Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностное восприятие и массовая коммуникация




 

Информация – связующее звено между культурой и мышлением отдельного человека.

 

Коммуникация – форма становления социальной сущности и личности человека.

 

Массовая коммуникация (МК) – разновидность массового общения людей, которое имеет организованный характер и осуществляется путем распространения информации при помощи технических средств (печать, радио, ТВ, кино, интернет) на численно очень большие расстояния и рассредоточенные в большом пространстве аудитории.

 

Во второй половине ХХ века очень возрастает влияние средств МК на социо-культурные процессы, включение человека в систему социальных связей, динамику и направление развития общества.

 

Процесс репродуцирования событий и явлений. Средства МК якобы сугубо объективны и «равнодушны» к характеру несомой информации, однако коммуникационный процесс не нейтрален.

 

Задачи МК – в обществе распространение информации, пропаганда, а также усвоение багажа культуры, науки и искусства.

 

Прочное включение в массовые информационные процессы – важнейшая особенность жизни современного человека.

 

МК может быть направлена на развитие человека, поскольку коммуникация – фактор роста, формирования культурного и научного мировоззрения, определенных нравственных идеалов.

 

В основе МК – личностно формирующие процессы. Критерии ее значимости определяются по результатам воздействия и социальным последствиям.

 

МК имеет социально направленный характер, она организуется и управляется социальными институтами (политическими, финансовыми, экономическими, идеологическими), которые реализуют интересы определенных социальных групп (властных структур).

 

МК социально ориентирована, общение опосредованно (транслируется через посредников – информационные структуры).

 

В роли коммуникатора выступает социальная группа, а не отдельный индивид, поэтому он приобретает в МК как бы «коллективный» характер.

 

Аудитория МК безлично- анонимна. Это малые группы (семья, сообщества различные и отдельные индивидуумы).

 

Коммуникатор не имеет возможность получить обратную связь, как в прямой межличностной связи.

 

Поэтому информационный процесс имеет однонаправленный и односторонний характер, превращается в монолог; носит характер морализирования или диктата.

 

Восприятие аудиторией в МК имеет безлично-коллективный (массовый) характер. В нем участвуют одновременно множество различных социальных групп.

 

Личность сообщающего и само сообщение сливаются в единое целое и воспринимаются, исходя из общей реакции (эмоциональной) аудитории.

 

Проблемы массовой коммуникации:

  • Рассекает общество на изолированные индивидуумы
  • Орудие оглупления масс
  • Заменяет собой (иллюзией) реальность
  • Количество транслируемой информации многократно превосходит способности ее усвоить (формирует «непереваренные» интроекты)
  • Недостаточная усвояемость и осмысление полученной информации (воспринимается некритично, «проглатывается»)
  • Дефицит осмысления информации имеет целенаправленный характер
  • Манипуляция сознанием масс («нужные» идеологические установки даются в якобы нейтральных представлениях и схемах, и потому они некритично автоматически усваиваются населением)
  • Формирование идеологически лабильного (податливого) мировоззрения, о социальной функции которого индивид даже не подозревает
  • В МК происходит обезличивание и дегуманизация человеческой личности и жизнедеятельности

 

Т. Адорно (франкфуртская школа):

«В МК принципиально невозможно становление духовно и гуманистически полноценного сознания индивида».

 

  • Массовое тиражирование и репродуцирование духовного наследства человечества сопровождается профанированием их содержания
  • Доступность потребления в МК переходит в иллюзию «доступности» (понимания и соизмеримости духовных ценностей человечества с усредненным уровнем культуры рядового потребителя).

 

Отрицательные факторы действия МК:

  • МК насыщает информацией, но не обращается к личности для ее осознания
  • «Нулевой» уровень осмысления информации (акцентирование процесса с помощью высокой скорости сообщения и особо усиленного эмоционального тона)
  • Нет «зеркала», т.е. другой личности, глядя на которого индивид может осознавать себя как личность и иметь собственные суждения
  • МК несет и осуществляет конкретную социально-идеологическую программу
  • МК направлена на контроль, подчинение и управление массовой аудиторией
  • Реальный культурный контекст заменяет иллюзорным
  • Разрушает гуманистические принципы европейской культуры (уважение к ценности уникальной человеческой личности); вырождает духовные ценности; уничтожает субъективное начало; абсолютизирует «техническую рациональность», прикрывая истинные интересы власти и управления социумом.

 

 


Лекция 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.