Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные стили литературного языка. Разговорно-обиходный стиль. 2 страница




Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Довольно(таки), кое(о)чем, прор_стает, ч_лка, ц_линд, двух_этажый, передач_, без_нициативный, б_численное, серебр_ный, скош_ая трава.

Литература:

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2000

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. испр. и доп. - М., 1987

Розенталь Д.Э. Стилистика на каждый день. - М.: Высшая школа, 1986

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1997

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1996

Вариант 12. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).

Задание1.

1. Из истории этикета.

2. Речевой этикет (вербальные формы выражения отношений между людьми).

3. Этикет как важнейшая часть общечеловеческой культуры.

Вопросы для контроля:

1. Что означает слово этикет?

2. На какие группы делятся формулы речевого этикета?

3. Каковы нравственные нормы речевого этикета?

Понятия и термины: этикет. Вербальные и невербальные формы выражения отношений между людьми.

Задание 2.

Напишите рассуждения на тему:

«Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, что это сделал кто-то другой.»

 

 

Задание 3.

Напишите варианты комплиментов:

а) партнеру по работе;

б) подчиненному;

в) хозяйке дома;

г) маме.

Задание 4.

Тема: «Обособление определений».

Методические советы. От обособленных определений нужно отли-чать необособленные. Помните, что определения могут быть выражены не только полными, но и краткими прилагательными и причастиями. Обращайте внимание на то, где стоит определение по отношению к определяемому слову.

Для справок.

1.Обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависящим от них словами и стоящие после определяемого существительного, например:

Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Упрям-ство есть слабость, имеющая вид силы.

2.Не обособляются распространенные определения, стоящие перед определяемым существительным, например:

Омытая ливнем степь давно зазеленела.

3.Обособляются распространенные и одиночные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от местоположения определения, например:

Подавленный тоской, я бессильно брел по улицам. Мы, измученные бессонной ночью, быстро засыпали. А он, мятежный, просит бури.

4.Обособляются распространенные и одиночные определения, стоя-щие перед определяемым существительным, если они содержат добавочное обстоятельственное значение, например:

Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

В доме Маковских отл_чавшихся радушием и гост_пр_имством соб_рались как правило выдающиеся художники музыканты писатели артисты. Довольный произведе_ным впеч_тлением собеседник пустился в подробности. Подлин_ая любовь рождает_ся только в сердце переживш_м заботы о судьбе другого человека. Вспыхнувшую на востоке зарю тот (час) опять завол_кло тучами. Смоч_ная росой тускло бл_стела крыша белого _дания. Я возбужд_ный стал рас_казывать ему о жизни Христа. И вот стали р_птать на Данко говоря что напрасно он молодой и (не) опытный повел их. Открыв глаза я увидал легкий сумрак наполн_ный голубоватым светом пол (не) покрытый попонами и белую лежанку. Степь бе_молвная и пусты_ная вся залитая ярким солнцем утра развертывалась вокруг нас сл_ваясь на г_ризонте с небом. К числу зрелых произведений Пушкина (не) услыш_ных (не) только современниками но и друзьями поэта относят_ся его «Маленькие тр_гедии». Среди многочисл_ных формул определяющих существо поэзии выделяют_ся две предлож_ные поэтами (же) задумывавшимися над тайнами своего ремесла. Созд_ная Петром «табель о рангах» разд_лившая всех государств_ных людей его времени на четырнадцать классов налегла на человеческую личность как гиган_ская чугу_ная плитка. Когда человек несет в сердце своем слово об_ед_няющее мир он везде найдет людей способных оц_нить его.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Почему (то), все (таки), ни(с) чем, бл_стать, ч_лка, ц_стерна, без_аварийный, туч_, без_звестный, бе_характерный, печ_ная на углях картошка.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов/н/Д.: «Феникс», 2000

Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1983

Гринберг Л.Г. Советский этикет. - Л.: «Знание», 1974

Скворцов Л.И. Язык, общение и культура. - Л., 1990

Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этикете. - М., 1991

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте». - М.: Просвещение, 1982

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989

Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. - М., 1992

Вариант 13. Речевое общение. Невербальные средства общения.

Задание 1.

1. Неречевой этикет.

2. Невербальные средства общения. Типы жестов.

3. Роль жестов, мимики в общении человека.

Вопросы для контроля:

1. Что понимается под невербальными средствами общения?

2. Какие типы жестов бывают,и чем они различаются?

3. В чем заключается роль мимики, интонации, тембра голоса при общении?

Понятия и термины: невербальные средства общения; мимика, жест.

Задание 2.

Напишите рассуждение на тему:

«Воспитанность- это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени».

Задание 3.

Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, дайте несколько возможных вариантов.

Маша схватилась за голову и закричала...

Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул...

Старик замахал руками, повторяя...

Парень сказал, почесав в затылке...

Муж, указывая себе в середину груди пальцем правой руки, сказал...

Задание 4.

Тема: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепри-частными оборотами».

Методические советы. При изучении данной темы обращайте внимание на союз И, который может связывать деепричастные обороты и деепричастия, однородные члены и предложения. Следите за местом деепричастного оборота или одиночного деепричастия, которые могут стоять вслед за сочинительным или подчинительным союзами. Особое внимание уделите союзу А.

Для справок.

1.Обособляется деепричастный оборот независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому, например:

Нередко художник прибегал к иносказанию, используя притчи, по-словицы. Художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

2.Два деепричастных оборота и одиночные деепричастия, соединен-ные неповторяющимся союзом И, запятой не разделяются, например:

Хаджи Мурат рассеянно слушал, поглядывая на дверь и прислушиваясь к наружным звукам. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета.

Но если союз И соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции (два сказуемых, два самостоятельных предложения), то запятая ставится в соответствии с правилами как перед союзом И, так и после него, например:

Хаджи Мурат слез с лошади и, слегка прихрамывая, вошел под навес. (И соединяет два сказуемых). Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее. (первый деепричастный оборот относится к первому сказуемому, а второй - ко второму).

3.Деепричастный оборот и одиночные деепричастия, стоящие после сочинительного или подчинительного союза, отделяются от него за-пятой, например:

Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.

Встреча с партизанами напомнила Морозке, что, уезжая из госпиталя, он не захватил письма Сташинского.

4.Не обособляются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (молча, не спеша, не глядя, стоя, лежа, шутя, крадучись и т.п.)

Обычно стоят после глагола, например:

Перевозчик греб стоя. Он шел не торопясь.

5.Не обособляются деепричастные обороты, представляющие собой устойчивые выражения, например:

Кричать не переводя духа, работать засучив рукава, слушать раскрыв рот.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Жизнь устро_а так д_явольски что (не) умея (не) навидеть (не) возможно ис-кренне любить. Дождь шел (не) перест_вая. Пусты_ое море смеялось играя от-раж_ным солнцем. Девочка вздрогнув (не) вольно взглянула из (под) руки на разлив моря. Хорь присел на скамью и пр_спокойно поглаживая свою курчавую бороду вступил (со) мною в разговор. (Не) покл_нившись до земли гриба (не) добудеш_.

Пр_спосабливаясь люди хотят сохр_нить себя и в то (же) время теряют себя. Различие между храбрым и трусом в том что первый созн_вая опас_ность (не) чу_ствует страха а второй чу_ствует страх (не) созн_вая опас_ности. В небе (не) подвижно стояли ястребы ра_пластав свои крылья и (не) подвижно устремив глаза свои в траву.

Князь Андрей стоял обл_котившись на перила и слушая Пьера (не) спуская глаз смотрел на красивый отблеск солнца. Увидав Пьера он смутился в первую минуту но заметив смущение и на лице Пьера тот (час) об_дрился. Иван Ильич переш_л мост и уже совсем (не) замечая дороги шагал по набережной. Иногда Половцев оставив карты садился прямо на полу (по) калмыцки сложив ноги и расстелив кусок брезента разб_рал чистил ручной пулемет. Пр_ходилось сидеть сложа руки и думать. Взгляд надежды с которым Иван Ильич проводил доктора был так жалок что увидав его Прасковья Федоровна даже заплакала выходя из дверей кабинета что (бы) передать гонорар знаменитому доктору. Иногда ночью просыпаясь Чайковский слышал как потрескивая пропоет то одна то другая половица как (бы) вспомнив его дневную музыку и выхв_тив из нее любимую ноту.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Где (же), (не, ни) (у) кого (не) был, раст_рать, рощ_, пощ_чина, ц_тата, раз_яренный, об_скать, бе_церемонный, незва_ный гость, слома_ая кружка.

Литература:

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.: Просвеще-ние, 1986

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ро-стов/н/Д., 1999

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов/н/Д.: «Феникс», 2000

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1996

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989

Вариант 14. Имена и фамилии. Склонение имен и фамилий.

Задание 1.

1. Из истории имен и фамилий.

2. Имятворчество в 20-30е годы.

3. Границы появления и завершения массового процесса получения фамилий.

4. Склонение имен и фамилий.

Вопросы для контроля:

1. Что понимают под личным именем?

2. В чем заключается смысл имятворчества? Какие имена называются кален-дарными?

3. Когда стали появляться фамилии в России и когда процесс получения фамилий завершился?

4. Перечислите элементы, из которых складываются русские фамилии?

5. Трудные случаи склонения фамилий.

Понятия и термины: ономастика, анропонимика.

Задание 2.

Напишите рассуждения на одну из тем.

1) В тех случаях, когда уместна просьба, приказ вызывает возмущение.

2) Может никто и не выздоравливал от доброго слова, но от худого слова люди умирают.

Задание 3.

Поставьте в форме дательного падежа.

Аркадий Гайдар, Виктор Черных, Олег Давыденко, Петр Сазанюк, Ирина Станкевич, Игорь Ружило, Виктор Фурс, Иван Павлюк, Татьяна Жук, Тамара Карась, Игорь Богушевич, Булат Окуджава, Виктор Розенталь, Владимир Даль, Наталья Дубенко, Виктор Цой, Анита Цой, Александр Ремчук, Александра Ремчук.

Задание 4.

Тема: «Обособление приложений»

Методические советы. При изучении темы: «Обособление приложе-ний» обратите внимание на то, к какому существительному (собственному или нарицательному) относится приложение. Помните, что союз ИЛИ (в значении ТО ЕСТЬ) может присоединять приложение. Не забудьте, что кроме запятой приложение может быть обособлено посредством тире.

Для справок.

1.Обособляются распространенные приложения, выраженные именем существительным нарицательным и относящиеся к нарицательным существительным, например:

Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою!

2.Всегда обособляется приложение, относящееся к личному место-имению, например:

Ему ли, карлику, тягаться с исполином?

3.Обособляются приложения, присоединяемые словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ, например:

Мало кто помнил в городе, где и как потерял свой голос Леонтий Архипкин, по прозвищу Граммофон.

4.Обособляются приложения, присоединяемые СОЮЗАМИ ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении ТО ЕСТЬ), например:

Шмидт испытал много предательств, или, говоря по-старинному, ударов судьбы.

5.Обособляются приложения, присоединяемые союзом КАК (со значением причинности), например:

Как поэт нового времени, Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму.

6.Тире ставится перед приложением,стоящим в конце предложения, например:

Больше всех сердился «последний символист на земле» Георгий Чулков - маленький изящный старик, похожий на композитора Листа.

7.Тире с двух сторон выделяет приложение, имеющее пояснительный характер, например:

Недотрогу стальную - зубастый капкан - здесь не ставил на зверя никто никогда.

8.Дефис ставится также после собственного имени - географического названия, например:

Чита - город, Ингода - река, Арахлей - озеро. Перед собственным именем дефис в этом случае не ставится: город Чита, река Ингода, озеро Арахлей.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Он Челкаш чу_ствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему ближайш_м соседом. Мне как лицу (высоко) поставленному (не) подобает ездить верхом. При сторожк_ находилась громадная ч_рная собака (не) известной породы по имени Арапка. Выручил его велосипед единствен_ое богатство накоплен_ое за последние три года работы. Как старый артил_ерист я пр_зираю этот вид холодного укр_пления. Стоял чудесный апрельский день лучшее время в Арктик_. Ветер полководец всех обл_ков разв_рнул их могущественно как войска. Где можно нас гусей несчастнее найти? В верховьях у озер попадается глина с известью или мергель. Как истин_ый француз в карман_ Трике привез куплет Татьяне. Мы пошли на вал или возвышение образован_ое природой и укреплен_ое ч_стоколом. Память этот бич_ несчатных ож_вляет даже камни прошлого. Нос собаки или чутье как говорят охотники, (н_) когда (не) перестает уд_влять человека. Мне как механику выполнить это (н_) чего (не) стоит. Доказан_о что животные например дельфины вполне способны любить. Онегин добрый мой пр_ятель родился на берегах Невы. О ней этой Радде словами и (не) скажеш_ (н_) чего. Пьер как закон_ый сын получил все. Была у него и легавая собака по прозванию Валетка пр_удивительное создание. И славит сладос_ный певец Людмилу прелесть и Руслана. Тебе Кавказ суровый царь земли я снв_ посв_щаю стих небрежный. Отступник бурных насл_ждений Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме

Рас_рочка, словес_ник, в аудитор_, вид_мый, краски смеш_ны, обид_т, поле_ица, раскова_ый, в(пол)уха, (не)смотряна занятость, накле_нный, смеш_ное чувство.

Литература:

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987

Иваненко В.А. Как выбирают имена. - М., 1988

Калакуцкая Л.П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке. -М.: «Наука», 1984

Симина Г.Я. Из истории русских фамилий. - М., 1971

Симина Г.Я. Фамилия и прозвище. Ономастика. - М., 1969

Суперанская А.В. Имя через века и страны. - Л.: Лениздат, 1990

Суслов А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Изд. 2-е, испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1991

Унбегаун О.А. Русские фамилии. / Пер. с анг. / Общ. Реб. Успенского Б.А. - М.: Прогресс, 1989

Успенский Л. Ты и твое имя. - М., 1990

Федосюк Ю.А. Русские фамилии. - М., 1981

Вариант 15. В мире географических названий.

Задание 1.

1. Топонимика - наука, изучающая географические названия.

2. «Строительный материал» для топонимов.

3. «Экология топонимов»

Вопросы для контроля:

1. Каково происхождение слова топонимика?

2. Как появляются топонимы? Их разнообразие?

3. Как связаны топонимика и история?

Понятия и термины: топонимика, топонимы, антропонимы.

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем.

«Слово не воробей,вылетит - не поймаешь».

«Человек спрятан за словами: хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума,но доказывает отсутствие глупости».

Задание3.

Отметьте предложения, в которых лексическое значение слова указано неверно,и объясните, почему.

1.Ландшафт - морской пейзаж.

2.Коалиция - совместный документ, принимаемый представителями крупных государств.

3.Кардинальный - главный, самый существенный.

4.Менталитет - умственные способности человека.

5.Дублет - лицо - заменяющее, дублирующее актера в спектакле.

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

В семь часов вечера я напившись чаю выехал со станц_и которой названия (не) помню. Было уже темно когда я закутавшись в шубу рядом с Алешкой уселся в сани.

Едва миновав темные фигуры мельниц из которых одна (не) уклюже махала своими большими крыльями и выехав за станицу я заметил что дорога стала тяжелее ветер стал дуть мне в левую сторону. (Не) проехали мы четверти часа как ямщик остановив лошадей передал вожжи Алешке (не) ловко выпростал ноги из сиденья и хрустя большими сапогами по снегу пош_л искать дорогу.

Куда ты? Сбились? Спрашивал я но ямщик (не) отвечал мне а отвернув лицо от ветра который сек ему глаза отош_л от саней.

Ну что. Есть повторил я когда он вернулся. Нету (н_) чего сказал он мне вдруг (не)терпеливо и с досадой (как)будто я был виноват в том, что он _бился с дорог_ и медленно опять просунув ноги в передок стал разб_рать вожжи.

В это время (с)зади нас послышались колокольчики (н_)скольких троек кото-рые догоняли нас.

А то поедемте барин сказал мне ямщик люди проехали. Я согл_сился и мы снов_ повернули против ветра и потащились (в)перед (по) глубокому снегу.

Я смотрел (с)боку на дорогу что(бы) (не) сбит_ся со следа проложен_ого санями. Вдруг впереди послышался знакомый мне колокольч_к. Это были те (же) тройки сложившие почту и с обратными лошадьми привязан_ыми сзади возвр_щавшиеся на станци_ю. Глядя на них мне стало стыдно что я боялся ехать и мой ямщик должно быть испытал то(же) чу_ство потому(что) мы в один голос сказали Поедем за ними. С тех пор как ямщик мой ехал сзади он _делался как(будто) веселее и разговорчивее чем я. Я стал его рас_прашивать (от)куда как и что он и скоро узнал что он земляк мне. Большая пегая лошадь вытянув шею и напрягши спину мерно ступала по совершен_о занесен_ой дорог_.

Проехав еще (н_)сколько времени я увид_л как мне пок_залось д_леко на са-мом г_ризонте ч_рную длин_ую полосу.

Ст_новилось ужасно холодно и едва я высовывался из воротника как сухой снег крутясь набивался в ресниц_ нос рот и заскакивал за шею.

Через (н_)сколько минут сани заскр_пели по доскам под_езда станцин_ого дома и Игнашка повернул (ко)мне свое засыпан_ое снегом лицо. Доставили (та-ки) барин сказал он.

(по Л. Толстому)

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

Прот_реть, неук_снительно, еж_нок, внуш_нный, бе_шерстный, без_интересный, пр_восходство, ненавид_т, рубле_ый дом, журав-ли_ый, карта изуче_а, (не)смотря на жару, (не)медля ни минуты.

Литература:

Агеева Р.А. Происхождение имен, рек и озер. - М., 1985

Балабанов В. В дебрях названий. - М., 1985

Вартаньян Э.А. История с географией, или жизнь и приключения географических названий. - М., 1986

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987

Мурзаев Э.М. География в названиях. - М., 1982

Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. - М., 1983

Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. - М., 1990

Суперанская А.В. Что такое топонимика? - М., 1985

Вариант 16. Словари - наши помощники и друзья.

Задание 1.

1. Из истории создания словарей.

2. Две основные группы словарей: толковые, словари-справочники.

3. Роль словарей в жизни человека.

Вопросы для контроля:

1. К какому времени относят первые словарные опыты? Как назывались тогда словари?

2. Перечислите основные виды толковых словарей?

3. Какие словари относятся к справочным?

Понятия и термины: лексикография, лексикон.

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем:

1. «Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет».

2. «Языком и лаптя не сплетешь».

3. «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

(пословицы)

Задание 3.

Объяснить значение следующих слов (письменно):

Преамбула, превалировать, приоритет, прерогатива, панацея, одиозный, дилетант, альянс, мораторий, эмбарго, инсинуация.

Поставить ударение в словах:

договор, каталог, раскупорить, индустрия, обеспечение, баловать, сироты, водопровод, усугубить, намерение, диспансер, таможня, алфавит.

 

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том что хоро-шо(бы) составить (н_)сколько новых словарей русского языка кроме конечно уже существующих общих словарей.

В одном таком словаре можно пр_дположим собрать слова имеющие отношение к природ_ в другом хорошие и меткие мес_ные слова в третьем слова людей разных проф_ессий в четвертом - мусорные и мертвые слова засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того что(бы) отучить людей от скудоумной и ломан_ой речи.

Мысль о том что(бы) собрать слова имеющие отношение к природ_ пришла мне в голову в тот день когда на луговом озерце я услыш_л как хр_пловатая девочка переч_сляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет конечно толковым. Каждое слово должно быть об_яснено и после него следует пом_щать (н_)сколько отрывков из книг писателей поэтов и ученых имеющих научное или поэтическое к_сательство к этому слову.

Например после слова «сосулька» можно нап_чатать отрывок из Пришвина: Повислые под кручей частые длин_ые корни деревьев теперь под темными сво-дами берега превр_тились в сосульки и нар_стая больше и больше достигли воды. И когда ветерок даже самый ласковый волновал воду и маленькие волны дост_гали под кручей концов сосулек то волновали их они к_чались стуча друг о друга звенели и этот звук был первый звук весны.

А после слова «сентябрь» хорошо(бы) нап_чатать отрывок из Баратынского:

И вот сентябрь замедля свой восход

Сияньем хладным солнце блещ_т

И луч_его в зерцале зыбком вод

(Не) верным золотом тр_пещ_т

(К. Паустовский)

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Расст_лать, зар_внять (яму), ш_лк, мозжеч_к, пр_одолеть, кол_т, неслыш_мый, на юбиле_, неглаже_ый костюм, овощи испорче_ы, (н_)куда идти, (полу)улыбка, (не)весело.

Литература:

Агеенко В.Л., Зарва М.В. Словари ударений русского языка. - М., 2000

Крысин А.П. Толковы словарь иноязычных слов. - М., 1998

Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 1990

Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. - СПб., 1998

Шанский Н.М., Иванов В.В. Важнейшие словари русского языка. - М., 1989

 

 

Разработал доцент кафедры ТиПЛ ФФиМК ЗабГУ

Сутурина Т.А.

2014 год.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.