Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крыніцы рэкамендацыйнай бібліяграфіі ў галіне літаратуры для дзяцей і юнацтва




Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества по признаку общественного назначения относится к специальной библиографии и призвана удовлетворять прежде всего библиографические потребности читателей в общем и профессиональном обучении, самообразовании, самовоспитании.

Рекомендательная библиографическая информация особенно важна для юных школьников и наставников их чтения. Она помогает им ориентироваться в современном пестром книжном потоке, содействует обучению и самовоспитанию, самообразованию, читательской культуры и в целом развитию творческого потенциала личности.

Не случайно рекомендательная библиография литературы для детей и юношества возникла как область педагогическая. Начиная с 60-х гг. 19 века, когда вышел первый рекомендательный указатель для руководителей детского и юношеского чтения «Наша детская литература» Ф. Г. Толля, и впоследствии, вплоть до настоящего времени, библиография литературы для детей и юношества продолжала развиваться главным образом как рекомендательная.

Специфика рекомендательной библиографии наиболее ярко проявляется в основных методах библиографирования литературы: отборе, группировке, библиографической характеристике литературы в целях воспитания и обучения детей и юношества.

Основные специфические стороны библиографии литературы для детей и юношества обусловлены спецификой самой литературы, адресованной юным читателям разных возрастных групп, а также психолого-педагогическими, возрастными особенностями детей, подростков, раннего юношества (до 18 лет).

Важнейшей общественной функцией рекомендательно й библиографии литературы для детей и юношества является педагогическая, которая в пособиях для самих читателей-детей проявляется непосредственно в методике библиографирования литературы, а в рекомендательных пособиях для руководителей чтения действует опосредованно.

Педагогическое наследие К. Д. Ушинского способно значительно обогатить современную рекомендательную библиографию, её содержание, пути развития.

Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества всем своим содержанием должна быть направлена на удовлетворение потребностей и запросов читателей. В рекомендательно-библиографической деятельности детские и юношеские библиотеки ориентируются на два основных читательских адреса: 1) учащиеся разных возрастных групп; 2) руководители детского, юношеского чтения (родители, учителя, библиотечные работники, воспитатели детских садов и т. д.).

Ведущими центрами, занимающимися теоретическими вопросами рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества, рекомендательно-библиографической деятельностью в нашей стране, являются РГБ, РГДБ, РГЮБ, а также областные, краевые, республиканские детские и юношеские библиотеки России.

Отдел рекомендательной библиографии РГДБ выпускал с 1975 г. тематический каталог для младших школьников «Что нам читать?» и две серии рекомендательных библиографических пособий: с 1973 г. – «За страницами вашего учебника» для читателей-подростков и с 1988 г. – «За страницами школьного учебника» для руководителей чтения детей и подростков.

Актуальным темам посвящены аннотированные рекомендательные библиографические указатели, выпущенные РГДБ вне серий, например «Земля-кормилица», «Во имя истины, добра и красоты», «Твоё свободное время» и др.

Большое внимание уделяется библиографической информации патриотической тематики, в частности систематически обновляются рекомендательные указатели, списки художественной и публицистической литературы о ВОВ. С 1994 г. издаётся серия рекомендательных библиографических пособий «Любителям отечественной истории».

Рекомендательная библиографическая информация функционирует в разных аспектах в Интернете на странице РГДБ «Библиогид», где помещаются материалы по детской литературе, рекомендательной библиографии литературы для детей, подростков. С материалами страницы «Библиогида» знакомит детей пособие «Читаем, учимся, играем».

В 2001 г. РГЮБ выпустила серии пособий, посвящённых 2000-летию христианства, печатный библиографический обзор «Осторожно, секта».

С 2002 г. в РГЮБ функционируют электронная база полнотекстовых документов по молодёжной политике, сидером «Библиотеки – патриотическому воспитанию молодёжи». РГЮБ имеет свой сайт в Интернете.

Система рекомендательных библиографических пособий. Система библиографических пособий: целостная совокупность библиографических пособий, объединённых каким-либо существенным социально значимым признаком (содержание, целевое и читательское назначение и др.) (ГОСТ 7.0 – 99).

При создании системы рекомендательных пособий важно использовать всё ценное из того массива библиографической информации, который был ранее направлен в помощь нравственно-эстетическому, трудовому, правовому, экологическому воспитанию подрастающих поколений.

Что же составляет систему рекомендательных библиографических пособий? Как подчёркивает Э. К. Беспалова, «для системы пособий рекоменд. б/гр. важно наличие определённых компонентов: охват основных отраслей и тем, отражение лучшей печатной продукции».

Структуру системы рекоменд. пособий детских и юношеских библиотек, по определению Н. Ф. Новичковой, должны составлять две основные части: стабильная и динамичная, подвижная.

К стабильной части относятся те рекомендательные пособия (универсальные, отраслевые, тематические, жанровые, персональные), которые длительное время не теряют своей воспитательной ценности, актуальности. Последние универсальные рекомендательные пособия «Что читать?», «Книга о книгах для детей» были выпущены ещё в 1970-х гг. Первое издание тематического каталога для младших школьников «Что нам читать?» - в том красочном иллюстрированном виде, в котором он издавался до 1990 г.

Динамичная, подвижная часть системы рекомендательных пособий, как правило, постоянно дополняется. Актуальность тематики, обновление библиографической и фактографической информации на уровне достижений современной науки, оперативность информации – основные требования к содержанию динамичной части системы пособий.

Наиболее активное звено в ней – тематические рекомендательные пособия, отвечающие современным библиографическим потребностям и запросам читателей детских и юношеских библиотек.

В совокупности обе части – стабильная и динамичная – составляют ту единую систему рекомендательной библиографической информации, на которую опираются библиотеки в своей деятельности.

Составной частью системы является рекомендательная библиографическая информация для юных читателей и наставников их чтения, создаваемая ныне на электронных носителях. Например, на принципах рекомендательной библиографии разработаны в РГДБ локальная информационная компьютерная система «ЛИКС-Изборник», компьютерные программы «Час книги», состоящие из пяти разделов для юных читателей от 5 до 15 лет («Мир со всех сторон», «О великих и знаменитых», «Описателях» и др.).

Результатом освоения сети Интернет явилось создание в РГДБ электронного журнала «Дети и книги», включающего около двадцати разделов: «Новинки детской литературы», «Знаменитые серии», «Дети – сами о себе» и т. д.

С точки зрения читательского адреса система рекомендательных библиографических пособий дифференцируется на две основные группы: 1) пособия для читателей – учащихся младшего, подросткового, раннего юношеского возраста (до 18 лет); 2) методико-библиографические пособия для руководителей детского, юношеского чтения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.