Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности изобразительного искусства и архитектуры Италии XVII века. Творчество Бернини




Значение живописных открытий Микеланджело Меризи да Караваджо для европейского искусства XVII века.

XVII век - это не только искусство барокко, но и классицизм, и реализм. Если мировоззрение Ренессанса строилось на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, то в XVII в. оно пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он нанимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. В живописи Италии XVII в. формируются два направления: академическое и реалистическое

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573 1610) реформатор, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Единственным источником искусства Караваджо считали окружающую действительность. Метод Каравадждо, был прямо, противоположен академизму, против которого он восставал бунтарски, утверждая свои принципы. Караваджо положил начало бытовой живописи глубокого реалистического духа, внес демократизм, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Характерный образец стиля Караваджо «Давид с головой Голиафа»

Но главным для мастера остаются темы, религиозные алтарные образа Караваджо исполняет новаторски смело, как жизненно достоверные.

Так, в «Евангелисте Матфее с ангелом» апостол похож на крестьянина, у него грубые, связанные с тяжелым трудом руки. Морщинистое лицо напряжено от непривычного занятия - чтения. Караваджо одевает своих героев в современные одежды, помещает в простую, знакомую зрителям обстановку, чем добивается еще большей убедительности.

Произведения художника достигали иногда такой силы реалистической выразительности, что заказчики отказывались от них, не найдя в образах должного благочестия и идеальности, им пришлось не по нраву то, что на картинах Караваджо они увидели себе подобных — они отдавали предпочтение религиозной образности более идеализированного толка.

Для зрелого творчества мастера характерны монументальность, величественность композиций, классическая ясность рисунка. Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы - тоньше, пространство - воздушнее (например, «Успение Марии» -1606 г. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовкой сцены).

 

В изобразительном искусстве, как и в архитектуре Италии, в 17 веке стиль барокко получает господствующее значение. Он возникает как реакция против «маньеризма», надуманным и сложным формам которого противопоставляет прежде всего большую простоту образов. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств: здания органически включаются в пространство улицы площади, парка; скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет архитектурные интерьеры. Наиболее характерные черты итальянской архитектуры 17в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность Барокко – стремление к созданию ансамбля. Подобно произведениям изобразительного искусства, памятники архитектуры барокко (особенно церковные сооружения) рассчитаны были на усиление эмоционального воздействия на зрителя. Рациональное начало, лежавшее в основе искусства и архитектуры Ренессанса, уступило свое место началу иррациональному, статичность, спокойствие — динамике, напряжению.

В барокко невозможно разделить работу архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680).

В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. К прекраснейшим созданиям Бернини принадлежат фонтаны. Например, знаменитый фонтан Тритон, фонтан «четырех рек».

Благодаря церквям, построенным по его проектам, католический Рим приобрел барочный характер. Главное детище - грандиозная колоннада собора св. Петра и оформление гигантской площади у этого собора.

При создании скульптур Бернини обращался к сюжетам как античным, так и христианским. Он создал скульптуру Давида. Но его образ Давида звучит иначе, чем у Донателло или Микеланджело; «Давид» Бернини - это «воинствующий плебей», бунтарь, в нем нет ясности и проекты, гармонии Высокого Ренессанса. Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия, фонтаны главных площадей Рима. Бернини явился создателем барочного портрета, в котором проявляются все черты данного стиля: парадность, театрализованность, декоративность (портрет Людовика XIV).

 


21. Своеобразие фламандской школы живописи XVII века. Творчество Рубенса.

В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы - фламандскую и голландскую - в связи с разделением самих Нидерландов на две части: на Голландию и Фландрию (современная Бельгия). Их историческое и культурное развитие пошло разными путями.

Во Фландрии феодальное заказчиками искусства были дворянство, высшее бюргерство, католическая церковь. Основные сюжеты живописи в XVII в. Фландрии - сцены из Священного писания, портреты именитых заказчиков, античные мифологические сцены, огромные натюрморты. Этому искусству было свойственно стремление создавать героические образы, большие многофигурные сцены, разнообразные по содержанию и характеру.

 

Период расцвета представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс (1577–1640).

Мощный реализм, монументальные формы, графика, архитектурно -декоративная деятельность, оформление театральных зрелищ, дипломатия, знание нескольких языков – эти черты отличают необыкновенно богатую натуру Рубенса. В основе его творчества – изображение огромных композиций, запечатлевших апофеоз героя или трагедию. Его полотна отличают динамичные формы и ритмы, пластическое богатство, торжество декоративного начала.

Первая большая работа художника - алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора «Воздвижение креста» и «Снятие со креста», в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа. Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях национальные особенности. Художник понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы, но избирал те композиции, где можно показать динамику. Под его кистью образы классической древности обретают земную достоверность («Персей и Андромеда»). Рубенс получает заказ на цикл из 21 картины от французской королевы Марии Медичи для украшения Люксембургского дворца. Хотя темы были малоинтересными (бракосочетание и регентство королевы), он превратил их в прекрасное творение монументально-декоративного искусства. Блестящее полотно – «Прибытие Марии Медичи в Марсель».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.