Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Его Проблемность или Актуальность.




Проблемность настоящего. На одном его полюсе — переживания проблематичности, сложности, конфликтности, скачкообразности, неорганизованности (только у школьников) текущего времени. На противоположном полюсе время переживается беспроблемным, бесконфликтным, плавным, простым, а у воспитанников ВТК и достаточно организованным. Если обратиться к средним значениям шкал, соответствующих данному фактору, то оказывается, что и школьники, и воспитанники ВТК видят свое настоящее в равной мере проблематичным, конфликтным, сложным. У школьников оно лишь менее организовано и не столь скачкообразно. Следовательно, переживание проблемности настоящего не является признаком, способным отличить одну группу от другой. Жизненные проблемы есть у всех, но у каждого они свои — не только по содержанию, но и по степени актуальности.

Актуальность времени. Об актуальности различных событий жизни можно косвенно судить по переживаниям сжатого, быстрого времени. Если в жизни человека события его прошлого тесно связаны с событиями его будущего, выступают по отношению к ним причинами или средствами, то и прошлое, и будущее становятся актуальными для личности, время переживается сжатым, протекающим достаточно быстро. Таков один из основных фактов причинно-целевой концепции психологического времени [7].

В нашем исследовании этот фактор также оказался весьма важным. У школьников — это фактор IV, который объединил в себе две шкалы: «сжатое — растянутое», «течет медленно — течет быстро». У воспитанников ВТК подобный фактор (XIII) намного слабее и фактически тождествен шкале «сжатое — растянутое». Это наличие или отсутствие критериев актуальности — первое, что отличает благополучную группу юношей от неблагополучной.

Для воспитанников ВТК, кроме несформированности критериев актуальности, характерны также переживания медленного и не очень сжатого времени. У школьников же, напротив, оно течет быстро и переживается сжатым. Как видим, картина сходна с той, которую мы описали при анализе фактора «Ценность».

Переживания настоящего — это переживание актуального прошлого и актуального будущего. Описанные выше результаты говорят о том, что прошлое и будущее воспитанников ВТК слабо связаны друг с другом. Это естественно — им предстоит начать «новую жизнь». Такая ситуация чревата дезактуализацией настоящего, и чтобы этого не произошло, воспитательная работа должна быть нацелена на поиск здоровых «островков» прошлого опыта юноши, восстанавливая которые можно создать фундамент будущей позитивной, социально и личностно значимой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.