Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любенкова С. вопрос № 12. Социальное партнерство 3 страница




Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

Значительное место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с ними, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома. Принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе. Участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях. Посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии. Посещают трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, всей этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том числе общения в семье.

Эксперты считают, что приоритетным направлением устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в семью. В 2006 г. в стране в семьи было передано 75879 детей, лишенных родительского попечения, что составляет 54,1% общего количества выявленных детей. Под опеку передано в 2006 г. 67907 детей, усыновлено 6931 человек, отдано в приемные семьи 1041 человек.

Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян.

Нами был рассмотрен также опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края. Центр проводит работу по передаче детей под опеку, в приемные семьи, либо возвращению ребенка в кровную семью.

Центром «Родник» наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. На сегодняшний день Центром созданы 15 семейно-воспитательных групп, в которых проживают 30 детей.

Итак, по мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

 

Васильева ПРЕДМЕТ: ПОСР ВОПРОС 29:ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ И СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИМИ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА

 

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от

 

идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении.

В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на-охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности. За счет средств бюджета Санкт-Петербурга предусмотрен ряд мер социальной поддержки детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами.

1. Транспортные льготы.

 

Законом Санкт-Петербурга от 02.05.2005 № 222-26 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» установлен бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта для детей-инвалидов и одного лица, сопровождающего ребенка-инвалида.

 

В соответствии с Законом от 05.07.2006 № 397-60 «О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» в целях оказания дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, относящихся к маломобильным группам населения, для реализации этими гражданами жизненно важных потребностей: медицинских, реабилитационных, решения вопросов по оформлению пенсий, пособий, предоставляется право на специальное транспортное обслуживание в виде разового проезда на льготных условиях с оплатой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 90 % стоимости разового проезда к социально значимым объектам в пределах Санкт-Петербурга. Данное право предоставляется:

 

детям-инвалидам до 7 лет независимо от медицинских показаний;

детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющие ограничение способности к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок, костылей, тростей, опор;

детям-инвалидам по зрению в возрасте до 18 лет.

В 2010 году принято 97 580 заявок на обеспечение транспортного обслуживания детей-инвалидов на общую сумму 75 983,6 тыс. руб.

2. Обеспечение техническими средствами реабилитации.

Закон Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 445-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге» устанавливает право детей-инвалидов на бесплатное обеспечение дополнительными ТСР в соответствии с региональным перечнем. В 2010 году детям-инвалидам предоставлено 576 шт. ДТСР, обеспечено 263 человека на общую сумму 4,42 млн. руб.

3. Организация отдыха.

Законом Санкт-Петербурга от 15.11.2006 №530-86 «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге» установлены меры социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления, в том числе детей-инвалидов и лиц их сопровождающих в случае нуждаемости по медицинским показаниям в постоянном уходе и помощи. В 2010 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (далее - КМПВОО) было приобретено 4372 путевки для детей-инвалидов, а также лиц, их сопровождающих;

Кроме этого, оздоровительный отдых детям-инвалидам предоставлялся в рамках реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.09.2009 № 995 «О Программе Санкт-Петербурга «Социальная поддержка с редкими и генетическими заболеваниями и их семей «Шире круг» на 2009-2011 годы» (далее – Программа) за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 2010 году приобретены 110 путевок на сумму 2 550,0 тыс. руб.

4. Обучение и профессиональное образование детей-инвалидов.

Образование детей-инвалидов осуществляется в общеобразовательных, специальных (коррекционных), дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в учреждениях начального профессионального образования, где реализуются программы коррекционно-развивающей направленности; действует система индивидуального сопровождения ребенка в психолого-педагогических, медико-социальных центрах, функционирующих во всех районах нашего города.

В Санкт-Петербурге функционируют Городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация (ГМПМПК), где осуществляется комплексное обследование детей с целью выявления их индивидуальных особенностей развития, личностных особенностей и возможностей детей к обучению. Ежегодно в ГМПМПК проходят обследование около 3 тысяч детей. Во всех административных районах Санкт-Петербурга имеются районные медико-педагогические комиссии (РМПК), ежегодно в РМПК обращаются около 200 детей.

В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют 58 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, По сведениям Комитета по образованию по состоянию на 01.11.2010 количество детей-инвалидов от 7 до 18 лет - 9953 человека, из них охвачено различными формами обучения – 6992 человека (70,2%).

Деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений направлена на создание необходимых условий для коррекционно-развивающего обучения, осуществления комплексной реабилитации, на решение вопросов социально-трудовой адаптации обучающихся, воспитанников и интеграции их в самостоятельную жизнь.

В 157 компенсирующих государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, обучаются около 15,5 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. В 86 дошкольных образовательных учреждениях имеются бассейны, во сех дошкольных учреждениях имеются кабинеты адаптивной физкультуры.

 

В течение последних шести лет в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях создаются оптимальные условия для обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Школа № 616 «Динамика» Адмиралтейского района для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата переехала в новое здание по адресу: Курляндская ул., д. 29-а, где созданы все необходимые условия для медицинской абилитации детей и их беспрепятственного передвижения в помещениях школы на колясках. Школа располагает автотранспортными средствами. Школа № 616 является пилотной площадкой Комитета по образованию по развитию системы дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе № 584 «Озерки» Выборгского района функционирует бассейн, оборудован стадион, имеется зал для лечебной физической культуры, работает массажный кабинет. В школе имеется автотранспорт.

В школе № 34 Невского района создано структурное подразделение для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, расположенное в части здания детского сада № 28.

Комитет в пределах компетенции осуществляет содействие получению образования детям-инвалидам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга – 4 домах-интернатах для детей с отклонениями в умственном развитии. В указанных учреждениях проживает 1032 ребенка-инвалида, для которых создаются необходимые условия для обеспечения доступа ко всем видам образовательных, учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих услуг с учетом особенностей развития и состояния здоровья воспитанников. В 2008 году за счет средств федерального бюджета по линии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации учреждения были оснащены интернет-классами, учебным программным обеспечением, а также подключены к сети Интернет.

В 2010 году 72 воспитанника учреждений, достигшие 17 лет, получили свидетельство государственного образца об окончании средней коррекционной школы 8 вида по форме экстернат.

С 11.01.2011 232 воспитанника учреждений зачислены на обучение в контингент специальных коррекционных школ Санкт-Петербурга, в которых для них организовано обучение в различных формах (индивидуальное, надомное и т.д.).

5. Дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде пособий и вылат.

Закон Санкт-Петербурга от 17.11.2004 № 587-80 «О социальной поддержки семей, имеющих детей в Санкт-Петербурге» устанавливает выплату ежемесячного пособия отдельным категориям семей с детьми-инвалидами в повышенном размере. Пособия в таких семьях назначаются без учета дохода семьи. С 01.01.2011 размеры пособий на ребенка-инвалида в возрасте до 7 лет, на ребенка в возрасте до 7 лет из семьи, где оба родителя (единственный родитель) являются инвалидами I и (или) II группы – 4 186,15 руб.; на ребенка-инвалида в возрасте от 7 лет до 18 лет, на ребенка в возрасте от 7 лет до 18 лет из семьи, где оба родителя (единственный родитель) являются инвалидами I и (или) II группы – 2 907,05 руб.; на ребенка-инвалида из семьи, где оба родителя (единственный родитель) являются инвалидами I и (или) II группы – 5 814,00 руб.

6. Юридическая помощь.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.12.2007 № 710-2 "О предоставлении бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге" юридическая помощь семьям с детьми-инвалидами предоставляется бесплатно по вопросам реабилитации детей-инвалидов.

7. Создание инвалидам, в том числе детям-инвалидам, условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспорта.

В 2008 году Правительством Санкт-Петербурга было принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 № 1269 «О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом», которым утвержден План мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к государственным объектам социальной инфраструктуры на 2008-2010 годы (далее – План).

Исполнителями мероприятий Плана были все администрации районов Санкт-Петербурга, а также некоторые отраслевые Комитеты (Комитет по транспорту, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности).

Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организационно-методическое руководство в период реализации Плана осуществлял Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

За указанный период исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга выполнены работы по обустройству объектов в отношении 870 государственных объектов социальной инфраструктуры на общую сумму более 142 060,0 тыс. руб.

Всего за период действия Плана Комитетом по транспорту приобретено 954 единицы транспорта с пониженным уровнем пола (запланировано - 470), в том числе сверх Плана – 484 единицы.

Оборудована пандусами на входе и выходе в вестибюль и колясочный спуск на лестничном спуске – ст. м. «Волковская», оборудованы пандусами на входе и выходе в вестибюль – ст. м. «Звенигородская», ст. м. «Горьковская», ст. м. «Обводный канал».

В 2011 году принято постановление Правительства Санкт-Петербурга «О Перечне мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге, на 2011-2012 годы» (далее - Перечень). Перечень призван мобилизовать усилия отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти по решению проблемы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры в городе, а также обеспечить необходимую координацию работ по перспективному планированию и осуществлению мероприятий по созданию благоприятных условий жизнедеятельности для инвалидов, в отношении объектов социальной инфраструктуры.

8. Социально-реабилитационные услуги

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 № 559 «О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы» в Санкт-Петербурге создана структурированная система государственных стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, осуществляющих в том числе социальное обслуживание детей-инвалидов. Ресурсное обеспечение деятельности этих учреждений осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Данная система включает в себя центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее – ЦСРИ). Деятельность данного типа учреждений направлена на создание и обеспечение условий для социальной интеграции детей-инвалидов, восстановление их социального статуса и способостей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

В настоящее время ЦСРИ, как самостоятельные юридические лица, действуют в 14 из 18 районов города.

В районах, в которых ЦСРИ еще не созданы, реабилитационные услуги детям-инвалидам оказываются отделениями социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в составе комплексных центров социального обслуживания населения.

Кроме учреждений социального обслуживания населения районного уровня, в городе функционируют учреждения социального обслуживания городского уровня, оказывающие комплексную помощь детям-инвалидам выполняющие организационно-методические функции. Среди городских учреждений, подведомственных Комитету: на городском уровне: 4 детских дома-интерната для детей с отклонениями умственного развития, в структуре которых развиваются реабилитационные подразделения. В указанных учреждениях проживает 1032 ребенка-инвалида, для которых создаются необходимые условия для обеспечения доступа ко всем видам образовательных, учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих услуг с учетом особенностей развития и состояния здоровья воспитанников.

9. Роль общественных объединений в поддержке семей с детьми-инвалидами.

Значительную помощь исполнительным органам государственной власти по вопросам реабилитации детей-инвалидов оказывают общественные организации инвалидов, представляющие интересы детей-инвалидов и их семей. При поддержке Правительства Санкт-Петербурга на протяжении ряда лет общественные организации реализуют социально-значимые программы. Наиболее активной общественной организацией, вносящей существенный вклад в улучшение положения детей-инвалидов и их семей, является Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» (далее – ГАООРДИ). С участием ГАООРДИ при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и бюджета Санкт-Петербурга осуществляется реализация Программы Санкт-Петербурга «Социальная поддержка детей-инвалидов с редкими генетическими заболеваниями и их семей «Шире круг» на 2009-2011 годы (далее – Программа), утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.09.2009 № 995.

В результате реализации Программы годов семьям с детьми-инвалидами оказано:

в 2009 году 17063 социальные услуги на сумму 22 138,5 тыс. руб.;

в 2010 году 19240 социальных услуг на сумму 22 073,0 тыс. руб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.