Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Т. ЗЛОБИН. Эмоции — один из важнейших компонентов человеческого «Я». Под эмоциями обычно понимается психическое отражение жизненного смысла явлений и ситуаций,




 

Эмоции — один из важнейших компонентов человеческого «Я». Под эмоциями обычно понимается психическое отражение жизненного смысла явлений и ситуаций, проявляющееся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Особо подчеркнем, что эмоции непосредственно связаны с потребностями человека, основываются на них и отражают степень их удовлетворения. Поэтому, чтобы понять «строение» эмоций, надо прежде понять «устройство» потребностей. Однако, по мнению П.В. Симонова, и с ним нельзя не согласиться, проблема потребностей человека представляет собой «целину», к освоению которой в сущности современная психология даже не приступала. «Для существующих классификаций характерны произвольность и отсутствие четко сформулированного принципа их построения»1. Каждый автор предлагает свой набор потребностей и, стало быть, их число: американский психолог А. Маслоу — 15, его соотечественник Мак-Дауголл — 18, а польский психолог Обуховский — свыше 120. Ни одна из предлагаемых классификаций не стала общепринятой.

При всем огромном разнообразии потребностей попробуем объединить их в 6 объективно и последовательно (интегративно) возникающих у каждого здорового человека уровней.

Материальные потребности (нужды): 1) физиологические (дыхание, питание, движение, координация, сон, экскретация), 2) продолжение рода (рождение, воспитание, защита), 3) добыча средств к существованию (жилище, пища, одежда и др.).

Духовные потребности (запросы): 4) общение (обязанности, права и др.), 5) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.), 6) самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).

И если эмоция, по определению П.В. Симонова,— это отражение мозгом человека какой-либо его актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения2, то каждому уровню потребностей, по-видимому, соответствует и определенная «базисная» (преобладающая) эмоция. Следовательно, опираясь на потребности, эмоции выполняют специфическую и очень важную роль в мироощущении и поведении человека.

Аппарат эмоций устроен, на наш взгляд, с одной стороны, очень и очень сложно, но с другой, удивительно просто и гармонично. Механизм этот у всех здоровых людей одинаков — это устойчивая система. И следовательно, можно построить модель этой системы.

Ее исходным системообразующим компонентом будет эмоция страха (Сх). Homo sapiens начал свою «карьеру», и у него пробудилось абстрактное мышление. Он понял, что вокруг жестокая непознанная им природа, с которой он должен сосуществовать, ежеминутно

 

 

ожидая от нее непредсказуемых сюрпризов, нередко угрожающих самой его жизни. Эмоция страха передалась человеку от его предков-животных как средство защиты от возможного вмешательства кого-либо или чего-либо при отправлении человеком его физиологических потребностей: дыхания, питания, сна и др.

Вторая эмоция— грусть (Гр). Она связана с потребностью продолжения рода. Болезни и высокая смертность близких, и в особенности детей, доставляет человеку боль и страдания, привносит в его обиталище беду и горе.

Наконец, третья негативная эмоция — гнев (Гн) — формировалась главным образом в борьбе за средства существования с соседними племенами, с хищниками, с капризами природы. В связи с этим становится понятной та атмосфера враждебности, агрессивности, озлобленности, которая создалась сейчас у нас в стране: в связи с постоянной нехваткой продовольственных и промышленных товаров в обществе преобладает эмоция гнева. Негативные эмоции присущи и высшим животным.

Далее происходит перелом и следуют эмоции положительные. Первая из них— стыд (Сд), характерная только для человека. Стыд регулирует взаимоотношения человека с другими людьми в процессе общения.

После этого появляется эмоция радости (Рд), связанная с удовлетворенностью человека чем-либо через реализацию его потребности в самовыражении в искусстве, спорте, религии, науке.

Замыкает положительный ряд эмоций специфическое состояние, представляющее собой фактически отсутствие каких бы то ни было эмоций, когда человек отрешился в своих действиях от всех перечисленных эмоций, «перешагнул» через них и действует решительно и бесповоротно. Назовем это состояние условно эмоцией бесстрашия (Бс). Возникла она, по-видимому, как средство отражения, показа и себе, и другим самоутверждения человека, его превосходства над ними в данной сфере деятельности.

 

 

Нетрудно заметить, что эмоции характеризуются четко выраженной зеркальной симметрией: гнев — стыд, грусть — радость, страх — бесстрашие. Теперь можно построить траекторию формирования и движения эмоций. Эту изначальную модель можно назвать «волной эмоций».

Проявление эмоций подчиняется действию закона интегративности. Это означает, что, во-первых, каждая последующая эмоция может начать действовать только после окончания действия предыдущей и, во-вторых, глубина и интенсивность действия предыдущей эмоции передаются, как правило, эмоции последующей. Например, если некий нормальный индивид в состоянии сильного гнева наделал глупостей, то, когда он остынет, ему будет более или менее стыдно за содеянное: чем сильнее был гнев (и совесть его не оправдывает), тем сильнее должен быть последующий стыд. Или еще: чем больше горя (грусти) причинил индивид А индивиду Б, тем больше мстительности (гнева) вызывает это обычно в Б по отношению к А.

Совокупность перечисленных устойчивых и взаимосвязанных эмоций представляет собой, как уже отмечалось выше, систему. А каждая система, как известно, имеет «вход» — ресурсы, «процесс» — их переработку и «выход» — результат своей деятельности.

На рисунке видно, что после того как проявятся три негативные эмоции: страх, грусть и гнев, наступает перелом (зона контакта) в самочувствии и поведении индивида, и начинают действовать эмоции положительные. Отметим, что с «выхода» подсистемы отрицательных эмоций импульс, минуя

 

 

зону контакта, попадает на «вход» подсистемы положительных эмоций.

Следует, по нашему мнению, подчеркнуть одно обстоятельство: если этот импульс слаб и недостаточен для преодоления зоны контакта, то негативная подсистема может «зациклиться»: с ее «выхода» действие может снова вернуться на ее же «вход», не дотянув до «входа» положительной подсистемы. В этом случае после эмоции гнева снова повторится эмоция страха. Такая ситуация крайне болезненна для индивида: она вызывает устойчивые депрессивные состояния. Поэтому очень важно, чтобы после вспышки гнева индивид расслабился (перелом), устыдился бы своего состояния, обрадовался бы этому, т. е. снова вошел бы в нормальную «колею».

Мы рассмотрели пока что лишь упрощенный вариант событий. На самом же деле все обстоит значительно сложнее: каждая эмоция, развиваясь, непрерывно изменяется, претерпевает существенные метаморфозы. Рождается как бы «волна в волне».

Например, эмоция радости в реальной жизни «обстреливается» поочередно всеми остальными эмоциями и развивается примерно так:

сначала робкая радость (индивид еще страшится радоваться, как бы чего не вышло),

грустная радость (смех сквозь слезы),

злая радость (индивид «дорвался» до радости: назло всем я буду радоваться!),

стыдливая радость (он все еще сомневается: а можно ли радоваться-то?),

подлинная радость (полное удовлетворение чем-либо),

и, наконец, бесстрашная радость (радость без оглядки, «на всю катушку», я бы еще добавил: излишняя радость).

Теперь можно построить матрицу (поле) эмоций (см. таблицу).

Как будет читаться в этих условиях, скажем, все та же эмоция радости? Можно представить себе это, например, так.

51 на «поле» эмоций — отрада — трепетная радость. Вспомним, как русский молодец поет: «Живет моя отрада в высоком терему, а в тот высокий терем нет входа никому...» А у самого, поди, на сердце кошки скребут: а что, если вход-то все-таки где-нибудь есть?

52 — веселье — грустная радость. Вспомним: пировали — веселились, подсчитали — прослезились. Итог-то, в общем, был известен заранее, поэтому веселье всегда изначально содержит в себе элементы грусти.

53 — потеха — гневная, злая радость. Вспомним: потешные полки будущего императора России Петра I. Вроде бы радость, потеха, но какова цена этой далеко не доброй потехи?

54 — упоение — срамная радость: и стыдно радоваться, но сдержаться невмоготу,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.