Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования. Анкетирование




 

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготов­ленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

 

Виды вопросов в анкете.

1. По содержанию (или направленности) вопросов выде­ляют три вида:

1) о личности респондента, касающихся его пола, возра­ста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

2. В зависимости от формы ответа вопросы подразделяют­ся на закрытые, полузакрытые и открытые.

1) Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графичес­ки свой выбор из данных ему вариантов. Количество дела­емых выборов (один или несколько) обычно оговаривает­ся инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариан­тов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противополож­ные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно - неверно», «согласен — не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на несколь­ких из них. Например:

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

- психологию

- социологию

- религиоведение

- философию

- эстетику»

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые отве­ты могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

- полностью согласен

- согласен, но бывают исключения

- не знаю

- не согласен, но иногда бывает

- совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

 

Достаточно ли у Вас времени на: Да Нет Не знаю
       
       
       

 

2) Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых от­ветов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и оп­ределенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

3) Открытый вопрос предполагает, что ответ на него цели­ком и полностью сформулирует сам респондент.

 

3. В зависимости от способа формулирования вопросы мо­гут быть прямыми и косвенными.

1) Прямой вопрос направлен на непосредственное, откры­тое получение информации от респондента. Предполагает­ся, что на него будет дан столь же непосредственный и че­стный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно крити­ческое отношение к себе и к другим, многие склонны огра­ничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ препо­давателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто про­пускаете лекции?»

2) В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображае­мой ситуации, маскирующей критический потенциал пе­редаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

4. По функции вопросы анкеты подразделяются на инфор­мационные (основные), фильтры и контрольные (уточня­ющие).

1) При этом большинство вопросов направлено на полу­чение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

2) Вопросы-фильтры используют, когда необходимы све­дения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психо­логов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?...

Каково качество практических занятий по психологии общения?

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?»

«Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые филь­тром, позволяют избежать искажений информации, вноси­мых ответами недостаточно компетентных лиц.

3 ) Контрольные вопросы дают возможность уточнить пра­вильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если отве­ты основного и контрольного вопроса диаметрально про­тивоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множе­ство ответов там, где на практике может быть лишь одно­значный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь не­знакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероят­ность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

 

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

-в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

- ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

- контролю необходимо подвергать лишь наиболее су­щественные вопросы в анкете;

- необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от отве­та, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.). Лучше заменить их вариантом «другое».

Структура анкеты.

Анкета имеет достаточно стабильный сценарий.

1. Вступление - обращение к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анке­тирование, сообщается о строгой конфиденциальности по­лучаемой информации.

2. Затем, как правило, излагаются инструкции по заполне­нию бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

3. Первые вопросы должны быть максималь­но легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функ­циями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

4. За ними следуют более сложные вопросы, составляю­щие основное содержание анкеты.

5. В заключительной части бланка вновь следу­ют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респонден­тов.

6. В заключении выражается благодарность за участие в работе.

 

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

1. Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как пред­полагает, что нечто «нравится»)

2. Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышле­ния респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в ме­сяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

3. Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опра­шиваемых или имеющие крайне неопределенное содержа­ние? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные та­ким «часто», «редко», «в среднем»,, содержание которых весь­ма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы прояв­ляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

4. Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия рес­пондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоцио­нальной реакции?

5. Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

6. Не спрашивается ли одновременно о нескольких раз­личных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

7. Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

8. Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

9. Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу фор­мулирования) наиболее предпочтителен в данном конк­ретном случае?

10. Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нуж­ны ли они?

11. Имеется ли грамматическое согласование между воп­росом и ответами к нему?

12. Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.