Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образуйте от следующих глаголов форму прошедшего времени, выделите гласную суффикса




Дайте на поставленные вопросы такие ответы, чтобы в них были отрицательные местоимения.

1. Был(а) ли ты когда-нибудь на Памире?

2. К кому же ты собираешься поехать во время каникул?

3. От кого ты получил сегодня посылку?

4. Есть ли тебе с кем пойти в театр?

5. С кем ты встречаешься в читальном зале?

19. Поставьте в нужной форме настоящего или простого будущего времени глаголы, данные в скобках, определите тип спря­жения.

1. И не (знать) ты, что зарей в Кремле легче (дышаться), чем на всей земле.

2. Там, где вечно (дремать) тайна, есть нездешние поля.

3. И ветер теплый пар (колыхать).

4. Зачем (притворяться) ты то ветром, то камнем, то птицей?

5. На небе (брезжить) утренняя заря.

6. То (сеяться) едва заметный дождь.

7. Золотые клочья тумана (стелиться) над рекой.

8. Мне снова (мерешиться) скалы, руины.

9. Что-то не (клеиться) мой фельетон.

10. Тихо (плескать) море, чьи-то голоса (слышаться) вдали.

11. Готовую жатву (подрезать) серпами, в снопы (перевязать), на ригу (свезти), (просушить), (колотить) — (колотить) цепами и хлеб (испечь).

Лаять, блеять, лелеять, хаять, маяться, каяться, учуять, клеить, кашлять, нянчить, маячить, стелить, брезжить, зиждиться, возне­навидеть, выздороветь, опостылеть, мучить.

21. Разделите глаголы на две группы: 1) с суффиксами – ова (-ева); 2) с суффиксами -ыва(-ива).

Исслед.вать, навед.ваться, совет...вать, развед.вать, коман- д.вать, вывед.вать, завяз...вать, планир.вать, увеш.вать, пот- ч.вать, польз.вать, поч.вать (на лаврах), затм.вать.

Задание 22. Закончите пословицы, подчеркните окончания гла­голов.

1. За двумя зайцами погон.ш.ся —…

2. Одной рукой узла не…

3. Мягко стел.т, да…

4. Правда глаза…

5. Руки не протян.ш., так и с полки не…

6. Плотник теш.т, работа его….

7. Пустая мельница и без ветра…

8. Кто старое помян.т — тому…

9. Розы кол.ся, а пчелы…

10. Как постел.ш, так и…

11. Как аукн.тся, так и…

12. Много слыш.тся, да мало….

Задание 23. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий, а также расставьте недостающие знаки препинания.

1. Дорога вьется по косогорам густо заросш.м дубняком и кленом.

2. Внизу в закуривш.мся тумане глухо шумел лес.

3. Долгая северная ночь раскинулась над морем еше не успо- коивш.мся от недавней бури.

4. На концах самых тонких будто от холода покрасневш.х веточек еше трепетали бледно-желтые листочки.

5. Ключ этот бьет из расселины берега превративш.ся в не­большой овраг.

6. Лошади сколько я мог различить при чуть брезжуш. слабо льюш.ся свете звезд тоже лежали понурив голову.

7. Сад все больше редея переходя в настояший луг спускался к реке поросш.й зеленым камышом и ивняком.

8. По мечтательному выражению его глаз и по неопределенной улыбке блуждавш.й и вокруг его губ было заметно что он не видит собеседника.

Задание 24. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Колыш.шиеся от ветра знамена; завис.шие от нас обсто­ятельства; гон.шие зайца собаки; пыш.шее здоровьем лицо; леч.ший врач; бор.шиеся за мир народы; мел.шая кофе машина.

Намасл.ный блин; посеребр.ные ложки; навеш.ная дверь; навеш.ное белье; пристрел.ное оружие; подстрел.ный олень; расстрел.ные предатели; замеш.ное тесто; замеш.ный в пре­ступлении человек; крепко насто.ный чай; удост.ный награды работник; занавеш.ное окно; подвеш.ные флажки; выслуш...ные замечания; высуш.ные грибы; дремл.ший камыш; стел.шийся туман; тяжело дыш.ший зверь.

Задание 25. От данных глаголов образуйте страдательные причас­тия прошедшего времени. Составьте с ними словосочетания, выделите суффикс.

Образец: увенчать славой — увенчанный славой;

отмерить материал — отмеренный материал.

Навесить дверь — навешать белья; замесить что-то — замешать кого-то в историю; выкатить машину — выкачать нефть; пристре­лить зверя — пристрелять ружье; вялить рыбу — валять сапоги — свалить дерево; обвесить покупателя — обвешать себя сумками; помесить тесто — помешать кашу — помешаться в уме; завесить (т. е. закрыть чем-то) — завешать (т. е. занять все пространство); подстрелить — обстрелять.

Задание 26. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Полотн.ый платок; счита..ые минуты; вяза.ые варежки; песча.ые земли; отчая...ый шаг; моше.ая камнем дорога; воше.ая бумага; клюкве.ый морс; маринова..ые грибы; кова.ый сундук; валя...ые сапоги; незва...ые гости; дра...ые ботинки; сея...ые весной травы; домотка...ая скатерть; надева...ый костюм.

Задание 27. Разделите на три группы данные словосочетания: 1) краткие причастия; 2) краткие прилагательные; 3) наречия. Вставьте недостающие буквы н и нн.

Поздравления искре...и; дорога пусты...а; смотреть потеря...о; озеро взволнова.о ветром; население испуга.о взрывом; мест­ность ограниче.а горами; овоши выраше.ы на грядках; гости жела.ы; манеры героя изыска.ы; стремления этих людей возвы- ше.ы; он учится посредстве.о; туристы очарова.ы пейзажем; пропасть бездо.а; девушка образова.а; объяснять пута.о; погода ветре...а; смотреть испуга...о; гоголевская Коробочка ограниче.а; поступки необдума.ы; книга прочита.а.

Задание 28. Допишите пословицы, в которых опущены причастия или прилагательные с нн или н.

1..конь на все ноги спотыкается. 2. гость хуже татарина.

3.воробья на мякине не проведешь. 4.Бог бережет.

Задание 29. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Беле...ые мелом стены; беле..ые стены; небеле...ые стены; брош.ный из-за наводнения дом; вял...ная на ветру плотва; вял.ная рыба; провял...ная рыба; печ.ный картофель; печ...ная в золе картошка; пропеч...ный хлеб.

Задание 30. Образуйте прилагательные от данных глаголов, упо­требите их вместе с соответствующими существительными, которые даны в скобках.

Образец: красить (полы) — крашеные полы.

Красить, морозить, писать, назвать, вязать, резать, сберечь, настоять, клеить, ранить, стрелять, вялить, засолить, тушить, жарить, высушить, замаслить, вскипятить, коптить (сельдь, овоши, брат, деньги, чай, обои, воробей, кофта, красавица, хлеб, солдат, грибы, вобла, молоко, картошка, пальто, мясо, грибы).

Задание 31. Из данных словосочетаний выпишите только сло­восочетания с наречиями.

Идти (в)глубь леса; что-то виднеется (в)дали; (в)пору сшит кос­тюм; уходить (в)глубь; (во)время прийти; (в)пору испытаний; (на)зло не надо отвечать злом; (в)плотную массу воздуха; делать (в)тихую; идти след (в)след; (во)время семинара; (к)низу опустить голову; сделать (на)зло; (в)растяжку говорить; подойти (в)плотную; (на)утро выпал снег; (на)сколько можно судить; (на)кануне; (в)тайне кроется ответ; сражаться (в)рукопашную; (в)тайне гото­вить сюрприз; (в)накидку носить пальто; сгореть (до)тла; (по)верху забора; (в)накидку из шелка одеться; (к)низу шкафа подставить; (в)высь подняться; (в)конец переулка уйти; (в)высь небесную взлететь; (по)доброму совету; расстаться (по)дружески; давным (давно) известный; увеличить (в)трое; (по)обшему мнению.

Задание 32. Преобразуйте сочетание прилагательного с сущест­вительным в сочетание наречия с глаголом; объясните написание наречий.

Образец: общее рассуждение — рассуждать общо.

Зловеший взгляд, потрясаюшая игра, блестяшее выступление, певучий говорок, маняший взгляд, разбойничий поступок, скри­пучий голос, всепокорнейшая благодарность, ветреный поступок, нечаянная встреча.

Задание 33. Раскройте скобки; объясните значение наречий (если возможно, с помощью синонимов).

(В)приглядку, (ис/под)воль, (под)спудом, (на)авось, (на)обум, (в)заем, (в)займы, (во)очию, (во)свояси, (в)явь, (за)панибрата, (ис)кони, (ни)(на)йоту, (с)панталыку, (на)бекрень, (с)кондачка.

Задание 34. Заполните таблицу, вписав в каждую из ее граф соответствующие сочетания:

а) с производными предлогами;

б) с сушествительными, от которых они образованы. Раскройте скобки и вставьте пропушенные буквы.

Различайте написание созвучных производных предлогов и сушествительных с предлогами.

(в)течен... года; (в)течен... Волги; (в)течени... нескольких часов; (в)течени... всей уборочной страды; (в)продолжени... романа; (в)продолжени... некоторого времени; (в)продолжени... вечера; (в)заключени... встречи; (в)следстви... нелетной погоды; (в)следст- ви... по делу.

Задание 35. Поставьте существительные, данные в скобках, в нужном падеже.

Вопреки (предписание, предсказание, расписание, желание, совет, приказание, решение).

Благодаря (внимание, забота, мужество, способности, самооб­ладание, характер).

Согласно (план, предписание, постановление, закон, инструк­ция, расписание).

Наперекор (мнение, судьба).

Задание 36. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова: в следствии — вследствие; в заключении — в заключение; в виду — ввиду; на счет — насчет; в течении — в течение; в роде — вроде; не смотря на — несмотря на и т. д.

1. Сколько я ни старался различить что-то... лодки, но без­успешно.

2. Мне было двадцать пять лет, когда я начинал писать что-то. воспоминаний.

3..двадцати лет (с) ряду изъездил я Россию по всем направ­лениям.

4.. судьи прозвучало и моральное осуждение преступника.

5. Пароход остановился. пристани.

6. Разговор шел. воскресной школы.

7. Он сознавал себя одиноким,.на привязанность друга.

8. Я вынул из чемодана и показал медальон. сердечка.

9..статьи были помешены интегральные схемы.

10. Я знал, что делал в этот момент мой друг,.на него.

11. Не было ни одной тучки,.чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

12..недели стояла оттепель.

Задание 37. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недоста­ющие знаки препинания.

Н.объяснимым холодом веяло на него всегда от этой велико­лепной п...н...рамы духом н...мым и глухим полна была для него эта пышная картина. Дивился он всякий раз своему угрюмому и загадочному впеч...тлению и откладывал разгадку его (не)доверяя себе... Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние вопросы и (не)доумения и показалось ему что (не, ни)нечая(н, нн)о он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно что он на том(же) самом месте остановился как прежде как(будто) и действительно вообразил что может о том(же) самом мыслить теперь как прежде и такими(же) прежними темами и картинами интересоват.ся какими интересовался еше так недавно, даже чуть(не) смешно ему стало и в то(же) время сдавило грудь до боли. В какой(то) глубине, (внизу), где(то) чуть под ногами показалось ему теперь все это прежнее.

(Ф.М. Достоевский).

Задание 38. Выпишите номера примеров, в которых союзы пишутся слитно.

1. Вот (так)же отцветем и мы, и отшумим, как гости сада.

2. Снегу было мало, снежных буранов (то)же.

3. Нет ничего в мире, (что)бы могло прикрыть Днепр.

4. — чему молодость, к чему я живу, (за)чем у меня душа, (за)чем все это?

5. Природе надо, что(бы) ее любили.

6. И(так), она звалась Татьяной.

7. Кукушка хвалит петуха (за)то, что хвалит он кукушку.

8. Мы устали и(так) замерзли, что решили вернуться.

9. Он человек образованный и (при)том очень интеллигентный.

10. Он перекинулся с Дерсу несколькими словами и (за)тем переехал в лодке на нашу сторону.

11. Что(бы) я ни делал, все было напрасно.

12. И в людях так(же) говорят: кто посмирней, тот виноват.

13. Река залила берега, снесла мост, (от)чего и почта была задержана.

14. Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я так(же) очень достоин сожаления.

15. Я склонился к реке, но и там, и в той темноте, то(же) ко­лыхались, дрожали звезды.

Задание 39. Раскрывая скобки, вставьте частицы не и ни. Рас­ставьте недостающие знаки препинания.

1. Как (не, ни)старался я отгонять от себя прочь воспоминание о (не)знакомке, о ее спутнике, о моих встречах с ними, оно то и дело возврашалось и приставало ко мне.

2. Кто (не, ни)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не, ни)бранивался!

3. Кажись (не, ни)ведомая сила подхватила тебя на крыло к себе и сам летишь и все летит:...летит вся дорога (не, ни)весть куда в пропадаюшую даль.

4. (Не, ни)так(ли) и ты Русь что бойкая (не, ни)обгонимая тройка (не)сешься?...летит мимо все что (не, ни)есть на земле и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и госу­дарства.

5. В его этюдах было много жизни и правды, но (не, ни) один из них (не, ни)закончен и рисунок показался мне (не, ни)брежен и (не, ни)верен.

6. (Не, ни)одна мать (не)ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Задание 40. Спишите слова, раскрывая скобки. Распределите их по группам: 1) слова, которые без не не употребляются; 2) слова, которые в сочетании с не имеют только отрицательное значение.

(Не)нависть, (не)насытный, (не)навидеть, (не)льзя, (не)кий, (не)ймется, (не)долг, (не)сносные, (не)она, (не)сам, (не)досыпать, (не)строить, (не)видя, (не)хотя, (не)найду, (не)приятель, а друг; (не)брежность, (не)чисть, (не)дотрога.

Задание 41. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объяс­ните правописание частицы не с причастиями и деепричастиями.

1. В необыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарож­дается рассвет.

2. На давно (не)подметавшихся улицах ветер шелестел ржавой листвой.

3. Дальше, пересекая дорогу, тянулись желтые, (не)мигаюшие огни.

4. Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава.

5. Вверху (не)погасшим костром тлели Стожары.

6. Воспоминания — это (не)пожелтевшие письма, (не)старость, (не)засохшие цветы и реликвии, а живой, трепешуший, полный поэзии мир.

7. В (не)видимую, завешенную ковром дверь кто-то постучал.

8. Всякий охотник поймет мое (не)удержимое желание схватить зверя.

9. Только (не)сжата полоска одна.

10. Тишина, (не)нарушаемая ни движением, ни звуком, осо­бенно поразительна.

11. Татьяна любит (не)шутя.

12. И все остановились, (не)желая облегчить участь того, кто делал им зло, (не)желая убивать его.

13. Он обернулся, удивляясь и (не)доумевая.

Задание 42. Используя приведенные ниже прилагательные, составьте словосочетания со следующими словами: отнюдь (не), вовсе (не), далеко (не).

Веселый, добрый, интересный, знатный, смешной, интелли­гентный, толстый, молодой, богатый, известный.

Задание 43. Образуйте от глагола страдательное причастие.

Вспомним: страдательные причастия определяют предмет, над которым совершается некоторое действие. Например: от глагола СЪЕСТЬ (что): съеденный пирожок (пирожок, которыйсъели)

Образец: Бросить – брошенный

Вымыть –? Приколоть –? Порвать –? Ответить -?

Задание 44. Заполните клеточки в таблице форм глаголов ЖЕЧЬ и СТРИЧЬ

Ед. число Множ. число  
1 лицо 2 лицо 3. лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо
Ед. число Множ. число  
1 лицо 2 лицо 3. лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо

Задание 45 Что такое СТРОГАЯ и НЕСТРОГАЯ норма?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.