Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убеждением главным образом достигается усиление ранее созданных установок




Убеждение и внушение – два главных (взаимодополняющих) способа доведения информации до массовой аудитории.

УБЕЖДЕНИЕ И ВНУШЕНИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

 

Резкое увеличение количества информации, интенсивность воздействия информационных потоков, четко ощущаемый информационный прессинг сознания современного человека, его критическое отношение к качеству, форме подачи информации, потребность в собственной экологической «нише», развитие принципов частной жизни вызывают стремление ограничить массовое информационное воздействие.

 

Это возможно лишь в индивидуальной форме как добровольное ограничение или отказ (полный, частичный) от пользования информационной продукцией.

Искусственная стимуляция потребительского спроса на информацию - характерная тенденция в деятельности информационных агентств сегодня.

 

Для преодоления критического отношения реципиентов к информации, а также для манипулирования сознанием массовой аудитории используются специальные средства воздействия: убеждение и внушение.

 

Убеждение, внушение – основной инструмент воздействия средств массовой информации на аудиторию в современном мире. Это противоречит принципу свободы выбора, личной ответственности за принятие или непринятие информации, снимает потребность и желание подвергаться воздействию массовых информационных потоков.

 

Убеждающее воздействие используется для побуждения реципиентов к принятию определенной информации, разделению предлагаемых ей суждений, оценок, мнений, побуждению к желаемым действиям (или отказу от таковых).

 

Побуждение требует обоюдной (встречной) психической активности, как от самих коммуникаторов, так и от реципиентов информации. Необходимо стремление людей принять, понять и осознать адресованную им информацию.

 

Необходимы также для успешного убеждения наличие у реципиентов некоторой способности к сопоставлению различных точек зрения, к критическому анализу, к объективной оценке фактов.

 

Убеждение осуществимо при сходном понимании аргументов и выводов, как коммуникатором, так и реципиентами.

 

Убеждение – доказательная коммуникация; формирует определенные установки, мнения и взгляды; помогает принимать решения и ориентироваться в (сложных условиях) социальной обстановке.

 

 

Убеждаемость – готовность людей принять (или отвергнуть) информационное воздействие.

 

Различают следующие виды:

  • Общую убеждаемость как готовность к восприятию логически обоснованных суждений и умозаключений;
  • Специфическую убеждаемость как предрасположенность аудитории к усвоению информации, ориентированной относительно аргументов конкретного типа, апеллирующей к определенным интересам и чувствам, особым образом стилистически оформленной и т.д.

 

Убедить кого-либо в чем-либо значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия от индивида или некой социальной группы (коллектива) с определенной точкой зрения.

 

Убежденность – непоколебимая уверенность в истинности определенных идей или представлений. Не обеспечивает истинности убеждений!

 

Важнейшее средство аргумента, имеющего убеждающую силу, для определенной аудитории - его субъективная значимость (основана на бесспорных истинах, на общем опыте социальной группы, на личном опыте тех, к кому обращена коммуникация).

 

Основные категории аргументов убеждения:

  • «основательные» неопровержимые факты;
  • содержащие «позитивную» апелляцию к психическому удовлетворению, которое дает принятие предлагаемой информации;
  • содержащие «негативную» апелляцию к неприятным последствиям отказа от принятия информации;
  • «психологические» аргументы – главное средство убеждения массовой аудитории (запрещены в логике научного исследования).
  • Способ косвенного доказательства – преодоление в ходе убеждения критического отношения к предлагаемым доводам и выводам (например, из-за мотивов внутри группового конформизма);
  • Апелляция к чувствам аудитории – для возбуждения ее эмоций (например, к чувствам зависти или страха).

 

Поскольку массовая коммуникация носит односторонне направленный характер, коммуникатор единолично планирует систему предполагаемых сомнений и возражений реципиента и включает ее в информационное сообщение.

 

Убеждение предполагает многократное воздействие на публику, но не механически воспроизводимое.

 

Способы предъявления аргументов как порядок их изложения:

· Односторонний – доводы лишь в поддержку излагаемого суждения;

· Двусторонний – излагаются точки зрения и своя, и возможного оппонента (контраргументы); предполагает более глубокие изменения первоначальных установок публики.

 

Важна также и очередность изложения доводов:

1. аргументация в пользу изложенной точки зрения;

2. контр-аргументация (против; значительно менее эффективна, будучи изложенной в конце).

 

Важный фактор убеждения – вывод из приведенных доводов (за исключением убеждения аудитории по вопросу, с которым она хорошо знакома; в этом случает вывод воспринимается как навязанный извне и производит негативный эффект, ослабляя эффект воздействия).

 

Убеждение обладает внушающей силой. Эффективность убеждающей коммуникации зависит от совокупности различных факторов.

 

Могущество массовой коммуникации заключается в объединении рациональной и эмоциональной составляющей сообщения, логической и образной сторон, в том, что она предоставляет человеку знание, которое не оставляет его безразличным к его содержанию, а потому может трансформироваться в принципы, определяющие его поведение (мотивацию).

 

В практике массовой коммуникации убеждение дополняется внушением, которое отличается от первого не столько содержанием информации, сколько ее внешней формой, эмоциональной выразительностью, ударением на смысловой значимости сообщения, а также престижем коммуникатора в качестве источника информации.

Внушение – некритическое принятие любого внешнего (в том числе и социального) воздействия как истины или руководства к действию.

 

В массовых информационных процессах внушение – это вид психического воздействия, смыслового (логического) или образного, вызывающего некритическое восприятие и усвоение какой-либо подаваемой информации; единственно возможный способ передачи идей, недоказуемых с помощью логических доводов.

 

Внушение опирается на уверенность, сформировавшуюся без логического доказательства; оно автоматически переносится от одного индивида к другому, от коллектива к личности и наоборот.

 

Некритическому восприятию и усвоению информации предшествуют аномальные состояния как результат социальной напряженности, кризисных ситуаций, затрагивающих значительные массы людей. В них зачастую отсутствуют достаточная и достоверная информация, а также надежные критерии оценки обстановки; поэтому в ситуации дефицита достоверной информации люди проявляют повышенную готовность принять внушающее воздействие.

 

Под влиянием внушения развиваются представления, не соответствующие действительности, такие как массовые иллюзии и массовая истерия.

 

Чрезвычайно велика роль внушения в процессах восприятия идей, мыслей и чувств, облеченных в художественную форму (как мифологизация действительности).

 

Внушение представляет собой часть объективных социальных процессов в качестве системы заданных, формируемых обществом и предлагаемых к усвоению индивидуумом в процессе воспитания и образования интроектов.

 

Принцип внушения широко используется в практике современной социальной психологии для объяснения процессов межличностного влияния, конформизма и т.д. Он также является психологическим инструментом в современном массовом информационном воздействии.

 

Внушение как психологический инструмент массового информационного воздействия имеет следующие тенденции:

  1. внушение как основной способ организации общественного мнения и манипулирования сознанием масс;
  2. внушение как вспомогательный механизм, дополняющий убеждающую коммуникацию и повышающий ее эффективность, когда необходимо преодолеть сопротивление убеждению.

 

Приемы внушения (идеологического, потребительского) в массовой коммуникации (в виде пропаганды и рекламы):

    • внушение воспринимается сознанием, когда внушаемое совпадает с психическими нуждами, запросами и побуждениями, испытываемыми реципиентами информации;
    • принятие сознанием внушающего воздействия более вероятно, если его содержание согласуется с коллективными нормами и ценностями группы, которой транслируется сообщение;
    • вероятность внушающего воздействия повышается, если источник информации ассоциируется в коллективном сознании аудитории как носитель высокого авторитета, престижа, высокого социального статуса и большого личного обаяния (способность внушать симпатию);
    • эффект внушающего воздействия возрастает, если представление информации подкрепляется логизированным доводом в его пользу (смешанный тип внушающего и убеждающего воздействия в одном коммуникационном акте).

 

Внушаемость предполагает интенсивную эмоциональную деятельность, которая подавляет идеи и образы, противоречащие внушаемому. Внушаемость присуща всем людям, хотя степень ее колеблется значительно. Более внушаемы дети, чем взрослые, женщины, чем мужчины. Внушаемость ограничивается накоплением жизненного опыта в соответствующей сфере.

 

Различают следующие виды внушаемости:

  • Общую – обусловленную особенностями психического развития личности;
  • Ситуационную – как следствие аномальных состояний психики, а также дефицита информации по важному вопросу в связи с конкретной острой ситуацией в условиях нарушения привычной социальной стабильности.

 

Состояние внушаемости включает в себя:

    1. первичную внушаемость – готовность поведенчески (позы, жесты, мимика, движения) воспроизводить образец на основе некритического подражания (копирования);
    2. вторичную внушаемость – готовность к восприятию и запоминанию впечатляющей информации;
    3. престижную внушаемость – готовность к изменению мнения под влиянием информации о том, что носитель престижа разделяет иную точку зрения (менять убеждения).

 

Индивидуальные аспекты подверженности внушению средств массовой информации:

      • пол,
      • возраст,
      • уровень развития психики,
      • степень личной свободы,
      • уровень самооценки,
      • тип сознания,
      • образовательный уровень,
      • уровень интеллектуального развития,
      • характер ситуации (стрессовая или обыденная),
      • предиспозиционные факторы (связаны с ориентацией на коммуникатора) – оценка его статуса, личностных свойств, групповых связей (т.н. влиятельность).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.