КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, определяющие особенности маркетинга на рынке продуктов питания
Тема 15 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА Промышленный маркетинг на рынке продуктов питания (на стадиях производства и распределения), являясь составной частью агромаркетинга, испытывает влияние комплекса факторов, которые обусловливают его специфику по сравнению с маркетингом других отраслей. В числе таких факторов можно выделить: - особенности аграрного рынка; - своеобразие продуктов питания по сравнению с другими рыночными товарами; - особенности спроса на продовольственные товары; - действия государства в управлении рынком продуктов питания и обеспечении продовольственной безопасности страны (региона). Аграрный рынок имеет ряд специфических особенностей, которые определяют его функционирование, рыночную ситуацию, а следовательно, и специфику маркетинговой деятельности предприятий (организаций) данного сектора. Эти особенности заключаются в следующем: 1) зависимость экономических результатов труда в аграрном секторе от климатогеографических и других природных условий, переплетение производственно-экономических процессов с природно-биологическими процессами; 2) ограниченность предложения природных ресурсов и агросырья; 3) большая доля трудозатрат в структуре цены; 4) существование большого количества независимых производителей, поставляющих на рынок ограниченный ассортимент высокостандартизированных товаров; 5) наличие большого количества посредников в продуктовой цепи между производителем агросырья и получателями переработанной готовой продукции; 6) наличие существенного временного промежутка между периодами производства и переработки агросырья; 7) сезонность производства агросырья и получения продуктов его переработки, которая обусловливает неравномерное использование рабочей силы и техники, многих материальных ресурсов, а также неравномерное поступление доходов;
8) большая зависимость качества конечного продукта от сроков и условий хранения, транспортирования и реализации;
9) первостепенное значение продовольственных товаров в удовлетворении основных жизненных потребностей человека; 10) принципиальная роль продовольствия в экономической и политической безопасности государства. Своеобразие продуктов питания по сравнению с другими рыночными товарами обусловлено следующими причинами: - продукты питания удовлетворяют основные потребности; - большинство продовольственных товаров относится к числу скоропортящихся; - продукты питания имеют ограниченные объемы потребления и сроки годности; - ассортимент продуктов питания характеризуется сравнительно большой глубиной и широтой ассортимента, что обеспечивает потребителю достаточный выбор; - производство и потребление пищевых продуктов в значительной степени обусловлено социальными привычками, традициями и культурой. Спрос на продукты питания специфичен в силу различия степени значимости и приоритетности факторов, влияющих на него. В частности, факторы, определяющие спрос, в порядке убывания их значимости располагаются следующим образом: цена товара; денежный доход покупателя; величина и динамика цен на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары; потребительские вкусы и предпочтения; национальные и религиозные обычаи; состав семьи потребителя; стиль жизни и т.д. Зависимость (эластичность) спроса на рынке продовольственных товаров от дохода потребителя положительна, т.е. с ростом доходов уменьшается доля расходов на питание и увеличивается на непродовольственные товары. Зависимость (эластичность) спроса на продовольствие от цены в целом сравнительно низка. По дорогостоящим, деликатесным товарам она выше, а по товарам первой необходимости близка к нулю. В целом спрос на продукты питания отличается традиционностью и устойчивостью.
Роль государства в управлении рынком продуктов питания и обеспечении продовольственной безопасности региона заключается в выработке законодательной и регулирующей основы, которая дает возможность системе, ориентированной на рынок, эффективно работать в интересах государства, защищать здоровье населения и права потребителей. С этой целью разрабатываются и вводятся минимальные приемлемые производственные стандарты по всей системе производства и переработки продуктов питания, связанные с этим требования инспекций и контроля качества в целях защиты здоровья граждан; стандартный порядок операций для защиты бизнеса и потребителей от махинаций и предотвращения злоупотреблений в торговле продуктами питания, в том числе требование ясного описания продукции на этикетках с указанием содержания, условий продажи и последующего правильного использования. Кроме того, государством вводится антимонопольное законодательство для обнаружения и ограничения использования влияния на рынке в целях повышения цен путем сокращения конкурентного производства или доступа на рынок, разрабатываются положения, запрещающие чрезмерное использование и загрязнение дефицитных ресурсов. Велика роль государства в защите необеспеченных слоев населения, в оказании помощи предприятиям (организациям), изготавливающим продукты питания. В частности, регулирование со стороны государства в этой области, например, включает: - действия в защиту некоторых слоев населения, в том числе бедных, престарелых и безработных, которые самостоятельно не в состоянии заплатить полную стоимость продуктов питания; - техническая и финансовая помощь производственным предприятиям (организациям), стимулирование инвестиций в пищевые отрасли; - помощь в сборе и распространении точной информации о рынках и статистики по отрасли, отслеживание эффективности отрасли в целом; - помощь в выработке и введении стандартов качества на продукцию сельского хозяйства и приведение национальных стандартов в соответствие с международными;
- помощь в экспорте продуктов питания, связь с международными агентствами и защита от ввоза по низким ценам конкурирующей продукции, которая может быть произведена местной пищевой промышленностью. Особенности аграрной сферы обусловливают специфические черты промышленного маркетинга продуктов питания, которые выражаются, прежде всего в своеобразии их проявления при использовании комплекса маркетинга на предприятиях (организациях) пищевой промышленности.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |