Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика переменных (виды, понятия, соотношения, варьирование и т.д.)




Определение предмета, объекта, цели и задач (определение, функции и т.д.).

Под объектом понимается тот фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия.

Объект ПИ – психическая реальность, в состав которой входит предмет.

Объект ПИ. – тип испытуемого, конкретная выборка испытуемых

Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования. Предметом психологического изучения выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления. Это могут быть психические свойства, процессы, состояния.

Цель ПИ – тот результат, который мы ожидаем получить, чтобы ответить на поставленные вопросы. Цель исследования - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.

Задачи ПИ определяют порядок реализации цели, то есть порядок проведения, этапы исследования, характер результатов. Представляют собой этап достижения цели.

Необходимо различать научные и ненаучные (процессуальные) задачи. Процессуальные носят вспомогательный характер, так как помогают решать научные задачи.

Выделяют 3 группы переменных:

- независимые (выбирает сам исследователь и воздействует на зависимые переменные),

- зависимые – это такие переменные, которые изменяются под влиянием независимой переменной.

- случайные

Исследователь сам варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внеш­ние (побочные) переменные. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные пере­менные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению не­надежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. При проверке частной гипотезы уровень до­полнительной переменной должен соответствовать ее уровню в изучаемой реально­сти. Контрольной переменной на­зывается дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте стано­вится второй основной.

Исследователи различают разные виды независимой переменной: качественную («есть подсказка» — «нет подсказки»), количественную (уровень денежного вознаграждения).

Среди зависимых переменных выделяются базисные. Базисная переменная — единственная зависимая переменная, на которую оказывает влияние независимая переменная.

Исследователь должен стремиться оперировать в исследовании только независимой переменной. Центральная проблема при проведении практического исследования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом исследовании могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Иногда выделяют четвертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т. д.), на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.

К «организменным переменным», или неуправляемым характеристикам испытуемых, относятся физические, биологические, психологические, социально-психологические и социальные признаки.

Зависимая переменная - психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. Исследователь должен максимально конкретизировать гипотезу, т.е. добиться того, чтобы зависимая переменная была операционализирована — поддавалась ре­гистрации в ходе эксперимента. Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. Надежность переменной проявляется в устойчивости ее регистрируемости при изменении условий эксперимента в течение времени. Валидность зависимой переменной определена только в конкретных условиях эксперимента и применительно к определенной гипотезе. Существует еще одно важное свойство зависимой переменной, а именно — сензитивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.