Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По организации и безопасности движения




ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Методические указания для самостоятельной работы

студентов по направлению подготовки

23.03.01 (190700.62) – Технология транспортных процессов

профиль – Организация и безопасность движения

 

Воронеж 2015

УДК 656.01

 

Артемов А.Ю. Введение в профессиональную деятельность по организации и безопасности движения [Текст]: методические указания для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 23.03.01 (190700.62) – Технология транспортных процессов (профиль – Организация и безопасность движения) / А.Ю. Артемов, В.А. Зеликов, Р.А. Сподарев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2015. – 24 с.

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВПО «ВГЛТА» (протокол № от г.)

 

Рецензент заведующий кафедрой электротехники и автоматики

ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ д-р техн. наук,

проф. Д.Н. Афоничев.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….  
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ……..  
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………….  
2.1 Организация и методика обучения в ВГЛТА………………………….  
2.2 Водитель в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»…………..  
2.3 Автомобиль в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»….……  
2.4 Дорога в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»……………..  
2.5 Среда в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»………………  
2.6 Структура системы управления обеспечением безопасности дорожного движения в РФ……………………………………………..  
2.7 Основы организации дорожного движения………………………….  
2.8 Дорожно-транспортные происшествия, их учет, анализ и расследование…………………………………………………………..  
2.9 Пути совершенствования организации и безопасности дорожного движения………………………………………………………………..  
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………  
3.1 Выбор темы реферата…………………………………………………..  
3.2 Структура, объем и содержание реферата……………………………..  
3.3 Написание и оформление реферата…………………………………….  
3.4 Оформление презентации………………………………………………  
3.5 Критерии оценки реферата и презентации…………………………….  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….  
Приложение А. Темы рефератов по дисциплине……………………………  
Приложение Б. Вопросы к зачету……………………………………………  
Приложение В. Образец оформления титульного листа для реферата…...  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Самостоятельная работа студентов – это одно из основополагающих требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой деятельности.

В процессе подготовки студента главным является не усвоение готовых знаний, а формирование у него способностей самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. В связи с этим обучение высшем образовательном учреждении включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студентов должна стать эффективной и целенаправленной работой. Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

- изучение и систематизацию официальных государственных документов – законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", глобальной сети "Интернет";

- составление конспектов по изученным темам;

- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, периодической и научной информации;

- подготовку докладов и сообщений;

- подготовку студентов к сдаче экзаменационной сессии.

Методические рекомендации обеспечивают эффективное достижение целей самостоятельной работы, оказывают помощь в ее выполнении.

Методические рекомендации могут использоваться в обучении студентов очной и заочной форм обучения.

 

 

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность по организации и безопасности движения» включает девять тем, содержание которых приведено в разделе №2.

При подборе научной и учебной литературы желательно руководствоваться списком, приведенным в данных методических указаниях для самостоятельной работы студентов.

В процессе изучения дисциплины у будущих специалистов должны сформироваться представления об основах организации и безопасности движения.

Контрольные вопросы для проверки знаний студентов по дисциплине приведены в приложении Б. Зачет по дисциплине проводится в виде устного опроса по данным вопросам.

 

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1 Организация и методика обучения в ВГЛТА

 

Воронежская государственная лесотехническая академия. Система подготовки специалистов в ВГЛТА. Особенности обучения в ВУЗе. Информационное обеспечение учебного процесса.

 

2.2 Водитель в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»

 

Система «водитель-автомобиль-дорога-среда» (ВАДС). Водитель как оператор управления сложной системы. Способность человека к водительской деятельности. Профессиональная подготовка и опыт водителя. Возраст водителя как фактор, влияющий на надежность функционирования системы ВАДС. Психофизиологические характеристики водителя.

 

2.3 Автомобиль в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»

 

Место автомобильного транспорта в транспортной системе страны. Классификация автотранспортных средств. Безопасность транспортных средств. Активная безопасность автомобиля. Пассивная безопасность автомобиля. Послеаварийная безопасность автомобиля. Экологическая безопасность автомобиля.

 

2.4 Дорога в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»

 

Особенности дороги, как элемента системы ВАДС. Элементы автомобильной дороги. Классификация автомобильных дорог. Влияние дорожных условий на безопасность движения.

2.5 Среда в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»

 

Внешняя среда. Внутренняя среда. Климатическая комфортабельность. Вибрационная комфортабельность. Акустическая комфортабельность.

 

2.6 Структура системы управления обеспечением безопасности дорожного движения в РФ

 

Нормативные документы в области организации и безопасности дорожного движения. Структура системы управления в области организации и безопасности дорожным движением в РФ.

 

2.7 Основы организации дорожного движения

 

Характеристики транспортных потоков. Методические основы организации дорожного движения. Разделение движения в пространстве. Разделение движения во времени. Формирование однородного транспортного потока. Оптимизация скоростного режима. Оптимизация стояночного режима. Организация движения пешеходов. Внедрение автоматических систем управления дорожным движением. Технические средства организации дорожного движения. Информационное обеспечение участников дорожного движения. Дорожные знаки. Светофорное регулирование. Разметка проезжей части.

 

2.8 Дорожно-транспортные происшествия, их учет, анализ и расследование

 

Классификация дорожно-транспортных происшествий. Причины дорожно-транспортных происшествий. Учет дорожно-транспортных происшествий. Анализ дорожно-транспортных происшествий. Служебное расследование ДТП.

 

2.9 Пути совершенствования организации и безопасности дорожного движения

 

Пути совершенствования организации и безопасности движения.

 

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа для более полного изучения отдельных тем дисциплины с целью приобретения знаний и умений и навыков, которыми должен обладать будущий специалист по организации и безопасности движения.

Самостоятельная работа выполняется в виде реферата в объеме 18-22 листов машинописного текста и презентации.

Реферат является важной составной частью самостоятельной учебно-исследовательской работы студента. Он представляет собой исследование по отдельной теме (вопросу) дисциплины и пишется, как правило, на основе опубликованных источников и научной литературы. Отражает одну некрупную проблему, умение вести анализ, сравнивать мнения авторов, делать выводы, иметь свою точку зрения.

Цели написания реферата:углубленное изучение проблематики дисциплины, приобретение навыков реферирования и проведения самостоятельных исследовательских работ, умения работать с источником информации, развитие индивидуальных творческих способностей студента.

Реализация перечисленных учебных целей возможна при решении следующих задач:

- углубленном изучении выбранной темы;

- приобретении умения вести поиск необходимого фактического материала, его анализа и систематизации, формулирования научных выводов;

- приобретении навыков грамотного и логически доказательного изложения текста, правильности оформления работы и приложений.

Проведение самостоятельных поисковых исследований при выполнении работы по выбранной теме позволит студенту во всех аспектах оценить важность данной проблемы и продемонстрировать глубину понимания выбранного для рассмотрения вопроса. Умение решать вопросы на этапе проведения теоретических разработок поможет будущим руководителям и специалистам использовать свои знания в практической деятельности.

Кроме того, работа с литературными источниками, процедура оформления реферата и другие аспекты его выполнения, рассмотренные в данном издании, помогут студенту закрепить необходимые навыки, позволяющие избежать в дальнейшем многих затруднений в ходе курсового и дипломного проектирования.

 

3.1 Выбор темы реферата

 

Тема реферата выбирается студентом свободно. Тема реферата выбирается в начале семестра и согласовывается с преподавателем (руководителем). По согласованию с преподавателем тема работы может быть видоизменена с учётом научных интересов студента или особенностей конкретной организации (предприятия, фирмы), на примере которой студент выполняет второй раздел. Работа нескольких студентов в одной академической группе по одной теме не разрешается, кроме разработки комплексных тем.

Темы рефератов по дисциплине выбираются из списка, приведённого в приложении А соответственно и таблицы 1.

 

Таблица 1

Выбор темы реферата

Две последние цифры номера зачетной книжки Вариант темы рефератов Две последние цифры номера зачетной книжки Вариант темы рефератов
01 21 41 1, 26 20 40 20, 45
02 22 42 2, 27 61 81 21, 46
03 23 43 3, 28 62 82 22, 47
04 24 44 4, 29 63 83 23, 48
05 25 45 5, 30 64 84 24, 49
06 26 46 6, 31 65 85 25, 50
07 27 47 7, 32 66 86 51, 61
08 28 48 8, 33 67 87 52, 62
09 29 49 9, 34 68 88 53, 63
10 30 40 10, 35 69 89 54, 64
11 31 51 11, 36 70 90 55, 65
12 32 52 12, 37 91 99 56, 66
13 33 53 13, 38 92 00 57, 67
14 34 54 14, 39 93 60 58, 68
15 35 55 15, 40   59, 69
16 36 56 16, 41   60, 70
17 37 57 17, 42   1, 10
18 38 58 18, 43   2, 20
19 39 59 19, 44   3, 30

 

 

3.2 Структура, объем и содержание реферата

 

Структура и содержание реферата определяются темой, сложностью и глубиной разработки вопроса.

Объём реферата должен быть в пределах 18-22 страниц печатного текста (без приложений).

Работа должна иметь чёткую структуру, состоящую:

1 – из титульного листа (1 страница);

2 – содержания (1 страница);

3 – введения (1-2 страницы);

4 – основной части (двух разделов 10-14 страниц);

5 – заключение (1-2 страницы);

6 – списка использованных источников (1 страница).

Титульный лист реферата оформляется по единому образцу, пример оформления приведён в приложении В.

Введение. Раздел включает краткое описание темы, обоснование её актуальности, степень разработанности проблемы; необходимо выделить значение темы в практической деятельности организации. Здесь же формулируются цель и задачи реферата, указываются объект наблюдения (организация(-ии) или физическое лицо, на примере которой(-ых) выполняется второй раздел), объект исследования (то, что предполагается изучить; он является носителем интересующих признаков) и предмет исследования (одна из сторон объекта исследования, содержащая в себе центральный вопрос проблемы исследования), а также называются примененные методы исследования. Даётся краткая характеристика источникам, используемым в ходе написания работы (перечисляются фамилии авторов, названия журналов, газет и др. источников информации).

Основная часть. Эта часть работы строится по плану, который обеспечит целостное, логически стройное изложение темы.

Первый разделреферата носит сугубо теоретический характер. В его основу должен быть положен обзор работ отечественных и зарубежных специалистов в изучаемой области знаний, материалы конференций и семинаров по рассматриваемой теме, законодательные и нормативные акты. Необходимо аналитически проработать подобранную по данному вопросу литературу.

При работе над первым разделом рекомендуется выполнить следующее:

- дать пространную характеристику разрабатываемого вопроса;

- выделить общие закономерности и тенденции проблемы;

- сопоставить различные взгляды и представления;

- осветить проблемы дискуссионного характера.

Второй разделсодержит материал, построенный на основе привлечения статистических данных и сведений, содержащихся в отраслевом опыте. На примере одного предприятия (или группы предприятий, физического лица) необходимо показать использование законов, закономерностей, принципов, методов, приёмов и рекомендаций, о которых шла речь в первой главе. Выбор объекта наблюдения осуществляется студентом свободно – это может быть предприятие, в котором он работает, либо фирма, подобранная по результатам исследования журнальных публикаций или информационных ресурсов сети Интернет.

Для иллюстрации излагаемого материала используются графики, диаграммы, схемы, таблицы, фотографии.

Разделы делятся на параграфы, иногда для большей конкретизации параграф может быть разбит на вопросы. Достаточно, если в разделе будет 3–4 параграфа, количество выделенных вопросов также не должно быть большим (примерно 2–3).

Каждый параграф реферата имеет самостоятельное значение, однако все они должны помогать раскрытию темы, быть органически увязаны между собой, и каждый последующий параграф должен быть продолжением предыдущего. Название раздела не должно полностью совпадать с темой реферата, а название параграфа дублировать название раздела.

Заключение. Этот раздел реферата должен содержать краткие итоги разрабатываемой темы, формулировки выводов и предложений по дальнейшему развитию исследуемого вопроса. Разрешается повторить основные выводы соответствующих разделов, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведённого исследования в целом. На последней странице заключения автор ставит дату окончания работы и свою подпись.

Список использованных источников. Список приводится в работе после заключения. Он должен быть выполнен согласно ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Общие требования и правила составления», требования которого изложены в работе, и содержать 8-10 наименований.

 

3.3 Написание и оформление реферата

 

Работа должна быть написана простым, ясным языком, грамотно и аккуратно. Необходимо самостоятельно формулировать свои мысли, не допускать повторений и противоречий.

Поскольку исследование является, прежде всего, квалификационной работой, её языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре её автора.

Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит своё выражение во всей системе речевых средств.

Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Пояснительную записку выполняют на листах формата А4 (на одной стороне) по ГОСТ 9327–60 следующим способом:

- с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ, через 1,5 интервала, шрифт – обычный, гарнитура шрифта – Times New Roman, кегль – 14, цвет – черный.

Текст пояснительной записки следует писать (печатать), соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, пра­вое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 20 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля листа, равным 12,5 мм.

При переносе абзаца с одной страницы на другую не допускается оставлять или переносить одну строку.

Текст выравнивается по ширине, переносы слов используются.

Заполнение страницы должно быть не менее 18 % (6 строк).

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесе­нием на том же месте исправленного изображения от руки.

Страницы пояснительной записки следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют внизу листа по центру (расстояние от края листа до колонтитула 12,5 мм).

Титульный лист, бланк индивидуального задания и реферат включают в общую нумерацию страниц пояснительной записки. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

 

3.4 Оформление презентации

 

Подготовьте мультимедийную презентацию по выбранной теме реферата, состоящую из 8-12 слайдов:

- 1 слайд – информация об авторе

- 2-11 слайд – словесная информация и графическая информация по теме

- 12 слайд – заключительный, итоговый.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков (таблица 2, 3).

 

 

Таблица 2

Оформление слайдов

 

Стиль Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Для фона и заголовка используйте контрастные цвета. Не используйте на одном слайде больше трех цветов.
Фон и цвет Для фона предпочтительны холодные тона. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 

 

Таблица 3

Представление слайдов

 

Содержание информации Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами.
Способы выделения информации Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами, диаграммами.

 

3.4 Критерии оценки реферата и презентации

 

Реферат сдаётся студентом руководителю отмечает актуальность выбранной студентом темы, ее научное и практическое значение, оригинальность идей и степень самостоятельности выполнения работы.

Если реферат написан с нарушением правил, предъявляемых к данному типу работ он отправляется на доработку. Отмечаются теоретическая и практическая подготовленность студента, знание научной литературы, статистических материалов по теме, нормативной документации. В том случае, если требуется доработка реферата в соответствии с замечаниями руководителя, студент забирает работу и после внесения исправлений сдаёт её на проверку повторно.

Работа студента над выбранной темой и оценка руководителя учитываются в комплексе, на основании этого ставится итоговая оценка (балл). Итоговая оценка учитывается в числе других показателей текущего контроля при проставлении зачета.

Основные критерии оценки реферата:

- глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах;

- самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме;

- использование новейшего фактологического и статистического материала;

- полнота решения задач, которые были поставлены в работе;

- грамотность и логичность изложения материала;

- качество оформления.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Введение в профессиональную деятельность по организации и безопасности дорожного движения [Текст]: учеб. пособие / А.Ю. Артемов, В.П. Белокуров, В.А. Зеликов, Д.В. Лихачев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2014. – 124 с.

2. Оформление студенческих работ [Текст]: стандарт / Д. Н. Афоничев, Д. Ю. Капитонов, Н. Н. Харченко, А. С. Черных; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2011. – 59 с.

 

 

Приложение А




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.