Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оновные этапы кодификации русской языковой нормы. Типология норм




Происхождение русского литературного языка (к вопросу об этнопсихологических основах происхождения русского литературного языка).

Понятие литературного языка. Территориальная и социальная дифференциация языка и литературный язык. Нормативность и кодифицированность как условия существования литературного языка. Их историческая изменчивость.

Дополнительная литература

Основная литература

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Критерии оценок

Примеры контрольных материалов

 

Текст контрольных материалов
  Методы государственного регулирования в работах Дж. Кейнса
  Основные концепции постиндустриального общества

 

 

Экзамен

 

Отлично - полноценное знание теоретического материала экзаменационного билета; - точные ответы на дополнительные вопросы преподавателя; -умение логично и обоснованно излагать свои мысли, грамотно использовать профессиональную лексику; - верное решение поставленных задач, последовательное рассмотрение предложенной ситуации.  
Хорошо -знание основных понятий теоретического материала экзаменационного билета; - неточные ответы на дополнительные вопросы преподавателя; - умение обоснованно излагать свои мысли; - верное или в основном верное решение поставленных задач, последовательное рассмотрение предложенной ситуации.
Удовлетворительно -знание основных понятий теоретического материала экзаменационного билета; - неверные ответы на дополнительные вопросы преподавателя; - неумение обоснованно излагать свои мысли; -неточное решение поставленных задач, непоследовательное рассмотрение предложенной ситуации.  
Неудовлетво-рительно - незнание теоретического материала экзаменационного билета. Просьба объяснить или уточнить прочитанный материал по существу остается без ответа; - неверные ответы на дополнительные вопросы преподавателя; - неумение обоснованно излагать свои мысли; -неточное или неверное решение поставленных задач, непоследовательное рассмотрение предложенной ситуации.

 

 

 

  Ядгаров Я. С. История экономических учений. М., 2008.
  История экономических учений (современный этап): Учебник/ под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М., 2008.
  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994.
  Бартенев С. А. История экономический учений (Курс минимум) – М.: Магистр, 2008.
  Селигмен Б. Главные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1998.

 

 

 

  Гусейнов Р. М., Семенихина М.А. Экономическая история. История экономических учений: Учебное пособие. – Омега -Л, М., 2009.
  История экономических учений (современный этап): Учебник/ под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М., 2008.
  Негиши Т. История экономической теории: Учебник. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.
  Самуэльсон П., Барнетт Р. О чем думают экономисты. – М., Московская школа управления «Сколково»., 2009

 

Рабочая программа составлена на основании

ГОС ВПО направления подготовки 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»;

учебного плана специальности 080801 «Информационные системы в экономике».

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Экономика»

протокол № ___ от «___» _________ 2012 г.

 

Авторы ____________________ /О.А. Хлопов

 

Зав. кафедрой «Экономика» ____________________ /Э. А. Кан/

 

Председатель НМКН ____________________ /Э. А. Кан/

 

Литературный язык – общий язык письменности того или иного народа, а иногда и нескольких народов; язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменно бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной). Язык является литературным только когда он имеет письменность.

Условия существования литературного языка:

1. Наличие письменности.

2. Нормированность – это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, основанный на языковой системе, закреплённый в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества. Литературный язык допускает явление вариантности нормы (правда в разные эпохи развития литературного языка амплитуда колебания вариантов бывает разной).

3. Кодифицированность – это наличие грамматик, словарей и других книг, предписывающих правила использования языков. То есть закрепленность в научной литературе.

4. Стилистическое многообразие. Стиль – функциональное разнообразие литературного языка. Языковые средства делятся на стилистические, нейтральные и межстилистические.

Понятия смежные литературному языку:

Койне – функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства общения в условиях регулярных социальных контактов (главным образом устных), обеспечивающий коммуникативную связь жителей определённого региона.

Лингва Франка – особый деловой язык, обслуживающий экономику, бизнес и т.д. Возник в средние века. Это межэтнический язык. Базируется на упрощенной грамматике и межъязыковой лексике.

Пиджин – это структурный тип языков не имеющий коллективно-исконных носителей.

Литературный язык и территориальные диалекты и их историческая изменчивость.

Современный русский язык имеет более чем тысячелетнею историю.

I.Язык Киевской Руси. Русский литературный язык возникает более 1000 лет назад на основе южнославянского (македонского) диалекта, позднее общеславянского языка.

1. 10-13 века собственно древнерусский - Киевский язык (Остромирово Евангелие 1056-1057года, “Слово о полку Игоревом” 12 век).

2. Язык феодальной раздробленности древнего Русского государства 14-15 века. Киев как центр Руси был уничтожен. Образец, на который равняются Киевский русский язык.

II.Московский период русского литературного языка 15-16 века.

III.Язык Петровской эпохи – ломка норм, изменение кодификации, вариантность, прилив иностранных слов.

Начало славянской письменности 9 век Кирилл и Мефодий. В это время в Европе противопоставление 2 держав: восточная – Византия – греческий язык (так же входят славяне) и западная – Римская империя – латинский язык.

Глаголица – первая азбука, Кириллица – вторая азбука.

1. Старославянский – язык богослужения (церковнославянский).

2. Восточнославянский язык.

3. Язык Кирилла и Мефодия – иностранный язык.

10 век позднее общее славянское единство, структурное образование.

Типы Русского литературного языка.

1. Книжно-славянский.

2. Народно-литературный (сфера народная, религиозная, деловая, светская).

3. Фольклор.

3.Основные этапы развития русского литературного языка. Конкуренция “старого” и “нового” в современной русской языковой норме. “Старое” и “новое” в современных русских словарях.

К 16-17 векам книжно-славянский тип выкристаллизовывает церковно-славянский язык, происходит раздвоение языка.

Билингвизм – двуязычие (диглосия), сосуществование в рамках социума (государства) двух функционально равноправных языков.

Диглосия – это состояние, два языка в обществе находятся в отношении функционального баланса. Диглосия делится на гетерогенную и гомогенную.

Гетерогенная диглосия – это сосуществование в обществе двух различных, независимых языков.

Гомогенная диглосия – это сосуществование в обществе близких по происхождению языков.

Три варианта русского языка:

1. Московский

2. Южный язык (Киев)

3. Западный русский (Белорусский). Единый язык имеет свой территориальные условия.

Конкуренция “старого” и “нового”.

1. Рассуждение о старом и новом слоге в русском языке. Шишков критикует карамзинистов за их неуёмное стремление сблизить живой язык и письменный. Считал, что это приведет к выхолащиванию языка.

2. Шишков призывает вводить иностранные слова только по необходимости. Шишков критиковал карамзинистов за наводнение русского языка кальками.

3. Язык существует столько же, сколько существует человек.

4.Понятие “современный русский литературный язык”. Проблематика вопроса.

Пушкин является родоначальником современного русского литературного языка (конец 1820 год и конец 20 века).Существует полемика: что Пушкин не основоположник современного русского литературного языка, а лишь создателем современного русского художественного языка, а основоположником является Карамзин.

Пушкин родоначальник современного русского литературного языка, но при учёте следующих факторов:

1. Завершил длительную эволюцию современного русского литературного языка, обобщив в своем языковом творчестве и в своей языковой личности в первую очередь такие феномены как: Ломоносов, Карамзин, Жуковский, Крылов.

2. Дал наиболее совершенные образцы русской языковой литературной нормы, которые в значительной степени живут и сейчас (поэтому мы можем видеть примеры в словарях).

3. Демократизация русского литературного языка (используются перспективные ресурсы, Пушкин – соразмерность и сообразность).

4. В произведениях Пушкина наследуется историческая диалектика русского литературного языка.

5. В Пушкинском языке проявляется противопоставления нормы и антинормы (характеристика персонажа).

Эволюция языка Пушкина:

1. Славянизмы и просторечия – это нарушение Ломоносовских принципов (теория 3-х штилей). Пример: Руслан и Людмила.

2. Пушкин эволюционирует – новое, использование средств русского литературного языка – к концу 20-х годов существует в двух формах, которые не представлены в жестоких формах:

А)Разговорная форма (устные).

Б)Книжная (письменная) форма.

В языке Пушкина выделяется 3 стихии:

1. Европеизмы.

2. Церковнославянизмы.

3. Собственно русизмы.

На прошедшие 2 века от Пушкина современный язык изменился, но незначительно, язык нам понятен. В 20 веке в современном русском языке появляются новые слова и выражения, которые необходимы для объяснения новых реалий. Язык Пушкина достаточно чистый и мы должны сохранить его для предотвращения деградации русского современного языка.

Динамическая теория норм и типология норм, предполагает наличие в ней изменяемости и вариантности.

Норма – специально отработанные (реже интуитивно) принятые в данном языковом коллективе, поддерживаемые и предписанные в качестве образцовых способов устного и письменного языка.

Типология норм:

1. Словоупотребление: Зачетка – матрикула (19 век).

2. Нормы ударения: творог – творог.

3. Нормы произношения: Што?Что?.

Русская орфоэпия – представляет собой московский вариант, конкурирует с петербургским произношением. Московская норма сформировалась в 19 веке на основе лексике МХАТа. Петербужская норма никогда не признавалась как образец, хотя и существует с московской нормой.

4.Грамматические слова – варианты падежей (с рельсов - рельс).

5.Синтактические нормы (Пушкину - Пушкина).

6.Стилистические нормы (крестьянин торжествуя)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.