Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административное и судебное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы)




Граждане Российской Федерации как субъекты административного права.

а-п статус граждан – сов-ть прав, свобод и обязанностей гражданина, которые обусловлены а-п нормами и имеют место в сфере гос. управления. Базируется на правосубъектности (это обоснов. нормами АП способность гражданина быть носителем прав и обязанностей и участвовать в обществ.отн. в сфере гос. управления)

адм. правосубъектность:

-общая

- специальная (ролевая)

общий а-п статус – совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина в сфере гос. управления, которые явл. общими для всех граждан и не связаны с какими-либо индивид.особенностями

спец. статус – совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина в сфере гос. управления, которые подчеркивают ролевые функции граждан и обоснованы психологическими, социальными, трудовыми и иными особенностями конкретного гражданина.

виды спец. статусов:

1. статус члена адм. коллектива

2. статус Sb админ. опеки (любая помощь от гос-ва)

3. статус жителя территории со спец. админ. режимом

4. статус Sb лицензионно-разрешительной системы

5. статус Sb, выполняющего обществ.значимые функции

6. миграционные статусы

7. соц.-трудовые

виды прав в АП сфере:

1) абсолютные (осущ. самостоятельно, без гос. участия)

2) относительные (осущ. путем правоприменения)

виды обязанностей:

1) абсолютные (те, которые касаются всех граждан без исключения)

2) относительные (характеризуют конкретную группу граждан, связаны со спец. статусами)

особенности АП статуса граждан:

1. статус строится на основании норм, которые количественно превосходят те нормы, которые положены в основу иных отраслевых статусов.

2. права и обязанности в сфере гос. управления имеют неотчуждаемый характер

3. права и обязанности во многом имеют производный от др. отраслей характер.

По содержанию:

1. право на участие в гос-м управлении. (право на гос-ю службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан, и др)

2. право на гос-е участие, содействие, помощь компетентных организаций. (право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, мед. помощи)

3. право на защит у.(адм-я жалоба, защита в адм-м производстве, право на помощь негос-х организаций).

10. Обращения граждан: понятие, виды.

Право на обращения является неотчуждаемым правом гражданина. Основным законом, регламентирующим производство по обращениям, является ФЗ от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Закон охватывает 3 вида обращений, направляемых органам публичной власти и их должностным лицам:

· Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности государственных органов и органов МСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности государства и общества.

· Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных НПА, недостатках в работе гос. Органов

· Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В законодательстве об обращениях субъектов РФ также предусмотрены:

- ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением документов их подтверждающих.

- коллективное обращение – обращение 2 и более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания.

- петиции – коллективные обращения граждан в органы публичной власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения действующего нормативного установления.

Адм. жалобы делятся на общие и специальные (спец. порядок их разрешения)

Ст. 33 К-ции право право на подачу обращений…ФЗ от 2 мая 2006г. «о порядке рассмотрения обращения граждан РФ.

2 формы обращения:

-письменный,

-устные.

Письменные формы могут быть:

-предложения

-заявления

-жалобы

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных его прав, свобод, законных интересов. (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства)Ъ

3 КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТОВ НА КОГО ПОДАЮТСЯ ЖАЛОБЫ:

-госуд-е органы местного самоуправления;

-должностные лица – те на кого могут подаваться жалобы.

Должностные лмица – это лица, постоянно, временно, по специальному полномочию власти, либо выполняющие организационно-распорядительные функции в гос. органах или органе местного самоуправления.

Адресат, общие административные жалобы.

Требования к таким жалобам:

- жалоба подается непосредственно в компетентный орган;

- в ходе личного приема;

- по информационным системам общего пользования;

- путем напрвления

Гражданин должен отразить в жалобе:

1. наименование органа в который она оправляется, либо ФИО соответсвующего должностного лица или же его должности.

2. свои ФИО

3. почтовый адрес по которому должен быть отправлен ответ

4. суть жалобы

5. личная подпись

Допущение исключения ответа по жалобе:

- не указана ФИО отправителя, обратный почтовый адрес;

- если в жалобе содержатся оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, членам его семьи;

- если текст не поддается прочтению;

- если в ней содержится вопрос, на который давались письменные ответы по существу многократно и в ней не приводятся новые доводы и обстоятельства.

Жалоба подлежит обязательному рассмотрению и подлежит обязательной регистрации в течение 3х дне6й с момента поступления, срок рассмотрения составляет 30 дней со дня регистрации. (продление срока рассмотрения жалобы еще может быть не более чем на 30 дней)

Гражданин может обратиться с просьбой прервать рассмотрение своей жалобы, что, однако не означает, что чиновник не должен ее рассматривать вовсе.

Жалоба должна быть направлена по принадлежности в 7мидневный срок, жалоба не должна быть напрвлена в тот орган, чьи действия и решения обжалуются.

Устные жалобы:

- подаются только одним способом – при личном приеме;

- заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий его личность;

- содержание устного обращения заносится в карту личного приема гражданина;

Ответ может быть либо устным либо письменным (в карточке фиксируют устный), письменный – в случае если факты требуют дополнительной проверки и не являются очевидными.

Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих права граждан.

Процедуры обжалования:

1. Судебное обжалование. Право основывается на положениях К РФ, ст.63. Из всех способов судебный порядок считается наиболее демократичным и надежным: судьи свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти, процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои интересы как равноправная сторона. Судебный порядок - административная юстиция – рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов управления.

В РФ в судах общей юрисдикции нет административного присутствия. Отсутствие специфического суда не означает, что нет административной юстиции. Административная юстиция основана на:

1) в процессе рассматривается спор между гражданином и субъектом управления о законности действия последнего;

2) споры разрешаются обычными судами;

3) споры разрешаются по правилам гражданского судопроизводства.

Ключевое значение имеет закон РФ Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан от 27041993 года. Сейчас он действует в редакции федерального закона от 14 дек.1995 года. Согласно закону, каждый гражданин вправе обратится с жалобой в суд если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, нарушены его права. Могут быть обжалованы как коллегиальные так единоличные решения. В т.ч. обжалуется предоставление официальной информации. Это правило было установлено позже, в 1995 году.

Обжалуются действия, в результате которых:

1) нарушены права и свободы,

2) созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод,

3) на гражданина была незаконно возложена обязанность,

4) гражданин был незаконно привлечен к ответственности.

) гражданин вправе обжаловать бездействие государственных органов и т.д. если возникли те же последствия.

Закон устанавливает альтернативу: Ст. 4. Жалоба подается: гражданин вправе обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему государственному органу, местного самоуправления. Вышестоящие, в порядке подчиненности, органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если орган отказывает в удовлетворении жалобы или гражданин не получает ответ в течение месяца, то гражданин вправе обратиться в суд.

Жалоба подается гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также уполномоченным представителем общественной организации трудового коллектива. По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо в суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих. Также, имеют право обратиться в порядке подчиненности, также вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. В отличие от общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить действие решения.

Сроки обращения с жалобой. Для обращения – 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права или один месяц, со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа. Пропущенные сроки могут быть восстановлены судом. Уважительной причиной для восстановления сроков, – любые обстоятельства затруднившие получение информации об обжалуемых действиях и решениях и их последствиях.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий или решений возлагается законом на государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и должностные лица. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав. С помощью этого закона можно защитить только личные интересы.

Суд может признать обжалуемое действие или бездействие незаконным и обязать удовлетворить требования гражданина, отменить применяемые к нему меры ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права. Установив обоснованность жалобы суд определяет ответственность тех субъектов, действия которых привели к нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются в порядке, установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно на всей территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после вступления в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок.

2. Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Порядок рассмотрения специальной жалобы устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа актов устанавливающая административное наказание.

Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности; специальные сроки рассмотрения. КОАП глава 22 Определяет порядок обжалования и опротестования административных правонарушений.

Особенности и отличия от общей жалобы:

1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП.

2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена.

3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире.

4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.

5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП.

6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности.ч2 ст. 267.

7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей - иные сроки.

Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.