Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы социализации (десоциализация, ресоциализация, социальная адаптация)




Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они

связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних при-

вычек, окружения, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую сту-

пеньку человеку приходится многому переобучаться. Это процесс распадается на два этапа, по-

лучившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам взамен старых

называется ресоциализацией. Это две стороны одного процесса, а именно вторичной социализа-

ции.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило,

никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть его родите-

лей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное из-

менение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь

на первый план выходит десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие

экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разру-

шение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не спо-

собна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы, колонии, пси-

хиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

В тех случаях, когда человек, что называется «надломился», происходит негативная ресоциали-

зация: мальчик из благополучной семьи становится бандитом.

Десоциализация может быть глубокой, но и позитивная ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, не

менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых норм, традиций, ценностей

и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом слу-

чае.

Наше общество находится в стадии ресоциализации, происходит смена основ общественного

строя. Идёт слом ценностей. У нас большое количество людей, которые не способны воспри-

нять нужные ценности, такие как личная инициатива, личная ответственность. Идёт процесс формирования новых ценностей: умение самостоятельно зарабатывать деньги, возможность самостоятельно распоряжаться доходами и выбирать образ жизни и т.д.

Массы людей приспосабливаются к общему потоку перемен, хотя многие явления и ситуации

вызывают отрицательные эмоции. Это адаптирующаяся часть общества. Они принимают об-

щую направленность перемен и приспосабливаются к тому минимуму условий, обеспечиваю-

щих «врастание» в новую жизнь. История знает состояние массовой дезатаптации – общее не-

приятие новых обстоятельств. Это приводит к краху революций и реформ.

В современной Беларуси процессы адаптации, в общем, сильнее явлений дезадаптации. Однако, неравномерность адаптационных процессов (рядом с «новыми богачами» существуют «новые

бедные» - врачи, учителя, другие «бюджетники», которые в целом одобряют перемены, но ис-

пытывают их тягостные последствия) сохраняет риск социального взрыва. Мониторинг общес-

твенного мнения позволяет выяснить отношение различных групп населения к переменам, их способность выдерживать трудности переходного периода.

 

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Что такое личность? Определите основные факторы развития личности.

2.Сравните первичную и вторичную социализацию, сделайте выводы.

3. Что такое социальная селекция? Каковы её результаты?

4.Какие личностные системы формируются в процессе социализации?

5.Определите критерии успешной и неуспешной социализации.

6.Охарактеризуйте основные приёмы социализации.

7.С чем связаны проблемы социализации? Что такое десоциализация и ресоциализация?

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.