Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Временные ориентации: в прошлом и в будущем




КАРТИНА НАСТОЯЩЕГО: ЯСНАЯ ИЛИ РАСПЛЫВЧАТАЯ?

Картина текущей жизни, настоящего времени может видеться личностью с разной степенью отчетливости — от смутных догадок о ее структуре и содержании до однозначного, отчетливого образа. Именно эту характеристику субъективной картины жизненного пути мы назвали ясность настоящего.

Переживания настоящего ясным, четким, определенным, уверенным образуют один полюс этого фактора; на противоположном полюсе переживания времени как неясного, нечеткого, неопределенного, неуверенного. У кого же картина текущей жизни яснее? По средним данным — у школьников.

 

 

Вместе с тем фактор ясности картины настоящего у воспитанников ВТК более весом, чем у школьников. Это говорит о выраженной потребности воспитанников в лучшем понимании происходящего, в осознании своей жизни.

Описанный фактор созвучен с понятием временной диффузии, используемым для объяснения причин нарушения чувства самоидентичности в юношеском возрасте [17]. Приведенные нами данные о сниженной актуальности картины настоящего и ее расплывчатости связаны с нарушениями в структуре личности, диффузией идентичности у воспитанников ВТК.

Ретроспектива. Фактор протяженности ретроспективных ориентаций обнаружен нами только в выборке девиантов. С протяженностью этой ориентации связано переживание раздробленности времени.

Вместе с тем, если посмотреть на среднюю протяженность ретроспективы и на средние по шкале «цельное — раздробленное», то никаких значимых различий между благополучными и неблагополучными юношами не обнаруживается. Следовательно, фактор глубины ретроспективной ориентации связан не с реально большей протяженностью прошлого у девиантов, а с чем-то иным — видимо, с содержательной спецификой прошлого опыта (противоправные действия на почве алкоголизации). Именно эта специфика и заставляет юношу постоянно обращаться к мыслям о прожитых годах.

Перспектива. В отличие от прошлого протяженность ориентации на будущее является самостоятельным фактором и у школьников, и у воспитанников ВТК. Короткая перспектива у школьников сопровождается более «легким» отношением к настоящему, длинная перспектива — «тяжелее».

Временная перспектива существенно различается у разных групп юношей: у школьников она равна чаще всего около недели, у девиантов намного короче — до часа. Таким образом, будущее для школьников объективно, в силу своей протяженности создает больше возможностей для его насыщения актуально-значимыми событиями. Именно поэтому расширение перспективы делает ее «тяжелее». А расширение перспективы у воспитанников ВТК должно сопровождаться снижением ориентации на «легкую» жизнь, формированием у них ответственности за собственные будущие жизненные выборы.

Психологический возраст. Эта характеристика, измеренная с помощью методики оценивания пятилетий жизни, указывает на соотношение прошлого и будущего в картине жизненного пути личности. Подобно ретроспективе этот фактор оказался специфическим для выборки юношей-девиантов, у школьников он отсутствует. Особенно примечательно, что показатель психологического возраста оказался единственным, который значимо коррелирует со степенью приобщения к алкоголю у воспитанников ВТК (r = —0,49 при р <0,01).

С одним полюсом фактора связаны низкие показатели психологического возраста и высокая степень приобщения к алкоголю, со вторым — более высокие показатели психологического возраста и меньшая приобщенность к употреблению алкоголя. Этот на первый взгляд парадоксальный факт более частого употребления алкоголя теми воспитанниками ВТК, которые чувствуют себя психологически моложе, может быть объяснен наличием у этих юношей потребности в самоутверждении, стремления почувствовать себя старше, завоевать «статус взрослого» с помощью чрезмерного приобщения к алкоголю.

Континуальность-дискретность времени. В факторах XI (школьники) и VIII (ВТК) сосредоточены следующие шкалы переживания времени: «непрерывное — прерывистое», «однообразное — разнообразное», «беспредельное — ограниченное». В них проявляется переживание континуальности-дискретности времени [7]. Сказанное касается в первую очередь шкалы

 

 

«непрерывное — прерывистое» выделенного нами фактора.

На одном полюсе время беспредельное, разнообразное, прерывистое. На втором полюсе — ограниченное, однообразное, непрерывное, а также плавное (у школьников). Переживания непрерывного, континуального времени отражают силу связей событии прошлого с событиями будущего, т.е. хронологическую протяженность этих связей и степень уверенности в их наличии. Настоящее у школьников — менее ограниченное, более разнообразное, менее прерывистое. Оно включает в себя те события прошлого и будущего, которые разделены значительным хронологическим интервалом, но одновременно крепко связаны друг с другом причинными и целевыми зависимостями. Это подтверждает более раннее предположение о том, что переживание континуальности времени является индикатором временной интегрированости личности [7].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.