Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отчет по проекту

Виды

Межличностная коммуникация - непосредственный, "лицом к лицу" контакт людей.

О групповой коммуникации принято говорить в тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до 20-30 человек).

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей

5. Пространственно-временные координаты социальной коммуникации.

Социальное пространство – это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны – родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т.д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным. Когда говорят, что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду социальное пространство.

Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом. Коммуникант никогда не ставит целью передать сообщение из пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл сообщения дошел до социально связанных с ним людей и был ими правильно понят. В противном случае получается несмысловое взаимодействие, социальной коммуникации нет. Так, читательское назначение книги есть ее социально-коммуникационный адрес, а почтовый адрес, по которому переслали книгу, – материально-пространственные координаты читателя.

Социальное время – это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки.

 

6. Информация и коммуникация. Понятие информации.

информация — сведения, передаваемые источником получателю

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Коммуникация и информация взаимосвязанные понятия, информация – это то, "что передается", коммуникация включает себя информацию и то, "как" передается.

Данные не являются информацией, а информация не обязательно образует процесс связи. Информация имеет логический, жесткий и обезличенный характер - что являет собой полную противоположность требованиям, которые предъявляются к эффективной коммуникации. Компьютеры выдают массу данных, но кто-то должен проверить их не только на предмет полезности с точки зрения информации, но и тщательно продумать, в какой системе они будут представлены различным пользователям. Смысл информации зависит от ее восприятия, связанных с ней ожиданий и правил ее интерпретации.

7. Информационный обмен: понятие, особенности, эволюция.

История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза

 

8. Герменевтика в осмыслении социальных коммуникаций.

Ф. Шлейермахер (1768-1834), видный представитель немецкого романтизма, более последовательно рассматривал проблему общения. Для него общение между людьми — это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектное отношение). Признание этого факта стало для него предпосылкой и фундаментальной основой последующей разработки теории понимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаимоотношений. Можно без преувеличения сказать, что современная философская герменевтика обязана своим рождением именно Шлейермахеру. Он рассматривал герменевтику как «искусство постижения чужой индивидуальности», «другого». Ее предметом выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности. Помимо простой техники понимания и толкования различных сочинений, например священных текстов, герменевтика раскрывает саму интерпретативную структуру, характеризующую понимание как таковое: у немецкого философа она нашла свое выражение в так называемом принципе герменевтического круга. Суть его состоит в том, что для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово — часть предложения, предложение — часть текста, текст — часть творческого наследия данного автора и т.д.

9. Межкультурные коммуникации.

Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).

Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне как соотношение таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, экология средств коммуникации.

Определение межкультурной коммуникации, данное проф. А. П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.»

Вопрос, тем самым, заключается в том, что и как соотносится при взаимодействии различных культур. Причем, "что" и "как" здесь не только предполагают друг друга, но и могут быть, по существу, тождественны.

Культура представляет собой совокупность форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит существовать. Культура - это набор «кодов», которые предписывают человеку то или иное поведение, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для исследователя не может не возникать вопрос о том, с какой из них ему следует начать, чтобы на этой основе затем понимать дальнейшее.

10. Мифология и социальная коммуникация.

Бронислав Малиновский изучал примитивное общество, его ритуалы и мифы и их значение. По его словам, с помощью ритуалов общество вырабатывало модели поведения в кризисных ситуациях, например, в случае смерти одного из родственников. Это было необходимо для сплочения людей, для того, чтобы не разрушить коллективную идентичность. Так же как и ритуал, миф носит сугубо социальную функцию. Миф — матрица социального порядка и свод примеров нравственного поведения.[2]В примитивном обществе миф выступает в качестве своебразного кодекса, регулирующего жизнь человека. Миф является основой для ритуалов, обрядов и традиции. Кроме того, миф может быть реакцией на какое-либо естественное являние. Например, страх смерти породил рассказы о бессмертии. В современном обществе аналогом подобного мифа являются слухи — легко поверить в то, что противоречит действительности и соответствует мечтаниям. Миф гораздо глубже, чем привычные сказки. Его неотъемлемой частью является социально-психологический контекст; пересказ действий героев не способен передать его суть. Облачение мифа в слова облегчает его понимание, позволяет передать его через поколения, но суть познается на бессознательном уровне. Малиновский выступал против интерпретации мифа как прообраза науки, объясняющего на примитивном уровне природные и социальные явления.

 

11. Семиотические теории социальных коммуникаций.

Семиотика социальной коммуникации – научная дисциплина, объектом изучения которой служат коммуникационные каналы, а предметом – коммуникационные знаки и методы их использования. Коммуникационные каналы довольно разнообразны, соответственно, – велико разнообразие коммуникационных знаков. Наиболее важными являются:

вербальный (речевой) канал;

невербальный канал;

канал иконических документов;

канал символьных документов;

канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр);

каналы литературы и литературного языка;

каналы радиовещания и телевидения;

мультимедийный канал.

 

12. Понятие и виды коммуникационной деятельности. Формы коммуникационных действий.

Коммуникационное действие – завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

Микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация

 

13. Ролевые позиции.

выделяются три основные позиции в общении - Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую даже на протяжении дня, или одна из них может преобладать в поведении человека

С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детском возрасте, нередко наблюдается и у взрослых.

позиция Взрослого предусматривает спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки.
В позиции "Родителя" могут быть две разновидности:
1) "карающий Родитель" - указывает, приказывает, карает за непослушание и ошибки;
2) "опекающий Родитель" - советует в мягкой форме, защищает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, опекает, заботится, прощает ошибки.
В позиции "Ребенка" выделяют разновидности: "послушный Ребенок" и "бунтующий Ребенок" (ведет себя "Не хочу, не буду!")

14. Понятие и виды коммуникационных каналов.

Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи – необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т.е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.

Естественные коммуникационные каналы – это каналы, использующие врожденные, естественно присущие хомо сапиенс средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве. Таких каналов два: невербальный(несловесный) и вербальный (словесный).

Невербальный канал – древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным. Содержание зоокоммуникации демонстрация переживаемых эмоциональных состояний – гнев, боль, страх и т.д. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения, напоминающие жесты, например, щенок виляет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым.

Вербальный канал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком.

 

15. Специфика невербального общения.

Невербальная коммуникация (общение) — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

пальцы рук сцеплены. Возможно три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест обозначает разочарование и желание собеседника скрыть свое отрицательное отношение;
защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест обозначает, что слушающий чувствует, как вы лжете;
почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет высказаться;
почесывание шеи. Такой жест свидетельствует о сомнении и неуверенности человека;
оттягивание воротничка. Этот жест используется тогда, когда человек разгневан или расстроен. Может использоваться и в том случае, когда человек солгал и заподозрил, что его обман раскрыт;
пальцы во рту. Данный жест говорит о внутренней потребности в одобрении и поддержке;
подпирание ладонью щеки. Жест свидетельствует о том, что собеседнику стало скучно;
указательный палец направлен вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок. Жест указывает на то, что собеседник негативно или критически относится к тому, что слышит;

— собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками — это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо;
— человек отводит глаза — это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает;
скрещенные на груди руки собеседника сигнализируют о том, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему. Если собеседник скрестил руки и сжал ладони в кулак, то это означает, что он настроен крайне враждебно. Необходимо как можно скорее закончить разговор. Если собеседник при скрещивании рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную;
жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают рукой щеку — это жесты размышления и оценки;
почесывание указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или боковой части шеи, потирание указательным пальцем носа — это жесты сомнения, которые свидетельствуют о том, что в разговоре собеседнику что-то неясно;
— обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно такую позу, то тему разговора следует поменять;
— человек, стремящийся закончить беседу, опускает веки. Если ваш собеседник носит очки, то он снимет очки и отложит их в сторону;
— если ваш собеседник покусывает дужки очков или постоянно снимает и надевает очки, это значит, что он затягивает время для принятия решения. В этом случае вам необходимо помочь вашему собеседнику и дать необходимое ему время на обдумывание;
— если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение;

 

16. Барьеры индивидуальной и массовой коммуникации.

1.Барьеры, обусловленные факторами среды

2. Технические барьеры

3. Человеческие барьеры

1) Межъязыковые барьеры

2) Социальные барьеры.

· Барьер разного уровня жизни;

· Барьер национальных культур;

· Барьер лжи и обмана.

3) Психологические барьеры

В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость).

4) Психофизические барьеры

Такие барьеры могут возникать вследствие психофизических нарушений (заикание, картавость, потеря голоса, глухота).

5) Социокультурные барьеры

Люди являются представителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, социальной группы. Все это порождает социокультурные барьеры.

4. Барьеры сообщения

1) Семантический барьер

2) Фонетический барьер

3) Стилистический барьер

4) Логический барьер

5) Профессиональное неприятие

 

17. Личность в коммуникации. Коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[1].

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации

 

 

18. Коммуникативные технологии и техники.

Совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. И.-к. т включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.

 

19. Виртуализация и глобализация общества как условия современных социальных коммуникаций.

20. Новые формы социальных коммуникаций: возможности и проблемы. Этика виртуальной коммуникации.

21. Дебаты. Дискуссии. Деловые игры.

22. Подготовка выступления. Самопрезентация.

23. Формы и особенности социальной коммуникации в деловой и научной сферах.

 

по курсу «Этика и психология бизнеса»

«Формальные и неформальные лидеры»

Выполнили: студенты 2 курса ФМБДА ИБДА Киселев Александр Сомов Кирилл Шепитько Валерия Шихсаидов Магомед

МОСКВА

 

Оглавление

Введение. 3

Общие представления о лидерстве. 3

Кто такой лидер?. 8

Формальный лидер. 8

Неформальный лидер. 8

Враг или помощник?. 9

Деструктивный неформальный лидер. 9

Конструктивный неформальный лидер. 9

Три параметра. 9

Ицхак Адизес: Что такое лидер?. 10

Итоги пресс-конференции. 11

Организация работы.. 13

Список использованной литературы и др.источников. 14

 


Введение

Из года в год сохраняется стойкий практический интерес к исследованию феномена лидерства в системе организационных отношений и проблеме развития лидерских качеств. Во многом он связан с необходимостью постоянно повышать эффективность деятельности руководителей — прежде всего за счет дополнения их формальных властных полномочий неформальными, а именно лидерскими.

В настоящее время уже общепринятым становится представление о том, что успешное выполнение руководителем управленческих функций зависит от того, в какой мере он владеет методами и навыками лидерства. В конечном итоге исполнителем любой профессиональной роли является «личность», и в деятельности любого руководителя присутствует психологическое, в том числе лидерское начало, которое «преломляет» все инструкции и алгоритмы взаимодействия с подчиненными.

Общие представления о лидерстве

Прежде чем перейти непосредственно к теме формального и неформального лидера, нам бы хотелось сказать пару слов о лидерстве вообще. Р. Стогдилл в своей книге «Справочник по лидерству» сгруппировал основные представления о лидерстве в соответствии с 13 ключевыми идеями, отражающими различные подходы к пониманию и исследованию этого феномена на протяжении ХХ века. В сокращенном виде эта классификация выглядит следующим образом.

13 граней лидерства

1. Лидерство как центр групповых интересов и процессов. В этой концепции лидер рассматривается как духовно-эмоциональный центр группы, определяющий ее структуру, атмосферу, идеологию и групповые процессы. Подобное представление о лидерстве заключено в наиболее ранних определениях С. Кули, Е. Мамфорда, Л. Бернарда и других авторов. В частности, С. Кули представлял лидера как ядро групповой идеи, а Л. Бернард — как центр, на который направлены потребности, энергия, желания и внимание последователей, преобразующиеся в нем в желаемом для них направлении.

2. Лидерство как проявление личностных черт. Основной идеей данного подхода является убеждение, что лидер обладает определенными качествами, отличающими его от других и позволяющими ему успешно добиваться и удерживать лидерские позиции. Так, В. Бингэм представлял лидера как индивида, вобравшего в себя наибольшее количество желаемых личностных качеств. О. Тид рассматривал лидерство как комбинацию таких характеристик индивида, которые подталкивают других к выполнению поставленной задачи.

3. Лидерство как искусство достижения согласия. В данной концепции под лидерством понимается способность лидера организовать людей на эффективное сотрудничество. Здесь акцент делается на присущее эффективному лидеру умение улаживать конфликты и добиваться согласия со стороны ведомых. В частности, Б. Мур определял лидерство как возможность индивида влиять на последователей и достигать повиновения, лояльности, уважения и сотрудничества с их стороны. Схожие определения лидерства встречаются у Ф. Филипса, У. Бенниса, Ф. Оллпорта и др.

4. Лидерство как действие и поведение. В этом случае акцент делается на поведенческих аспектах лидерства, в том числе действиях, предпринимаемых лидером для управления и координации работы группы. Так, Дж. Хемфилл предлагал понимать под лидерством поведение индивида, направленное на управление деятельностью группы.

5. Лидерство как инструмент достижения цели и результата. В этих определениях лидерство напрямую связывается с деятельностью, направленной на достижение определенных результатов. Согласно Р. Кеттелу, лидерство может быть определено на основе эффективного влияния индивида на действия последователей по достижению общей цели группы. К. Дэвис представлял лидерство как человеческий (субъективный) фактор, который сплачивает группу и мотивирует ее на достижение определенного результата. Таким образом, в этом подходе признается инструментальная ценность лидера как средства интеграции членов группы и формирования согласованности их действий для получения желаемого результата.

6. Лидерство как результат группового взаимодействия. В этом случае лидерство понимается как эффект и результат группового взаимодействия, в процессе которого люди добровольно объединяются вокруг более успешного человека, чувствуя в нем личную заинтересованность и признавая, что он является важным носителем целей, программ и методов действия, а также ценностей и норм группы. Необходимым условием эффективного лидерства здесь является осознание и поддержка лидера со стороны членов группы. По мнению П. Друкера, в результате завоевания лидером доверия у других членов группы они становятся его последователями, а успех его лидерства определяется готовностью последователей идти за ним. По утверждению С. Браун, не может быть лидера без последователей, поэтому процесс лидерства невозможно отделить от потребностей и целей последователей.

7. Лидерство как умение убеждать. Здесь подчеркивается различие между лидерством и управлением. Если последнее, с точки зрения сторонников этого подхода, является искусством принуждения и использования силы для того, чтобы заставить людей следовать в определенном направлении, то лидер управляет с помощью убеждения и поощрения. Например, С. Шенк подчеркивал, что суть лидерства состоит в управлении людьми с помощью силы убеждения и побуждения, а не с помощью принуждения. Важно отметить, что управление с помощью убеждения, поощрения и побуждения к действию более характерно для многих политических и общественных, чаще всего неформальных организаций, поэтому определение лидерства как формы убеждения более свойственно авторам, изучающим политическое лидерство и общественные движения.

8. Лидерство как осуществление влияния. В данной концепции лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность группы в целом и отдельных последователей в частности. Согласно этой концепции, лидеры в процессе взаимодействия оказывают влияние на свое близкое окружение, группу, организацию, социальные институты или на общество в целом (если речь идет о политическом лидерстве). Так, по определению Р. Стогдилла, лидерство — это процесс оказания влияния на деятельность группы для достижения общей цели. Согласно Ф. Хейману, лидерство является процессом прямого взаимодействия, в результате которого индивид влияет на поведение других, побуждая их к достижению определенного результата. Ограничение данного подхода к пониманию лидерства заключается в том, что в нем не учитывается факт взаимности процесса влияния. Не только лидер влияет на последователей, но и сам он испытывает на себе влияние последователей. Каждый раз, в зависимости от встреченного сопротивления, в той или иной степени меняется сам лидер.

9. Лидерство как властные отношения. Лидеры в своих действиях используют власть, в связи с чем некоторые авторы рассматривают лидерские отношения прежде всего как властные отношения. По их мнению, основная задача лидера состоит в том, чтобы заставить других подчиниться и действовать в желаемом для него или организации направлении. Так, Ж. Блондель определяет лидерство (в первую очередь политическое) как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами, с тем чтобы побудить членов нации к действию. При этом лидер, являясь инициатором взаимодействия, стимулирует последователей и устанавливает над ними контроль, изменяя при этом их первоначальные намерения. Такого рода определения, на наш взгляд, в большей степени применимы к политическому и организационному лидерству.

10. Лидерство как результат ролевой дифференциации. Согласно этой концепции, все члены общества, а также группы и общественные организации занимают определенное место в системе социальной иерархии, и каждый участник взаимоотношений лидерства подчинения играет определенную роль. Соответственно, лидерство может рассматриваться как ролевая дифференциация, в основе которой лежит процесс взаимодействия и взаимовлияния. Так, М. Шериф и К. Шериф понимали лидерство, закрепившееся за одним из членов группы, как особую роль внутри системы взаимоотношений, которая определяется взаимными ожиданиями лидера и последователей и к которой предъявляются большие требования и большие обязанности, чем к другим ролям.

11. Лидерство как инициация и конструирование структуры группы. Здесь лидерство рассматривается как процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы. Можно сказать, что лидер стремится изменить поведение последователей и развить их потребности таким образом, чтобы сконструировать определенную структуру группы, легитимирующую его лидерский статус. По убеждению сторонников этой концепции, процессы лидерства особенно важны на этапах становления новых коллективов, структура которых еще не устойчива.

12. Лидерство как видение перспективы. Многие современные исследователи считают, что главное отличие лидера от последователей состоит в том, что он обладает видением перспективы, благодаря чему развивает и определяет деятельность своей группы. Еще в 1929 году У. Коули отмечал, что лидер обязательно должен иметь перспективную программу действий, в соответствии с которой он вместе с группой будет двигаться к намеченной цели. Последователи ориентируются в своих действиях на лидера только тогда, когда он устремлен в будущее, видит перспективу, знает, куда идти, имеет заманчивые для последователей планы и знание, как их реализовать.

13. Лидерство как следование особым ценностям. Приверженность лидера особым, наиболее притягательным для последователей ценностям является основой его авторитета, то есть является важным определяющим лидерство фактором.

Очень часто люди путают лидерство и руководство. Руководство связано с формальной властной позицией, и личностные качества играют тут далеко не главную роль. Руководитель — это ступенька на карьерной лестнице, не более. А вот лидер способен оказывать влияние на окружающих независимо от карьерного статуса. Выходит, что практически каждый лидер в перспективе способен стать эффективным руководителем, но не всякий состоявшийся руководитель является лидером.

Вышеприведенная классификация показывает, насколько широки и разнообразны представления исследователей о сущности и природе лидерства. Каждая из представленных выше моделей приоткрывает лишь одну из граней природы этого феномена.

 


Кто такой лидер?

Толковый словарь Ожегова:

Лидер - глава, руководитель партии, общественно-политической организации или вообще какой-либо группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе.

Википедия:

Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

В психологии лидер, как правило, определяется с точки зрения группы, которой он или она руководит; лидер - это личность, которая направляет и контролирует деятельность группы таким образом, чтобы она достигла своих целей.

Формальный лидер

Сегодня руководители осознают необходимость постоянно повышать эффективность своей деятельности — прежде всего за счет дополнения своих формальных властных полномочий неформальными, а именно лидерскими. Уже общепринятым становится представление о том, что успешное выполнение руководителем управленческих функций зависит от того, в какой мере он владеет методами и навыками лидерства.Отсюда можно сделать вывод о том, что руководитель-профессионал сегодня является и формальным и неформальным лидером.

Идеальная модель: формальный лидер сегодня является неформальным лидером! Его личностные качества – профессиональный инструмент. И если формальный лидер не способен выполнять функции, и эти функции берет на себя неформальный лидер, то такой руководитель - не профессионал.

Неформальный лидер

Неформальный лидер – тот, кто берет больше ответственности и проявляет наибольшую эффективность, т.к. обладает бо̀льшими знаниями, навыками, талантами.

Враг или помощник?

Различают два основных типа неформальных лидеров — конструктивный («положительный») и деструктивный («отрицательный»). Конструктивный неформальный лидер положительно влияют на работу коллектива и компанию в целом, а деструктивный — саботирует решения начальника, подрывает его авторитет среди сотрудников.

Деструктивный неформальный лидер

Деструктивные н.л. используют свое влияние, чтобы саботировать решения руководителя, устроить забастовку или воспротивиться переменам. Нередко неформальные лидеры подрывают авторитет руководителя, ставят под сомнение его распоряжения, снижают эффективность работы и мотивацию сотрудников. Уходя, они могут увести за собой часть коллектива.

Конструктивный неформальный лидер

Конструктивные неформальные лидеры влияют на компанию и работу коллектива положительно. Они инициируют обмен информацией, способствуют реализации общих интересов, помогают адаптации молодых сотрудников. Именно они помогают в создании корпоративной культуры.

Многие убеждены, что сам факт существования неформального лидера - большая удача для компании. Если выявить неформального лидера и заручиться его поддержкой, руководитель может намного облегчить себе жизнь. Неформальный лидер будет проводить идеи, и подкреплять распоряжения начальника. К тому же люди с лидерскими качествами - лучший кадровый резерв, именно сотрудников с такими качествами в первую очередь назначают на руководящие посты. Проще доучить человека, чем сделать из него лидера.

Три параметра

Мы попросили ребят вспомнить, по каким трем параметрам оцениваются сотрудники в компании.

Профессионализм, коммуникабельность и лояльность. Ранее мы отмечали, что неформальный лидер – тот, кто берет больше ответственности и проявляет наибольшую эффективность, т.к. обладает бо̀льшими знаниями, навыками, талантами. Человек в формальной группе задействуется в трех плоскостях, трех видах деятельности, и может быть эффективным в каждом из них. Отсюда следует, что в организации может быть как минимум три неформальных лидера. А может быть и все вместе.

Ицхак Адизес: Что такое лидер?

«Слово “лидерство” сегодня в моде. Множество книг написано о лидерстве, о том, каковы качества хорошего лидера, о том, что нам всем нужно быть лидерами. О том, что некоторые люди прирожденные лидеры и том, как вырастить лидеров. Эта тема занимает нас в немалой степени. Итак, что такое лидер?

Посмотрите на мою руку. Вы видите, что рука имеет пять разных пальцев. Все они нам нужны, так как каждый палец делает что-то отличное от того, что делает другой палец. Если все пять пальцев будут указательными, будете ли вы иметь хорошую руку? Нет. Потому что вам понадобятся функции, которые этот палец выполняет, и те, которые не может.

В другом сегменте я говорил о том, что на Ближнем Востоке пять пальцев, сложенные вместе, называются ‘хамса’ – благословение. Если пять пальцев растопырены – это проклятие. Разница между благословением и проклятием в сантиметрах. Мы различны и вместе – благословение. Различны и разобщены – проклятие. В таком случае, какова роль лидерства?

Посмотрите на мою руку еще раз. Какой палец самый важный? - Большой. Знаете почему? Потому что большой палец делает руку рукой, он единственный, который работает с каждым другим пальцем. Если у вас нет большого пальца, у вас нет слажено работающей руки. Если вы теряете большой палец в результате несчастья, хирургу придется приложить немало усилий, чтобы переломать указательный палец и заставить его работать как большой палец, чтобы опять была рука.

Вы знаете, что такое лидерство? Быть лидером – это быть большим пальцем. Сделать так, чтобы мы работали вместе. Сделать так, чтобы различия работали вместе, как в руке».


 

Итоги пресс-конференции

· Лидер – это человек, который добивается наибольшей практической эффективности в силу определенных личностных качеств. Он становится примером, приобретает репутацию, авторитет, влияние. Именно поэтому он становится ядром групповой идеи.

· Неформальный лидер – сотрудник организации, обладающий большими знаниями, навыками, талантами, чем его коллеги и при этом берущий на себя большую ответственность. В отличие от формального лидера, у него нет формальных властных полномочий. Его лидерство во многом основано на авторитете. У неформального лидера в команде складывается положительная репутация, которую он доказывает делами.

· Корпоративная культура создается формальным лидером. А неформальный лидер может занять разные позиции в данной ситуации. Зачастую за неформальным лидером и идут, потому что он не подстраивается под эту культуру.

Полное принятие корпоративной культуры человеком делает его неинтересным для корпоративной культуры. Человек интересен организации до тех пор, пока остается некий зазор. Неформальный лидер как раз и является тем, кто создает максимально приемлемый зазор с корпоративной культурой. Если эта мера превышается, то он переходит в деструктивный класс. Неформальный лидер не создает корпоративную культуру, а создает условия, для того чтобы она оставалась живой.

· Если рассматривать неформального лидера с точки зрения лояльности в контексте той матрицы, что была представлена на 4 семинаре, то его можно отнести к «холопу». Скрытый скромник, который имеет возможности, но не высовывается. Публично принижает свою значимость в организации. Что касается формального лидера, то он может быть как раз тем человеком, которого «тащат». Формальный лидер не всегда обладает авторитетом, так как зачастую назначается «сверху».

· В рамках организации формальный лидер оценивает и контролирует неформального лидера. Формальный лидер устанавливает эти критерии оценки исходя из того, что от него и от организации требует внешняя среда. Он принимает эти требования, трансформирует их и передает сотрудникам организации. То есть, формальный лидер является связующим звеном между внешней и внутренней средой.

Таким образом, главное назначение формального лидера – быть транслятором требований внешней среды во внутреннюю среду организации. Важно помнить, что и успех и поражение организации всегда лежат во внешней среде.

Поражение, в свою очередь, может произойти по двум причинам: или формальный лидер не понял требования внешней среды, или команда не выполнила свою работу должным образом. Если вина лежит на формальном лидере, то это значит, что такой руководитель – не профессионал, и в таком случае, он может быть заменен вышестоящими формальными лидерами.

· Так как эффективность работы неформального лидера определяется формальным лидером, то и выдвижение неформального во многом зависит от лидера формального.

· В условиях чистого развитого рынка, неформальных лидеров необходимо продвигать и поддерживать. Руководителю выгодно, когда в организации много неформальных лидеров – субъектов. Задача формального лидера также заключается в том, чтобы найти в каждом сотруднике такую комбинацию видов деятельности, где он мог бы добиться высших практических результатов и почувствовать себя в этой части маленьким неформальным лидером, что превратит его из объекта в субъект. Но, при возникновении каких-либо разногласий, формальный лидер может «отрезать» неформальному лидеру пути развития в тех плоскостях, где у него все хорошо получается.

· Человека возможно научить быть лидером, но все-таки должна быть какая-то база, искра, раздув которую мы получим пламя. Лидерский потенциал, если он есть, может реализовываться, увеличиваться. Способность потенциала к развитию заключается в амбициях. Амбиции – это наш потенциальный потенциал.

· Видение перспективы – одна из граней лидерства. Видение перспективы – это обнадеживающая картинка для сотрудников, которая вдохновляет, мотивирует и организовывает их. Способность к мифотворчеству делает лидера лидером. Чем сложнее задача, тем количество людей, способных создать миф становится меньше.


 

Организация работы

После анализа анкет, заполненных на первом семинаре по «Этике Бизнеса», было сформировано 6 подгрупп для выполнения проектов. Мне посчастливилось возглавить подгруппу №5, в которую также входили: Киселев Александр, Сомов Кирилл и Шепитько Валерия.

После консультации с Колесниковой И.В на исследование была закреплена тема «Формальные и неформальные лидеры». Надо признать, что данная тема является исключительно важной для нас как для будущих менеджеров. Сразу после принятия темы было организовано общение всех участников группы через диалог в социальной сети.

Первая встреча группы послужила основой для дальнейшего развития деятельности группы. На ней были оговорены правила взаимодействия участников, а также распределены зоны их ответственности. Всей необходимой для подготовки презентации информацией обменивались через диалог и при встречах. Работали сообща, делились мнениями. Конечно, далеко не всегда точки зрения по определенным вопросам совпадали. Тем не менее, все «конфликты» были конструктивными и не затрудняли процесс взаимодействия, а наоборот открывали разные грани той или иной проблемы. За несколько дней до презентации проекта была проведена «генеральная репетиция».

Считаю, что работа над проектом и его презентация прошли на должном уровне. После презентации был составлен отчет с учетом поправок Колесниковой И.В и других слушателей.

 

Руководитель подгруппы №5, Магомед Шихсаидов.


 

Список использованной литературы и др.источников

1. Евтихов О. В. - Тренинг лидерства — СПб.: Речь, 2007. 256 с.

2. Том Питерс - Основы. Лидерство - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 160 с.

3. http://www.youtube.com/watch?v=x6hAVdc-7eI

4. http://russia.adizes.com

5. Брайан Трейси, Франк М. Шеелен - Личность лидера – 2008.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусственные многоклеточные организмы | Диагностика легкой формы псевдобульбарной дизартрии. Структура дефекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.