Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы памяти и массовая коммуникация




МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ.

Сообщения становятся достоянием сознания только в том случае, когда они поняты.

Понимание требует оценки, включающей эмоциональное реагирование, а также усвоения, или связывания с определенными ценностями.

 

Понимание как оценка событий – необходимый фактор формирования и функционирования общественного мнения.

 

Понимание – процесс индивидуальный, обращенный к индивидуальности реципиента. Понимание конкретных ситуаций отличается большими индивидуальными различиями.

 

Сами средства массовой информации в силу специфики своих технических особенностей (способа тиражирования и передачи информации) также влияют на процесс и результаты понимания. Так печать (пресса) позволяют индивидуально определять скорость и полноту восприятия информации, возвращаться неоднократно к написанному слову; радио и телевидение апеллируют к эмоциональной составляющей интонаций ведущего (диктора, чтеца).

 

Составляющие процесса понимания:

  • Содержание того, что является предметом понимания;
  • Психологические характеристики отправителя информации;
  • Актуальные психические нужды и состояния реципиентов информации.

 

Процесс понимания информации – совокупный результат действия многих объективных и субъективных факторов (свойства самой информации, личные свойства и состояния отправителя и реципиента информации).

Понимание включено в процесс взаимодействия человека с миром и влияет на его действия и поведение.

Понимание неравноценно знанию.

 

Знание – это отражение явлений действительности в мозгу человека, это элемент его сознания: пониманиепроизводный процесс использования ранее полученных знаний и опыта в новых ситуациях, возникающих в ходе деятельности людей. В процесс понимания происходит соотнесение воспринятых знаков с уже имеющимся в сознании опытом.

 

Содержание транслируемого сообщения обязательно должно опираться на уже имеющиеся у аудитории знания и в то же время давать пищу для самостоятельных размышлений. Оно требует баланса между уже знакомым и ранее неизвестным. В зависимости от уровня подготовки (квалификации) аудитории этот баланс может значительно варьироваться в ту или иную стороны.

 

Понимание – это синтез отдельных познанных, но ранее разъединенных в нашем сознании связей и их объединение в некоторую новую картину мира или ее часть.

 

Процесс понимания требует определенных ограничений темпа подачи информации, ее формы, обеспечивающей возможность осуществления мыслительной деятельности, а также психологического фона, способствующего активизации внимания и углубленному пониманию.

 

Увеличение или снижение степени вероятности понимания зависит также от учета эмоциональных потребностей, настроений, психических нужд аудитории, а также от ее отношения к коммуникатору.

 

Свойства процесса понимания:

  • Глубина – характеризуется множеством выявляемых связей, зависит от того, насколько широкую связь между объектом понимания и другими фактами действительности устанавливает реципиент. Максимальная глубина понимания возникает в том случае, когда реципиент чувствует себя лично причастным к описываемому событию или же чувствует иллюзию личной вовлеченности в него;
  • Отчетливость – характеризует степень осмысления связей и отношений воспринимаемого объекта с действительностью (от «смутного» до ясного);
  • Полнота осмысления – зависит от качественных признаков транслируемых сообщений, к примеру, сложности объекта и увеличением числа связей и отношений как между его отдельными частями, так и между ним и окружающей действительностью. Включает также понимание подтекста;
  • Обоснованность – осмысление логических оснований, которые дают индивиду уверенность в правильности своего понимания. Наиболее обоснован факт, увиденный собственными глазами (поэтому огромно влияние ТВ). Субъективно обоснованным воспринимается то, что имеет для реципиента особую значимость.

 

Процесс понимания - это:

    1. Воспроизведение в сознании индивида данной информации,
    2. Ее анализ,
    3. Реконструкция ее словесного и образного оформления.

 

Ступени процесса понимания:

  1. стадия узнавания, выделения родового понятия;
  2. стадия понимания смысла, выделение видового понятия;
  3. стадия объяснения по принципу «объяснение посредством сведения к известному»;
  4. стадия объяснения происхождения того, что вижу – понимание цели, мотива, конечного результата действия, описанного в сообщении.

 

Признак завершения процесса понимания – готовность реципиента сообщить об усвоенном окружающим людям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.