Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бит — объем информации такого сообщения, которое уменьшает неопределенность знания в два раза. 2 страница




16Ресурсами принято называть элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые при необходимости могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственной деятельности. Давно стало привычным говорить о материальных,

финансовых, трудовых, природных ресурсах, вовлекаемых в хозяйственный

оборот. Понятие «информационные ресурсы» хотя и было узаконено, но широко использоваться стало после публикации в 1984 г. книги Г. Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

Под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и

практической деятельности людей для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.

информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научных исследований и разработок или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах (отчетах о НИР, патентах, массивах данных.), понятиях и суждениях, а также в более сложных моделях действительности.

 

Существует узкое и широкое трактование понятия «информационные ресурсы»: в узком смысле это сетевые информационные ресурсы, доступные через компьютерные средства связи, в широком — любая зафиксированная на традиционных или электронных носителях информация, пригодная для сохранения и распространения.Состав информационных ресурсов определен Законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации»: «Информационные ресурсы — это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах)».В настоящее время информационные ресурсы представляют собой сложный и многообразный объект, который можно охарактеризовать по таким параметрам, как:—содержание (тематика) информации;—форма собственности на информацию: общественное достояние, государственная собственность, собственность общественных организаций, собственность юридического лица (частная); '—собственность физического лица (личная);—доступность информации: открытая, закрытая, секретная, конфиденциальная, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная —форма представления информации: текстовые документы — первичные, вторичные, обзоры; структурированные данные — базы данных, банки данных; язык представления. В состав информационных ресурсов входят:—созданные ранее и создаваемые в настоящий момент опубликованные и неопубликованные первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания, нотные и изоиздания, диссертации

и т. д.);—полнотекстовые базы данных;—фонды опубликованных и неопубликованных первичных документов, собираемые библиотеками, центрами информации, архивами и другими учреждениями;

—созданная прежде и создаваемая библиографическая продукция;—справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки;—фактографические базы данных;—обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, дайджесты и т. д.);—услуги, предлагаемые на информационном рынке;—компьютерные сети связи;—программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;—учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т. д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование информационных ресурсов).В зависимости от масштаба формирования и использования различают совокупные мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы (или ресурсы отдельных учреждений). С внедрением информационных технологий подобное разграничение становится все более условным, поскольку информационные ресурсы любого учреждения включают как документы, созданные в нем самом, так и внешнюю информацию, почерпнутую из совокупных ресурсов общества. Одновременно локальные ресурсы, если они представляют интерес за пределами данного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых информационных ресурсов.Необходимо также различать термины «национальные ресурсы» и «государственные ресурсы». Национальные (или федеральные) ресурсы — совокупность всех видов ресурсов, которые имеются в данной федеративной стране (независимо от того, в чьей собственности они находятся) и складываются из государственных и негосударственных ресурсов, владельцами которых являются общественные и частные организации и Государственные ресурсы — ресурсы, которые созданы или приобретены за счет бюджетных средств страны и потому находятся в собственности государства. Информационные ресурсы имеют такие специфические особенности, — нерасходуемость, неисчерпаемость, что обеспечивает возможность их многоразового и многоцелевого использования, неотчуждение при обмене или продаже;— постоянный рост объема потоков;— изменчивость состава вследствие изменений информационных потребностей общества и развития продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке;— сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации; отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и ее полезностью (ценностью), поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее;— неразрывное единство элементов, составляющих совокупные информационные ресурсы общества, невозможность или нецелесообразность использования только какой-либо их части (одного региона, одной страны и Основу информационных ресурсов в области научной и технической информации составляют печатные издания и документы (журналы, труды конференций, книги, описания изобретений, стандарты, научно-технические отчеты, диссертации и т. п.). Возрастает количество первоисточников в электронной форме: на дискетах, компакт-дисках, в телекоммуникационных сетях. По данным Ассоциации информационной промышленности США, уже в конце XX века доля печатной продукции в информационном бизнесе составляла 51%, 85% ее приходилось на первичную или оригинальную продукцию, 15% — на указатели, реферативные издания, справочники (вторичная информация). По прогнозам, ежегодный рост электронных продуктов должен был составлять 25%. Действительно, за последние годы были созданы новейшие информационные технологии, оперирующие огромными информационными массивами в сфере научной и технической информации. Их можно подразделить на следующие группы:— традиционные (печатные) издания: первичные отечественные и зарубежные издания — журналы, книги (включая монографии, разовые сборники, труды конференций, препринты и пр.),

депонированные научные работы, стандарты, отчеты о НИОКР, диссертации, патентные документы; вторичные издания: реферативные журналы, сигнальная информация, экспресс-информация;— электронные издания: первичные отечественные и зарубежные издания — журналы, книги; вторичные издания: реферативные журналы, сигнальная информация, экспресс-информация; базы и банки данных, генерируемые в России и получаемые из-за рубежа. Очень часто указанные массивы информации дублируют или дополняют друг друга.17 сновным стимулом к написанию данной статьи было утверждение В.И Корогодина [1] о тесной связи самого понятия информации с феноменом жизни (и не только человеческой). Речь шла о том, что для познания ряда особенностей взаимодействия живых существ с окружающим их миром недостаточно таких характеристик, как мера материи и мера движения (энергия), и требуется ввести принципиально новое понятие - понятие информации, в смысле динамичного образа окружающего мира, формируемого в потоке интегрируемых живым существом ощущений.

Проблема осмысления понятия информации как процесса ее приема, хранения и переработки впервые была сформулирована автором в начале 80-х годов на совещании "Логика и методология науки" [2]. В представленном на этом совещании докладе утверждалось, что совокупность тех или иных восприятий окружающего мира может получить статус научной информации только при выделении их на фоне других восприятий, установления их хотя бы качественной специфики и фиксировании в ячейках памяти. Затем следует этап установления логических связей между этими и другими восприятиями, в результате чего возникает некий синтетический образ и, если он достигает уровня логической замкнутости, то в мозгу создается динамическая модель явлений определенного типа, способная вырабатывать прогнозы развития процессов и событий с той или иной степенью уверенности, не вникая в их движущие силы.

Последующие годы ознаменовались мощным развитием этой идеи в компьютерной технике, особенно когда был практически реализован метод распознавания образов с помощью нейронных сетей [3]. Суть дела заключается в создании нескольких уровней приема информации с учетом ряда параметров, которые передаются от уровня к уровню с определенными весами. Такая методика позволяла осуществлять обучение компьютерной программы путем введения в машину значительного числа тех или иных образов как совокупностей заданных параметров. Удивительным примером применения такой методики оказались, в частности, программы распознавания языка домашних животных.

Следующий шаг был сделан в рамках нейрокомпьютинга [4]. Речь идет о том, чтобы компьютер с достаточно большой памятью мог имитировать работу правого полушария человеческого мозга. Это делается путем организации информационного обмена между структурами искусственных нейронов и разделяющих их промежуточных звеньев - синапсов. По количеству этих синапсов и частоте их переключений оказалось возможным представить двумерную иерархию различных живых существ, от пиявки и червя до человека. При этом оказалось, что современные компьютеры по своим способностям все еще уступают человеческому мозгу примерно на 5-6 порядков.

Уже в конце 80-х годов прибыль от продажи новых нейрокомпьютерных технологий достигла миллиарда долларов.

На этом фоне бросается в глаза явно недостаточное внимание нашего правительства к высоким технологиям, что обрекает Россию на серьезное отставание от высокоразвитых стран мира. Правда, в России удалось в последние годы осуществить средства микрозаписи информации с плотностью свыше 100 мегабайт на 1 см2, однако компания "IBM" в США добилась за это время плотности записи до 7 гигабайт на 1 см2, т.е. в десятки раз выше

Означает ли изложенное выше, что техногенная цивилизация в настоящее время располагает всеми необходимыми возможностями для создания искусственного интеллекта? Как считает автор, такое утверждение было бы преждевременным. Различным аспектам этой проблемы посвящена данная статья. О "взаимоотношениях" материи и сознания Давно известно, что лишенный до определенного возраста общения со взрослыми людьми ребенок уже не способен по-человечески воспринимать мир и строить на этом свое поведение (эффект Маугли). Но ведь все органы чувств у него функционируют, в чем же тогда дело? Может быть, правы Гурджиев и Успенский [5], считавшие, что человек в своем повседневном бытии обычно находится в состоянии, похожем на сон, а все его мысли и действия сводятся, как правило, к копированию того, что он наблюдает у окружающих его людей. А "разбудить" уже выросшего Маугли становится невозможным. Думается, однако, что дело обстоит иначе. У повзрослевшего Маугли прочно сформировались навыки поведения окружавших его животных, и новые для него, чисто человеческие, цели оказались ему уже недоступны.

. Проблема взаимодействия индивидуальной и социальной природы информации остро встает в наше время в связи с расширением сферы влияния средств массовой информации (СМИ) и особенно телевидения. Наиболее отчетливо это происходит в условиях неустойчивых состояний в странах, где существуют переходы между "странными аттракторами" демократии и диктатуры. На примере сегодняшней ситуации в России мы видим, как происходит ожесточенное противоборство политических устремлений, с одной стороны, к широкому развитию демократических методов управления с разветвленной рыночной инфраструктурой и частным предпринимательством, а с другой - к законам не подлежащего критике снизу управления страной одним или несколькими лицами, диктующими свои планы, нормы и идеологические устои. Для социального устройства второго типа характерна монополия на информацию (с жесткой цензурой), на истину в последней инстанции, ориентация на приоритет государственных интересов над интересами и потребностями каждого члена общества.

Важнейшим аспектом учения диалектического материализма является утверждение, согласно которому познание, развиваясь в борьбе противоречий по спирали, движется от истин относительных, неполных, к истине абсолютной. В гуманитарной, социологической области такая концепция оправдывала убеждение в строго определенной исторической последовательности общественных формаций по мере роста производительных сил общества, начиная от коммунизма первобытного к коммунизму под девизом "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Учение о законах развития общественных формаций, как и сам принцип движения познания к абсолютной истине, не выдерживает серьезной критики с точки зрения современной теории информации. Помимо прочего, надо учитывать и то, что человеческие цели далеко не сводятся к удовлетворению чисто материальных потребностей, они включают в себя также и потребности духовные.

В области естественно-научного знания и основанных на нем высоких технологий все яснее обозначаются границы рационального представления окружающего мира. Вспомним, как П.Л. Капица [6] предостерегал нас от опасностей забвения отдаленных тревожных перспектив будущего цивилизации за текущими заботами сегодняшнего

дня. И уже сейчас мы видим, как серьезнейшие экологические угрозы и опасности тотального внедрения компьютерной техники создают весьма мрачные перспективы для современной цивилизации.

Очень важен для познания природы информации тот целевой стимул к действиям, который мы встречаем еще в натурфилософии Аристотеля, поскольку решения проблем "почему?" и "зачем?" считались одинаково важными для понимания сути всего происходящего вокруг мыслящего существа. При этом генерация информации должна быть не просто целеустремленной, но и подлежащей контролю за ее эффективностью л ценностью в свете даже не слишком далеких перспектив общественного развития в XXI в.

В связи с этим приходится напомнить читателю об угрозе плохо контролируемого взаимодействия причины и цели, на которую указал в свое время А. Кестлер [9], заявивший о том, что биологический вид "Homo Sapiens" как целое - это ошибка эволюции. Его аргументация, состоявшая в том, что эффективность изобретаемых человеком средств массового уничтожения себе подобных растет и, к сожалению, находит все новые и новые подтверждения в практике развития мировой цивилизации.

Постановка проблемы информации

Вернемся снова к ключевым словам Н. Винера о том, что информация - это не материя и не энергия, а нечто принципиально иное. Здесь хотелось бы снова напомнить тезисы 1982 г., где кратко отмечалась необходимость упорядочить процесс приема и сортировки поступающих через органы чувств сигналов для создания исходной базы в виде системы аксиом, на которой логически последовательно развивается та или иная теоретическая модель определенного круга явлений природы. Интересное направление развития этой идеи можно почерпнуть из статьи Г.А. Заварзина [10], в которой дается определение жизни как способа существования организмов, затем в дополнение к концепциям современной молекулярной биологии большое внимание уделяется такому важному фактору жизненных процессов, как наличие информационных макромолекул с их способностью к гетерофобии, т.е. к уничтожению чужеродной информации и, наконец, обсуждается роль обмена функционально осмысленными блоками информации в процессе эволюции общей геосферно-биосферной системы на Земле.

В познании путей генерации информации особенно важна роль интуиции, подробное обсуждение которой содержится в книге Е.Л. Фейнберга [11]. Речь идет о том, что большой профессиональный опыт ученого позволяет ему нащупать существенные связи между разнородными на первый взгляд наблюдениями. Можно вспомнить и афоризм Конфуция о трех путях к разуму: благородном - через размышления, самом легком - через подражание и самом горьком - через опыт.

В настоящее время математическое моделирование действительности уже начинает выходить за пределы естествознания. Одним из ярких примером тому служит вышедшая недавно статья С.В. Дубовского [12], работающего в Институте системного анализа РАН. Дубовскому удалось продемонстрировать характерную разветвленность социально-экономической структуры общества и вскрыть относительную периодичность социальных катаклизмов России за последние 400 лет и даже учесть возможные точки бифуркации (вполне в стиле современной синергетики) в увеличении как ее валового внутреннего продукта, так и масштабов вывоза капиталов за рубеж.

С другой стороны, в качестве развития концепции Поппера, указывающего на то, что из-за большого влияния человеческого сознания история не может претендовать на статус науки, есть обширный материал о существенном влиянии особенностей человеческой психики на развитие науки, приведенный в работе Е.А. Мамчур [13] и касающийся не гуманитарных, а естественно-научных знаний, в частности физики.

История науки говорит нам, какой долгий путь лежит между первым новым словом в науке и победой этой же, но неоднократно освещенной с разных сторон идеи, 99

получавшей общее признание нередко в ожесточенной борьбе мнений. Достаточно ярким примером является здесь отечественная история генетики.

Нельзя не учитывать и роль той, еще слишком плохо изученной подсознательной "кладовой" человеческого сознания, которая дает о себе знать в таких явлениях, как сновидения. В направлении экспериментальных исследований основных фаз сна (медленной и парадоксальной) удалось продвинуться за последние 15-20 лет российскому ученом-сомнологу В.М. Ковальзону [14]. В его тонких опытах над животными, особенно крысами, удалось выявить существенную связь между стрессом, качеством сна и воздействием соответствующих нейропептидов мозга на состояние таких важных его отделов, как гипоталамус и гипофиз. Связаны с подсознанием и методика обучения с помощью так называемого 25-го кадра, и явление инсайта (озарения).

Динамическое моделирование

Информационное поле - это, по существу, моделирование окружающего мира, и оно необходимо в той или иной мере всем живым существам, ибо в борьбе за существование одних только врожденных инстинктов мало, поскольку еще не совсем повзрослевшие особи просто не в состоянии отстоять свое место в окружающем их животном и растительном мире. И очень наглядно эта ситуация иллюстрируется в сериале "Диалоги о животных" И. Затевахина. Что же помогает выстоять и победить в борьбе за место в конкретной экологической нише? Во-первых, это обучение на примере и под руководством родственного окружения. Как добывать себе пропитание и избегать многочисленных опасностей в порой очень сложных условиях окружающей среды? Мы видим, как много значит в этом обучении, с одной стороны, удачное сочетание мер поощрения и наказания, а с другой - умение распознать даже слабые специфические сигналы таких бедствий как, скажем, землетрясение или извержение вулкана.

Во-вторых, это удачная маскировка под пологом растительной среды для защиты от хищников и выбор оптимальных условий и методов для овладения своими жертвами.

В-третьих, четкое разделение "трудовых" обязанностей в таких конгломератах как, например, муравейник или пчелиный рой.

И, наконец, уже на достаточно высокой стадии умственного развития, особенно у обезьян, но не только у них - это использование даруемых природой и удачно выбранных "орудий". Рассмотренные здесь примеры требуют способности моделировать окружающий мир в его динамике, ибо без ее учета целенаправленные действия, как правило, будут неэффективны.

В этой же связи стоит остановиться на таких важных и сложных общечеловеческих проблемах, как прогнозы землетрясений в сейсмоопасных зонах, но этого явно недостаточно. Недавно появилась в печати еще не всеми признанная идея о решающей роли локальных разломов земной коры во взрыве четвертого блока Чернобыльской АЭС

Рассмотренные здесь примеры требуют способности моделировать окружающий мир в его развитии, ибо без его учета целенаправленные действия, как правило, неэффективны. Моделирование окружающего мира особенно необходимо для разумной экономической и хозяйственной деятельности человеческого общества и ставит перед нами целый ряд гораздо более сложных проблем по сравнению с миром животных. Во-первых, очень важны климатические прогнозы разной степени длительности, и они существенны не только для регулирования сельскохозяйственной деятельности, но и для своевременной готовности к таким бедствиям, как лесные пожары. Очень яркий пример - небывалая вспышка пожаров на территории Московской области в 1999 г.

Во-вторых, приходится считаться с таким тяжелым последствием антропного воздействия на природу, как наступление пустынь, занимающих уже сейчас свыше 40%

территории суши. Диапазон экологических опасностей, могущих привести к закату цивилизации, очень широк.

Поэтому не случайно, согласно сообщениям в печати [16], в одном из НИИ Минобороны уже ряд лет работает группа прогнозирования катастроф, в том числе техногенных, природно-экологических и социально-политических. Кое-что, хотя и явно недостаточно, делается для прогноза результатов антропогенного воздействия на окружающую среду, в частности, появление и развитие озоновых дыр и потепление общего климата, связанное с угрозой затопления ряда прибрежных областей. Довольно много теперь занимаются изучением эволюции кометных и метеоритных орбит, и даже планируются средства возможной защиты от "непрошенных гостей" из космоса. Перечисленное выше иллюстрирует важность именно динамического характера моделирования окружающего мира.

Моделирование природных процессов выходит за рамки науки истории, и не только потому что, например, моделирование процессов рудообразования в различных областях Земли важно для планирования геологоразведочных и промышленных работ

Эволюция методов моделирования

Возникновение разумного человека было бы невозможного без реализации двух важнейших условий. С одной стороны, это определенная совокупность симметрии физических взаимодействий, а с другой - крайне редкий из априорно возможных набор основных физических констант таких, как постоянная Планка, скорость света и масса электрона.

В процессах генерации информации человеком играет роль целый комплекс социально-экономических преобразований и "плоды" инструментально-приборного прогресса. Факторы первого рода оказывают серьезное воздействие на материальное обеспечение научных исследований и степень востребованности фундаментальной и прикладной науки. Что касается инженерного прогресса, то он готовит почву для серьезных конфликтов между существующей в данный период и в данной области науки парадигмой и ее способностью моделировать реально наблюдаемые явления.

В качестве характерных примеров можно привести далеко не тривиальные опыты А. Майкельсона (1897) по точному измерению скоростей света в разных направлениях, Э. Резерфорда (1911), доказавшие существование атомного ядра в масштабах порядка 10~12 см, опыты Ц. By, открывшей несохранение четности, возможность рождения огромного разнообразия элементарных частиц в космических лучах и на ускорителях. Как известно, в космогонии господствует пока инфляционная модель разогрева вакуума при достаточно больших флуктуациях его внутреннего движения, за счет которых создается наряду с горячим фотонным излучением также особое состояние кварк-глюонной плазмы, переходящей затем очень быстро в обычное барионное вещество, но оставляющее много места и для несветящейся темной материи, "вылавливать" которую астрофизики научились с помощью гравитационного микролинзирования более далеких источников света. Развитие астрономических наблюдений доказало существование пульсаров, нейтронных звезд, черных дыр, квазаров и гравитационных волн, разработаны вычислительные методы квантовой химии с ее удивительными выводами о возможности резонансов, казалось бы, вполне наглядных валентных связей в молекулярных системах. Сотрудничество разных областей науки и техники подготовило почву для создания модели двойной спирали ДНК (Ф. Крик и Дж. Уотсон, 1953 г.), в корне изменившей не только все представления о механизме наследственной "памяти", но и положившей начало такой бурно развивающейся деятельности, как генная инженерия.

Хотелось бы также выделить появившуюся недавно идею о коренном преобразовании современной концепции Большого взрыва путем замены весьма маловероятной, практически точечной (масштаба 10-43 см) стадии инфляционного расширения наличием квантовой "доисторической" стадии коллапса струнного объекта до размеров порядка 10~42 см. И при этом предлагается ряд возможных экспериментальных следствий такой гипотезы

Для научных революций нужна особая смелость в условиях идеологического давления, при котором оказалось возможным объявить "буржуазными лженауками" и кибернетику, и генетику, и многое другое [19], а для полноценного признания того, что эта революция свершилась, нужна ее пропаганда со стороны авторитетных ученых. В частности, следовало бы вспомнить слова В.И. Вернадского, положившего начало идее превращения земной биосферы в ноосферу - нового шага в оценке процесса познания и овладения земным миром.

Наконец, есть ряд указаний на то, что научное сообщество в ближайшем будущем ожидают такие уникальные революции, как открытие кварк-глюонной плазмы и признание суперсимметричной систематики всех частиц, в которой для каждой из уже известных частиц современной Стандартной модели можно получить состояние с другой четностью спина и тем самым стереть, казалось бы, принципиальную грань между квантами вещества и поля [20].

Особенности информационного поля в области искусства

Многообразие средств и образов в мире искусства требует дифференцированного подхода к музыке, живописи и скульптуре, поэзии и прозе, театру. Искусство, бесспорно, может оказывать на человека могучее эмоциональное воздействие и давать ему глубокое духовное удовлетворение. Оно побуждает в человеке стремление находить гармонию и эстетику в явлениях окружающего мира. И это выражается в том, что познание развивается во многих случаях на пути поиска или обобщения тех или иных симметрии в основных понятиях и уравнениях теорий. Глубокие философские обобщения на эту тему принадлежат выдающемуся советскому физику А.Б. Мигдалу, который сам обладал талантом незаурядного скульптора [21].

Живопись, как и скульптура, и поэзия, и проза, довольно четко делится на документальную (с правом автора на выбор наиболее характерных или достойных персонажей или пейзажей) и символическую. Последняя опирается как на метафоры, в которых осуществляется тот или иной вариант и фрагмент информационного поля, так и на утрирование, заведомые искажения окружающего мира в сатирическом или юмористическом ключе.

Наконец, театральное искусство, как и кино, с той или иной степенью оригинальности и таланта дает нам информацию, достойную подражания или отторжения в извечной борьбе добра и зла, о событиях и персонажах истории, современности или фантастики. При этом очень важно отметить, что именно фантастика оказывается способной с той или иной степенью вероятности давать зрителю и читателю информацию о возможностях и подчас скрытых потенциалах развития техники или социальной реальности.

Что же можно извлечь из перечисленных здесь фактов об особенностях социальной информации? Критически анализируя 10 тезисов К. Поппера [23] о нищете историцизма как научной теории, Н.С. Розов [24] обратил внимание, в частности, на его десятый тезис, объявляющий порочной доктрину об объективной закономерности развития истории, поскольку "мы сами свободны придать тот или иной смысл истории". Исходя из общего понятия информации как модели окружающего нас мира, автор данной статьи хотел бы подчеркнуть, что вслед за глубоким расслоением современного общества, сопровождающимся неизбежным в условиях демократии различием позиций разных политических партий и движений, мы пришли и к расслоению поля информации. По сути, это лишь еще раз уточняет позицию Поппера, говорившего о том, что сам ход истории сильно зависит от нашего выбора общественных целей и путей их достижения.

В частности, весьма значительная поддержка политики Г.А. Зюганова и его соратников выражает ностальгию части общества по не столь далекому прошлому, когда почти уравнительный (если не считать закрытых распределителей) способ распределения благ порождал установку, "где бы ни работать, лишь бы не работать".

Свойственная диктаторским режимам политика унификации взглядов и целеустремлений основной массы людей в значительной мере переводила принцип диамата "бытие определяет сознание" на путь переделки бытия с помощью навязанной свыше переделки сознания, т.е.. к переходу от исторического материализма к своего рода "историческому идеализму".

Последние десятилетия XX в. убедительно продемонстрировали возможности современной вычислительной техники создавать обучаемые системы для распознавания образов в окружающем нас мире, во многих чертах аналогичные устройству и функционированию головного мозга человека. Философское осмысление этих успехов приводит, с одной стороны, к новому взгляду на наше сознание, которое не просто копирует окружающий мир, оставаясь его производным, вторичным, а с другой, не дает никаких гарантий на постижение объективной и вечной истины.

В сочетании с наличием целевых установок у руководящего нашим поведением сознания вся эта ситуация позволяет рассматривать доступное нам информационное поле как некую динамическую модель и природного, и социального окружения, которая позволяет, в свою очередь, осуществлять реализуемые с той или иной вероятностью прогнозы развития событий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.