, осле удаления гортани. К функц. наруш. голоса центр. происх. отн-ся функц-я, или психоген. афония. Возн. внезапно как реакция на психотравмир. сит. у лиц, склонных к истерич. реакц, чаще у девочек и женщин. При полном отс. голоса сохр. звучный кашель и смех, это явл. важным диагностич. признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обслед-и очень изменчива, что тоже свид-т о психоген. наруш. Протекает длит-но, а после восст. голоса возм. рецидивы. Коррекционно-педагогическая работа Коррекция голоса: подготовительный этап,вызывание голоса, автоматизация голоса. Подготовительный эт: обследование реби индив. обслед.артикул.аппарата. Подготовить реч. аппарат к восст. голоса (психотерапия; дых. гимн; артикуляц. гимн; раб. по координации дых. артик. и голос. сист). Вызыв. голоса нач. со звука М: 1.произн. кратко, при спок. пол-и гортани с удар-м струи в тверд. небо и выз-м резонац. носовых полостей. 2.длит. произн. МММ, 3.длит. произн. МММ с кратким гласн: МММ-А, ММММ-О при резком опускании нижн. челюсти. 4.слоги с удар-м на втором: МА-МА, МА-МО. 5.сочет-я с перемежающимся удар: МА-МА, МА-МА, МА-МА-МА. 6.после достиж. громк. голоса: а)тренир. сочет. гласн. с Й: АЙ-ОЙ-ЭЙ-ЯЙ (гласн. звучит коротко, твердо, Й – длит); б)произнес. гласн. и их сочет-й отраженно, потом самост.: А, АУ, АОУ, АУИЭ. Автоматизац. голоса: 1.проговар. слов с прямыми ударными слогами: МОРЕ, МАНКА; 2.фразовая речь, стихи, проза; 3.вокальные упр. (пение) – гаммы, трезвучия, короткие мелодии без резких тональных переходов.
БИЛЕТ 11
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |