Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тэарэтычныя пытанні развіцця інфармацыйнай культуры на сучасным этапе




Информационная культура —это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетным являются общечеловеческие духовные ценности. Также может быть след. определение ИК – совокупность знаний, умений, навыков использования, поиска, отбора и анализа информации, т.е. всё то что имеет отношение к информационной деятельности. Информационная культура является комплексным понятием и включает:

-библиотечно-библиографические знания

-культуру чтения

-умение использовать новые информационные технологии.

Объектом информационной культуры (ИК) является система информационных взаимоотношений общества и личности.

Предметом ИК – процесс гармонизации внутреннего мира человека в процессе создания и использования информации. К задачам формирования информационной культуры относятся:

- овладение представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащем в фундаменте современной картины мира,

- о единстве информационных принципов строения и функционирования систем различной природы,

- о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе;

- развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

- овладение представлениями о самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в различных учебных предметах;

- подготовка к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;

- формирование знаний, необходимых, для взаимодействия человека и общества средствами новых информационных технологий.

Для формирования информационной культуры в библиотеках проводятся беседы, конкурсы, тренинги, информационные практикумы, интернет-классы, которые предлагают пользователю инструментарий самостоятельного поиска, а главное создают для этого возможности.

Понятие “информационная культура” характеризуется многогранностью и определяется на современном методологическом уровне неоднозначно. Сегодня существует несколько подходов к его интерпретации. В связи с тем, что информационная культура связана с двумя фундаментальными категориями – “информация” и “культура”, основными подходами к трактовке этого понятия выступают информационный и культурологический.

Большинство исследователей выводят своё определение информационной культуры, придерживаясь информационного подхода. Под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, т.е. всё то, что относится к информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей. При этом определения информационной культуры строятся только на информации, что значительно суживает само понятие “информационная культура”. В сущности информационный подход отражает такую её составляющую как библиотечно-библиографическая и компьютерная грамотность, причём библиотекари отождествляют информационную культуру с основами библиотечно-библиографических знаний, а специалисты в области информационных технологий – с определённым уровнем умений взаимодействия с компьютером, с компьютерной грамотностью и культурой. Следовательно, технологический акцент информационного подхода не даёт полного представления о таком сложном феномене как информационная культура.

Использование культурологического подхода к интерпретации информационной культуры существенно расширяет её содержание. Так, информационная культура рассматривается как неотъемлемая составная часть общей культуры личности; как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; включается в человеческую культуру в целом и является её информационной компонентой; гармонизирует внутренний мир личности в ходе освоения социально необходимой информации и т.д. В культурологическом плане информационная культура тесно переплетается со многими другими видами культур: экономической, политической, правовой, нравственной, экологической, религиозной и др., является неотъемлемой их составляющей, “сквозным” аспектом, пронизывающим культуру в целом. С позиций культурологического подхода информационная культура рассматривается в качестве способа жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

Интерес вызывает и информологический подход к рассмотрению информационной культуры. В рамках такого подхода информационная культура определяется как “методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации”. В связи с тем, что знания об информационных законах, средствах взаимодействия с информацией становятся основой, методологией эпохи информационного общества, перспективность такого подхода очевидна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.