Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система устной коммуникации в Древнем Риме. Возникновение и особенности ораторского искусства в Древнем Риме




По отношению к древнегреческой древнеримская культура в целом и литература в частности является вторич­ной. Римское красноречие утилитарно, его идеал тесно свя­зан с политическим идеалом. Поэтому в Риме преобладало политическое красноречие, расцвет которого пришелся на первый век до Р.Х. - время падения республики, гражданской войны, установления империи. В эту эпоху прославились такие политики-ораторы, как Гай Гракх, Сервилий Сульписий, Гортензий, Марк Антоний, Марк Порций Катон-младший. Самым знаменитым римским оратором являлся, безусловно, Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.). Завершив обучение красноречию, как это было принято, на греческом острове Родос, он вернулся в Рим и вскоре приобрел всеобщую из­вестность после цикла разоблачительных "Речей против Гая Верреса" - нечистого на руку наместника Сицилии.

Пик политической карьеры и ораторской деятельно­сти Цицерона приходится на 63 год до Р.Х., когда его из­брали консулом. На этой должности Цицерон произнес четыре речи "Против Катилины", посвященные обвинению своего политического оппонента Катилины в заговоре. Этот цикл речей - шедевр мирового красноречия. Никаких дока­зательств обвинения у Цицерона не было. Главное доказа­тельство замыслов Катилины - преступный характер обви­няемого. Цицерон пользуется такими приемами, как ампли­фикация (преувеличение, раздувание фактов и событий), олицетворение или персонификация, инвектива (когда идея не отделена от ее носителя), патетические риторические во­просы, предсказания богов и божба.

На следующий день после первой же речи Цицерона, произнесенной 8 ноября 63 года до Р.Х., Катилина покинул Рим, не выступив даже с ответной речью. Цицерон, узнав об отъезде своего политического противника, сразу же высту­пил со второй речью против Катилины, а меньше чем через месяц - с третьей. В четвертой речи 5 декабря Цицерон по­требовал решением консула казнить без суда сторонников Катилины, что и было исполнено.

В конце жизни Цицерон прославился речами против пришедшего к власти после убийства Цезаря в 44 году до Р.Х. Марка Антония. Эти речи по примеру Демосфена Ци­церон именовал "Филиппиками". Всего было произнесено четырнадцать "Филиппик", наибольший успех из них имели первая и вторая.

Помимо устного красноречия в Риме получает разви­тие предвосхищенный еще Исократом жанр письма, который не практиковался в Элладе. Богатые римляне, уезжая в от­даленные провинции, оставляли в Риме своих рабов или на­нимали свободных людей, которые знали грамоту и регуляр­но сообщали в письмах своим хозяевам о том, что делается в столице. Это могли быть и политические новости, и город­ские сплетни. Порой один такой человек работал на не­скольких корреспондентов и был таким образом, по сути,

прообразом информационного агентства, принцип работы которого строится на сборе информации и ее рассылке по­требителям. Впрочем, письма древних римлян - не только и не столько источник и получатель информации. У авторов была возможность размышлять в своих письмах и доносить свои размышления не только для конкретных адресатов, но и для широкого круга читателей. Таким образом, сформиро­вавшийся жанр письма говорит и о зарождении публицисти­ки в Древнем Риме.

В пантеоне римских богов была Молва (Fama), кото­рую можно назвать богиней информации. Если верить Вер­гилию, Молва имела сто глаз и сто ушей, она никогда не спала, все видела и разглашала как правду, так и ложь.

В Риме появляется и прообраз газеты. В 59 году до Р.Х. по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выхо­дить "Acta diurna senatus ас populi" ("Ежедневные протоко­лы сената и римского народа"), которые со временем разде­лились на два направления. В "Acta senatus", которые выве­шивались в здании форума, сообщалось о выступлениях в сенате. Это был прообраз элитарной, качественной газеты. "Acta diurna populi romani" выставлялись на площадях, ба­зарах. Там говорилось о городских новостях. С газеты сни­мали копии, значит, можно говорить о ее тираже. "Acta diurna" отличались лаконичностью и доступностью и яви­лись прообразом современной массовой газеты. Люди, ко­торые собирали материалы для "Acta diurna", предшест­венники современных репортеров, назывались диурналисты. Отсюда идет этимология слова "журналист".

Обе газеты не имели собственного названия, на глиня­ных дощечках был только текст. И "Acta senatus", и "Acta diurna" для римлян были не имена собственные, а характери­стики.

Уже в Древнем Риме заинтересованные лица стреми­лись использовать газеты в своих целях. Так, например, в официальную хронику включались предсказания, прогнозы погоды и описание уже происшедших атмосферных явлений. Это делалось из политических соображений: языческая религия запрещала начинать важные государственные дела, при­нимать серьезные политические и военные решения в дни неблагоприятного состояния атмосферы.

Интересна судьба обеих газет. В 15 году от Р.Х. импе­ратор Тиберий, возмутившись опубликованной критикой в свой адрес, запретил "Acta senatus". Это было первое в ис­тории мировой журналистики запрещение периодического издания и одно из первых в мире проявлений цензуры. "Acta diurna" просуществовала еще много лет, после разделения в 395 году Римской империи на Восточную и Западную пере­ехала в Константинополь и долгое время выходила там.

10. Ораторское мастерство Цицерона. Цицерон как политический оратор. «Речи против Катилины» в контексте ораторской деятельности Цицерона

Цицерон принадлежит к тем знаменитым деятелям античного мира, чья жизнь и судьба в течение многих веков привлекала к себе интерес и внимание историков, юристов, писателей, ораторов и политиков. Интерес этот не угас и поныне. Не проходит года, который бы не внес своего вклада в необозримую литературу о Цицероне; число книг и статей о нем достигает нескольких сотен, и едва ли найдется исследователь, которому было бы известно все, что написано об этом человеке. Но при этом обилии трудов нельзя не заметить расхождений в мнении о нем, доходящих иногда до полемики, ожесточенный тон которой может показаться странным, так как дело идет о характеристике и оценке человека, умершего более 2000 лет назад.

Эти резкие различия в оценке деятельности и характера Цицерона можно объяснить, они кажутся странными только на первый взгляд. Ведь время его жизни совпало с бурным и сложным переломным периодом в политическом и экономическом развитии римского государства.

60-е годы для Цицерона были самым блестящим периодом его жизни. В 66 году он стал претором и произнес свою первую чисто политическую речь в пользу предоставления Помпею верховного командования в войне с Митридатом. В этой речи он восхваляет Помпея, его военный талант, его честность и скромность. В 64 году Цицерон был избран в консулы на 63 год. Получив эту высшую государственную магистратуру, он достиг предела своих желаний и показал себя ярым противником всяких попыток изменить, а тем более ниспровергнуть существующий государственный строй. Во время своего консулата Цицерон добился крупнейшего политического триумфа благодаря подавлению заговора. Обвинив Катилину в заговоре и казнив без формального суда пятерых римских граждан (участников заговора), в течение многих лет восхвалял свой поступок, как величайший подвиг, как спасение государства.

Во время своего консульства ораторский талант Цицерона был в полном расцвете. Как его судебные речи (речь по уголовному делу Клуенция), так и политические выступления (речи об аграрном законе и против Катилины) являются образцами красноречия и в то же время изобилуют примерами ораторской находчивости. В речи в защиту Мурены, обвинённого в подкупе избирателей, талант Цицерона раскрывается еще и с другой стороны, которую он проявляет обычно в письмах. Это шутливость и остроумие. Дело Мурены было настолько сомнительным, что Цицерону пришлось не столько доказывать слушателям невиновность Мурены, сколько ошеломлять их блеском своих аргументов. Эта речь вызвала неодобрение многих, но зато Мурена был оправдан.

Гибель Цезаря от руки заговорщиков, многие из которых (прежде всего Марк Брут) были личными друзьями Цицерона, вызвала в нем большую радость и надежду на восстановление прежнего республиканского строя. Это был последний подъем политической деятельности и ораторского искусства Цицерона. Он принял участие в оппозиции против Марка Антония, ярого цезарианца.

Марк Антоний в первые дни после смерти Цезаря, боясь за себя и своих сторонников, выражал свое полное согласие с политикой сената (которую поддерживал Цицерон), но вскоре, увидев нерешительность убийц Цезаря, он стал забирать власть в свои руки, проводил различные мероприятия, направленные против сената, и наконец, перешел к открытым военным действиям.

Цицерон, поначалу пытавшийся поддерживать с Антонием хорошие отношения, вскоре круто переменил свою позицию и обрушился на него в ряде грозных речей, которые он сам назвал “Филиппиками” (в подражание речам Демосфена против македонского царя Филиппа). После образования Второго триумвирата (буквально - коллегия трех для упорядочения республиканского строя) Цицерон был внесен в проскрипционные списки (лица, попавшие в них, объявлялись вне закона). Таким образом Антоний отомстил за оскорбления, которыми Цицерон осыпал его в “Филиппиках”. Цицерон, может быть, избежал бы смерти, если бы своевременно уехал в Грецию. Но он не смог или не захотел сделать этого. Убийцы, посланные Антонием, настигли его возле Кайеты, где у него было поместье. 7 декабря 43 года ему отрубили голову и правую руку и, по распоряжению Антония, выставили их в Риме на форуме. Так закончилась жизнь великого оратора, поплатившегося за свой же талант. Ведь одной из причин смерти Цицерона были его “Филиппики”, так что, добиваясь своих целей при помощи ораторского мастерства, он сам от него, в принципе, и пострадал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.