Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История зарубежных литератур конца XIX – начала ХХ века программа курса




 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с основными тенденциями литературного процесса рубежа XIX – XX веков в соотношении с предшествующей традицией. Феномен “findeciecle” в западноевропейской культуре рассматривается как этап формирования ведущих эстетических принципов литературы ХХ века.
2. В задачи курса входит продемонстрировать студентам смещение эстетической парадигмы, происходящее в литературе на рубеже веков, от миметических установок классического реализма и натурализма к качественно новому пониманию принципов художественного изображения и мимесиса как такового в рамках литературных течений findeciecle и 1910 – 1920-х годов; указать на изменения в наборе художественных средств поэзии, драмы и повествовательной прозы означенного периода, которые происходят параллельно и в связи с утверждением новых философских и мировоззренческих систем; на примере творчества отдельных авторов проиллюстрировать преемственность, с одной стороны, и полемику, с другой, существующие между ХХ столетием и веком XIX, осветить проблему традиции и новаторства в словесном искусстве изучаемого периода.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс рассчитан на широкий круг студентов-гуманитариев и призван дать им представление о зарубежной литературе конца XIX – начала ХХ века как о периоде, в продолжение которого зарождаются ведущие характеристики современной литературы. Студентам предоставляется возможность поразмышлять о законах, управляющих парадигмальными сдвигами в литературном процессе, в культуре и идеологии в целом, прослеживая эти тенденции на уровне поэтики художественного текста. Таким образом, широкая историко-культурная направленность курса соседствует с узко-филологической. Курс предназначен для студентов-бакалавров отделения «История зарубежной литературы», специальность «Литература народов стран зарубежья».
4. Требования к уровню освоения содержания курса: студенты должны иметь представление о многообразии культурного поля и сложных взаимосвязях в литературном процессе рассматриваемого периода, владеть основными литературоведческими категориями, применяемыми при описании литературы конца XIX – начала ХХ в. В продолжение лекционного курса слушатели должны ознакомиться с опорными художественными текстами, предлагаемыми для анализа, и быть в состоянии указать на те особенности этих текстов, которые демонстрируют общие историко-литературные характеристики эпохи.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1.Разделы курса

1. История и теория французского символизма
2. Новая драма
3. Художественная проза на рубеже веков
4. Литература Европы и США в 1910 – 1920е годы

2. Краткое содержание тем
2.1. История и теория французского символизма.
2.1.1. Основные характеристики «декадентского» мировоззрения.

Антипозитивистские взгляды на искусство у предшественников символизма в середине XIX века. Литературные предтечи символизма.

2.1.2. Творчество С. Малларме и проблема «темной» поэзии. Понятие «трудного автора». Теория символа.
2.1.3. «Проклятые поэты»: П. Верлен и А. Рембо. Эксперимент с поэтической формой. Поэзия и музыка. Концепция художника-ясновидца.
2.1.4. Датировка французского символизма как проблема истории литературы.

Этап собственно символизма: 1880 – 1890е годы. Символистские манифесты и проблема нормативности в поэтике. Молодые поэты в кругу С. Малларме.

2.2. Новая драма
2.2.1. Положение в драматургии середины XIX века. Традиция «хорошо сделанной пьесы» в европейском театре XIX века.

Новая драма как принципиальный отход от этой традиции.

2.2.2. Х. Ибсен: у истоков современного театра. Философские драмы 1860х годов.

Поэтика социально-психологических пьес 1870 – 1890х годов. Смещение драматического конфликта в область сознания героев.

2.2.3. Творчество А. Стриндберга: переосмысление принципов натуралистской драмы.
2.2.4. Поэтика символистской драмы: поздний А. Стриндберг, М. Метерлинк, Г. Гауптман.
2.2.5. Драматургия О. Уайльда в соотношении с французским салонным театром.

Отрицание эстетических принципов «хорошо сделанной пьесы» в «Неприятных пьесах» Дж. Б. Шоу. «Квинтэссенция ибсенизма» Шоу: социальное прочтение Ибсена. Традиция социальной драмы в ХХ веке.

2.2.6. Театр в театре о театре: пьесы Л. Пиранделло 1920-х годов. Смещение драматического конфликта в плоскость эстетического.
2.3. Художественная проза на рубеже веков
2.3.1. Эстетизм в Англии. Проза О. Уайльда.
2.3.2. Проблема неоромантизма. Творчество Дж. Конрада.

Поэтика интроспективной прозы рубежа веков: Дж. Конрад, Г. Джеймс. Концепция «точки зрения».

2.3.3. Наследие классического реализма XIX века в литературе ХХ века: романы Дж. Голсуорси.
2.3.4. Творчество Т. Манна. «Будденброки» и традиция семейного романа. Движение от мира «Будденброков» к миру «Волшебной горы».
2.4. Литература Европы и США в 1910 – 1920е годы
2.4.1. «В поисках утраченного времени» М. Пруста. Принципы организации художественного времени в романе. Роль героя-повествователя.
2.4.2. Полемика В. Вулф с писателями-эдвардианцами и проблема соотношения объекта и способа художественного изображения.

Жизнь как «мириады впечатлений»: интроспективность прозы В. Вулф.

2.4.3. Творчество Дж. Джойса. Техники «потока сознания». Мир как текст: децентрализация картины мира в романе «Улисс».
2.4.4. Проза Ф. Кафки: мир, в котором все по-другому. Категория незавершенности и проблема интерпретации литературного произведения.
2.5.5. Художественный мир У. Фолкнера: проблема границ.

«Южный миф» в йокнапатофских романах. Фрагментация повествования в романе «Шум и ярость».

2.5.6. Французский сюрреализм как образец авангардного литературного течения 1920-х годов.

Доктрина «автоматического письма». Радикальная поэтика и радикальная политика.

2.5.7. Роман в романе о романе: «Фальшивомонетчики» А. Жида и «Контрапункт» О. Хаксли.

3. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу.
1. Основные характеристики «декадентского» мировоззрения.
2. Французский символизм: история и теория.
3. Понятие «новой драмы» и положение в драматургии середины XIX века.
4. Ибсен и Стриндберг: у истоков современного театра.
5. Символистская драма.
6. Творчество Б. Шоу: традиция и новаторство.
7. Эстетизм в Англии.
8. Литературно-критические взгляды Г. Джеймса. Концепция «точки зрения» и формирование современной психологической прозы
9. Феномен рубежа веков в истории европейской культуры. Основные тенденции литературной эволюции начала ХХ века.
10. Интроспективный метод художественного изображения в литературе к. XIX - н. ХХ в.
11. Спор «эдвардианцев» и «георгианцев» в освещении В. Вулф: проблема новаторства.
12. Модификации техники «потока сознания» в западноевропейской прозе 1910 – 1920-х годов (Пруст, Джойс, Фолкнер).
13. Изменения статуса художественного мира в художественной прозе к. XIX – н. ХХ в.
14. «Роман в романе» и проблема авторского самосознания в литературе 1920х годов.
15. Феномен сложной/ элитарной литературы к. XIX – н. ХХ века и перераспределение культурного поля: проблема традиции.
16. Французский сюрреализм.
17. Эстетика драмы Л. Пиранделло 1920х годов.
18. Поэзия С. Малларме.
19. Поэзия П. Верлена.
20. 20.Поэзия Ж.-А. Рембо.
21. Анализ одной из философских драм Х. Ибсена.
22. Анализ одной из социально-психологических драм Х. Ибсена.
23. «Фрекен Жюли» А. Стриндберга.
24. «Потонувший колокол» Г. Гауптмана.
25. Анализ одной из одноактных пьес «театра молчания» М. Метерлинка.
26. «Синяя птица» М. Метерлинка.
27. Анализ одной из пьес О. Уайльда.
28. Анализ одной из пьес Дж. Б. Шоу.
29. Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
30. «Дэзи Миллер» Г. Джеймса.
31. «Женский портрет» Г. Джеймса (или «Послы»).
32. «Сердце тьмы» Дж. Конрада (или «Лорд Джим»).
33. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси.
34. Роман В. Вулф «На маяк» (или «Миссис Дэллоуэй»).
35. Роман Дж. Джойса «Улисс».
36. «В поисках утраченного времени» М. Пруста.
37. «Контрапункт» О. Хаксли.
38. А. Жид. «Фальшивомонетчики».
39. Роман У. Фолкнера «Шум и ярость».
40. Роман Т. Манна «Будденброки».
41. «Волшебная гора» Т. Манна.
42. Поэтика произведений Ф. Кафки («Превращение»; «Процесс» или «Замок»).
43. Л. Пиранделло. «Шесть персонажей в поисках автора» (либо «Генрих IV»).

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

Лекции
1. История и теория французского символизма – 4 часа
2. Новая драма – 8 часов
3. Художественная проза на рубеже веков – 8 часов
4. Литература Европы и США в 1910 – 1920е годы – 12 часов.

ИТОГО: 32 часа

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: экзамен.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Рекомендуемая литература
Тексты
1. С. Малларме. Стихотворения
2. Ж.-А. Рембо. Стихотворения. Озарения
3. П. Верлен. Стихотворения
4. Х. Ибсен. Пер Гюнт. Кукольный дом
5. М. Метерлинк. Слепые (Непрошеная). Синяя птица
6. М. Пруст. В поисках утраченного времени (1 из романов)
7. А. Жид. Фальшивомонетчики
8. А. Бретон, Ф. Супо. Магнитные поля
9. О. Уайльд. Идеальный муж (Веер леди Уиндермир). Портрет Дориана Грея.
10. Дж. Конрад. Сердце тьмы (Лорд Джим)
11. Дж. Голсуорси. Сага о Форсайтах (1 из романов)
12. Дж. Б. Шоу. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион (Дом, где разбиваются сердца)
13. Дж. Джойс. Портрет художника в юности. Улисс
14. В. Вулф. На маяк (Миссис Дэллоуэй)
15. О. Хаксли. Контрапункт
16. Г. Джеймс. Дэзи Миллер. Женский портрет (Послы)
17. У. Фолкнер. Сарторис (Свет в августе). Шум и ярость (Авессалом, Авессалом!)
18. Г. Гауптман. Перед восходом солнца. Потонувший колокол
19. Ф. Кафка. Новеллы. Замок (Процесс)
20. Т. Манн. Новеллы. Будденброки. Волшебная гора.
21. А. Стриндберг. Фрекен Жюли. Соната призраков
22. Л. Пиранделло. Шесть персонажей в поисках автора (Генрих IV)

3. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу.
1. Предмет литературоведения и место литературоведческой науки в системе гуманитарных знаний.
2. Специфика художественной литературы как словесного искусства. Эстетическая функция.
3. Категория мимесиса и проблема референциальности художественного слова. Художественный мир.
4. Поэзия и проза как формы художественной речи. Общая характеристика основных родов художественной литературы.
5. Категория жанра в литературе. Основные жанры художественной литературы.
6. Художественный текст: понятие, границы, структура. Дихотомия формы и содержания художественного произведения.
7. Понятие тропа. Система тропов в классической риторике.
8. Понятие литературного стиля. Стилистика художественного текста.
9. Произведение как двунаправленный коммуникативный акт. Автор – текст – читатель и проблема читательского восприятия.
10. Пространственно-временная организация литературного произведения. Предметный мир.
11. Текст в тексте. Основные виды интертекста.
12. Описание, анализ, интерпретация в литературоведческом исследовании. Основные дисциплины литературоведческой науки.
13. История литературы как литературоведческая дисциплина. Литературный процесс.
14. Теория литературы. Многообразие подходов. Литературоведческие школы.
15. Поэтика и ее разновидности.
16. Предмет и основные задачи литературной компаративистики.
17. Вспомогательные литературоведческие дисциплины.
18. Стиховедческий анализ поэтического текста, предложенного экзаменатором.
19. Подготовленный анализ повествовательного текста (на выбор студента).

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

1. Предмет литературоведения – 4 часа
2. Принципы классификации художественной литературы – 10 часов
3. Литературное произведение – 10 часов
4. Основы методологии литературоведческого исследования – 8 часов

ИТОГО: 32 часа

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: зачет.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература

1. Аристотель. Поэтика (разные издания).

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Эпос и роман.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

4. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.

5. Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике. Т. 1 – 2. М., 1998.

6. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб, 1996.

7. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979.

8. Зенкин С. Н. Введение в литературоведение: теория литературы. Учебное пособие. М., 2000.

9. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. Категории поэтики в смене литературных эпох.

10. Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл. М., 2001. История. Внешний мир.

11. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

13. Семиотика. М., 1983. В поисках сущности языка. Нулевая степень письма. Семиотика литературы. Понятие литературы. Поэзия грамматики и грамматика поэзии.

14. Теория метафоры. М., 1990.

15. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2001.

16. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

17. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

18. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. СПб., 1996.

19. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

20. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб., 2003.

21. Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12.

22.
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: экзамен

23.

24. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

25. Рекомендуемая литература
Тексты
Аристотель и античная литература. М., 1978.
Барт Р. 1) Избранные работы; Семиотика. Поэтика. М., 1989; 2) Мифология. М., 1996; 3)S/Z. M„ 1994.
Бергсон А. Собр. соч. Т.З. СПб., 1913.
Брандес Т. Собр. соч.: В 20т. СПб., 1901-1908. Т. 1,6, 8.
Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.; Л., 1959.
Деррида Ж- 1) Письмо к японскому другу// Вопросы философии. 1992. № 4. С.53-57; 2) Московские лекции. 1990. Свердловск, 1991; Жак Деррида в Москве. М.. 1993.
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков: Трактаты, статьи, Эссе. М., 1977.
Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1976. Т.1, 2.
Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 1920.
Лансон Г. Метод в истории литературы. М., 1991.
Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.
Тэн И. 1) Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. СПб., 1871; 2) Философия искусства. М., 1933.
Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
Фрай Н. Критическим путем. Великий код: библия и литература // Вопросы литературы. М., 1991. № 9/10. С. 159-187.
Фрейд 3. 1) Будущее одной иллюзии // Сумерки богов / Сост. и общ. ред.А. А. Яковлева. М., 1990; 2) Введение в психоанализ. М., 1989.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990.
Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1984.
Юнг К. Г. Феномен в искусстве и науке / Юнг К. Г Собр. соч.: В 19 т. Т. 15, М.,1992.
Якобсон Р. 1) Избранные работы. М., 1985; 2) Работы по поэтике. М., 1987.
Яусс X. Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.

Исследования
Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. М., 2004.
Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М„ 1984.
Ильин. И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996.
Козлов А. С. Мифологическое направление в литературоведении США. М., 1984.
Нефедов Н. Т. История зарубежной критики и литературоведения. М., 1988.
От структурализма к постструктурализму. Французская семиотика. М., 2000.
Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной Франции. М., 1985.
Семиотика. Коммуникация. Стиль. М., 1983. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.
Теории, школы, концепции. М., 1975; М., 1977; М., 1985.
Урнов Д. М. Литературное произведение в оценке англо-американской «новой критики». М.,1982.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.