КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Убеждением главным образом достигается усиление ранее созданных установок
Убеждение и внушение – два главных (взаимодополняющих) способа доведения информации до массовой аудитории. УБЕЖДЕНИЕ И ВНУШЕНИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
Резкое увеличение количества информации, интенсивность воздействия информационных потоков, четко ощущаемый информационный прессинг сознания современного человека, его критическое отношение к качеству, форме подачи информации, потребность в собственной экологической «нише», развитие принципов частной жизни вызывают стремление ограничить массовое информационное воздействие.
Это возможно лишь в индивидуальной форме как добровольное ограничение или отказ (полный, частичный) от пользования информационной продукцией. Искусственная стимуляция потребительского спроса на информацию - характерная тенденция в деятельности информационных агентств сегодня.
Для преодоления критического отношения реципиентов к информации, а также для манипулирования сознанием массовой аудитории используются специальные средства воздействия: убеждение и внушение.
Убеждение, внушение – основной инструмент воздействия средств массовой информации на аудиторию в современном мире. Это противоречит принципу свободы выбора, личной ответственности за принятие или непринятие информации, снимает потребность и желание подвергаться воздействию массовых информационных потоков.
Убеждающее воздействие используется для побуждения реципиентов к принятию определенной информации, разделению предлагаемых ей суждений, оценок, мнений, побуждению к желаемым действиям (или отказу от таковых).
Побуждение требует обоюдной (встречной) психической активности, как от самих коммуникаторов, так и от реципиентов информации. Необходимо стремление людей принять, понять и осознать адресованную им информацию.
Необходимы также для успешного убеждения наличие у реципиентов некоторой способности к сопоставлению различных точек зрения, к критическому анализу, к объективной оценке фактов.
Убеждение осуществимо при сходном понимании аргументов и выводов, как коммуникатором, так и реципиентами.
Убеждение – доказательная коммуникация; формирует определенные установки, мнения и взгляды; помогает принимать решения и ориентироваться в (сложных условиях) социальной обстановке.
Убеждаемость – готовность людей принять (или отвергнуть) информационное воздействие.
Различают следующие виды:
Убедить кого-либо в чем-либо значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия от индивида или некой социальной группы (коллектива) с определенной точкой зрения.
Убежденность – непоколебимая уверенность в истинности определенных идей или представлений. Не обеспечивает истинности убеждений!
Важнейшее средство аргумента, имеющего убеждающую силу, для определенной аудитории - его субъективная значимость (основана на бесспорных истинах, на общем опыте социальной группы, на личном опыте тех, к кому обращена коммуникация).
Основные категории аргументов убеждения:
Поскольку массовая коммуникация носит односторонне направленный характер, коммуникатор единолично планирует систему предполагаемых сомнений и возражений реципиента и включает ее в информационное сообщение.
Убеждение предполагает многократное воздействие на публику, но не механически воспроизводимое.
Способы предъявления аргументов как порядок их изложения: · Односторонний – доводы лишь в поддержку излагаемого суждения; · Двусторонний – излагаются точки зрения и своя, и возможного оппонента (контраргументы); предполагает более глубокие изменения первоначальных установок публики.
Важна также и очередность изложения доводов: 1. аргументация в пользу изложенной точки зрения; 2. контр-аргументация (против; значительно менее эффективна, будучи изложенной в конце).
Важный фактор убеждения – вывод из приведенных доводов (за исключением убеждения аудитории по вопросу, с которым она хорошо знакома; в этом случает вывод воспринимается как навязанный извне и производит негативный эффект, ослабляя эффект воздействия).
Убеждение обладает внушающей силой. Эффективность убеждающей коммуникации зависит от совокупности различных факторов.
Могущество массовой коммуникации заключается в объединении рациональной и эмоциональной составляющей сообщения, логической и образной сторон, в том, что она предоставляет человеку знание, которое не оставляет его безразличным к его содержанию, а потому может трансформироваться в принципы, определяющие его поведение (мотивацию).
В практике массовой коммуникации убеждение дополняется внушением, которое отличается от первого не столько содержанием информации, сколько ее внешней формой, эмоциональной выразительностью, ударением на смысловой значимости сообщения, а также престижем коммуникатора в качестве источника информации.
Внушение – некритическое принятие любого внешнего (в том числе и социального) воздействия как истины или руководства к действию.
В массовых информационных процессах внушение – это вид психического воздействия, смыслового (логического) или образного, вызывающего некритическое восприятие и усвоение какой-либо подаваемой информации; единственно возможный способ передачи идей, недоказуемых с помощью логических доводов.
Внушение опирается на уверенность, сформировавшуюся без логического доказательства; оно автоматически переносится от одного индивида к другому, от коллектива к личности и наоборот.
Некритическому восприятию и усвоению информации предшествуют аномальные состояния как результат социальной напряженности, кризисных ситуаций, затрагивающих значительные массы людей. В них зачастую отсутствуют достаточная и достоверная информация, а также надежные критерии оценки обстановки; поэтому в ситуации дефицита достоверной информации люди проявляют повышенную готовность принять внушающее воздействие.
Под влиянием внушения развиваются представления, не соответствующие действительности, такие как массовые иллюзии и массовая истерия.
Чрезвычайно велика роль внушения в процессах восприятия идей, мыслей и чувств, облеченных в художественную форму (как мифологизация действительности).
Внушение представляет собой часть объективных социальных процессов в качестве системы заданных, формируемых обществом и предлагаемых к усвоению индивидуумом в процессе воспитания и образования интроектов.
Принцип внушения широко используется в практике современной социальной психологии для объяснения процессов межличностного влияния, конформизма и т.д. Он также является психологическим инструментом в современном массовом информационном воздействии.
Внушение как психологический инструмент массового информационного воздействия имеет следующие тенденции:
Приемы внушения (идеологического, потребительского) в массовой коммуникации (в виде пропаганды и рекламы):
Внушаемость предполагает интенсивную эмоциональную деятельность, которая подавляет идеи и образы, противоречащие внушаемому. Внушаемость присуща всем людям, хотя степень ее колеблется значительно. Более внушаемы дети, чем взрослые, женщины, чем мужчины. Внушаемость ограничивается накоплением жизненного опыта в соответствующей сфере.
Различают следующие виды внушаемости:
Состояние внушаемости включает в себя:
Индивидуальные аспекты подверженности внушению средств массовой информации:
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |