Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие риторики и публицистики в средние века




Апостол Павел

Особую важность представляет публицистика апостола Павла. В Деяниях приводятся его важнейшие речи, среди которых - речь в афинском ареопаге (17, 22-31) и речь перед царем Агриппой (26, 2-29). В Афинах Павел выступает перед образованными и любознательными язычниками. Как в свое время и Христос, апостол разговаривает с собеседниками, учитывая их интеллектуальный, социальный и религиозный уровень. Умело используя принцип “быть для всех всем”, Павел ставит в начале своей речи афинянам в заслугу их благочестие, цитирует известного тогда в Афинах стихотворца Арата (“мы Его и род”). Апостола слушали, пока он изъяснял общие истины, но как только заговорил о важнейших принципах учения Христа, над ним стали смеяться и даже не дали договорить. И лишь несколько человек уверовали по слову Павла во Христа. Для античного оратора такой результат речи был бы, безусловно, полнейшим провалом, но для христианского проповедника важно не количество проголосовавших за него, а каждая обращенная ко Христу душа.

Послания апостола Павла делятся на миссионерские (обращенные жителям определенных городов или регионов, - Римлянам, Коринфянам, Эфесянам, Галатам и т.д.) и пастырские (обращенные к ученикам - Титу, Тимофею). Из миссионерских наиболее характерно Первое послание Коринфянам. Основная тема этого послания, как и многих других, - единство Церкви. Особый интерес представляют наставления Павла коринфским христианам, нисколько не утратившие актуальности и спустя две тысячи лет: например, о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу (6, 12-14), телесной чистоте (главы 5-7), о браке (глава 7).

Вопросам семьи, взаимоотношения мужа и жены, родителей и детей апостол Павел уделяет немало внимания и в других Посланиях (например, Эфесянам, 5, 22-28;6, 1-4; Колоссянам, 3, 18-21; 1-е Тимофею, 2, 11-14). Главный принцип, на котором должна строиться христианская семья, по мнению апостола Павла, - взаимная ответственность ее членов и любовь, причем не только плотская, но духовная. 13-я глава Первого послания Коринфянам - гимн любви, которая “никогда не перестает”.

Новозаветная публицистика оказала огромное влияние на дальнейшее развитие устного и письменного слова. Христианская лексика апостола Павла прочно вошла в европейскую публицистическую речь.+ читать хрестоматию (Новый Завет Библии)

. Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие журналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика почти целиком вытесняется религиозной, христианской. (+ предпоследний пункт в 20 ) В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I - III веках, по двум важнейшим направлениям: устному и письменному.

К устной публицистике относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником-миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство). По содержанию проповеди делится на четыре вида:

1) омилия, или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей объяснение Священного Писания;

2) слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого;

3) катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения;

4) публицистическая проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности. (+ последний пункт в 20)

К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы - послания римских пап.

Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

С первых веков складываются два центра христианской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия).

(а дальше деятельность отдельных представителей)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.