Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности географического положения Египта




БЫТ

Особенности жизни древних египтян

Культура Древнего Египта и Месопотамии

Древнеегипетские города тоже не были этнически однородными, и вместе с коренным египтянами в больших городах было очень много приезжих - ливийцев, негров и азиатов. Были случаи, когда представители некоренных народов даже свергали правящие династии, и сами становились фараонами.

Если говорить о благоустройстве, гигиене и домашней обстановке, в Древнем Египте было примерно как у нас: в городах были проложены водопроводы и канализация, естественно, не везде, и на более примитивном технологическом уровне; мебель в домах древних египтян состояла из кроватей, шкафов, столов, стульев, табуреток и кресел; во многих домах были ванные; использовались зеркала.

Что интересно, в Древнем Египте широко использовались чайники с ситечками.

Древние египтяне содержали домашних животных, в основном собак и кошек. Кстати, египтяне надевали ошейники не только на собак, но и на кошек.

Древние египтяне и египтянки делали маникюр и педикюр, подводили глаза, натирались различными мазями для устранения запаха пота, для очистки и омоложения кожи.

В Древнем Египте использовались средства против облысения и для укрепления волос. Кроме того, как пишет П. Монте в книге "Египет Рамсесов", древнеегипетские женщины, дабы устранить конкуренток в соперничестве за мужское внимание, применяли средство для выпадения волос. Стоило подсунуть такое снадобье сопернице, и она могла полностью облысеть. Такие у египтянок были жестокие нравы.

Древние египтянки тоже старались одеваться так, чтобы одежда оставалась чисто символической, и не скрывала женские прелести.

В книге "Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов" Пьер Монтэ приводит массу древнеегипетских рисунков с изображениями женской одежды. И надо сказать, что одежды египтянок были настолько символическими и прозрачными, что под ними всё было видно.

А когда в древнеегипетском доме принимали гостей, то, как видно из соответствующих картинок, служанки ходили не просто "топлесс", а даже больше - у них был какой-то чисто символический поясок, прикрывавший спереди самое интересное место, и почему-то небольшая накидка на голове, и на этом всё, больше никакой другой одежды служанки-египтянки не носили, то есть фактически ходили голые.

Судя по большинству изображений, стандарт или идеал женской красоты в Древнем Египте был таков: длинные ноги с полными бёдрами, небольшой животик, и маленькая грудь.

Волосы древнеегипетские дамы обычно прятали под накидками. Мужчины же в Древнем Египте и вовсе ходили бритоголовые.

Питание древних египтян во многом напоминает российское. В Древнем Египте употребляли в пищу лук, чеснок, редиску, огурцы, арбузы, дыни, говядину, хлеб, мёд, салат. Кстати, египтяне почему-то считали, что салат повышает потенцию у мужчин и плодовитость у женщин.

Некоторые обычаи древних египтян напоминают иудейские и мусульманские.

 

Например, мужчинам в Древнем Египте делали обрезание. Кроме того, древнеегипетский способ убоя скота напоминает иудейскую шхиту и мусульманский халял - животному вскрывали вену, и дожидались, пока вытечет вся кровь, только после этого мясо животного считалось пригодным в пищу. Кроме того, египтяне не ели свинину.

Возможно, эти древнеегипетские обычаи и традиции были заимствованы иудеями, а от них - мусульманами.

Однако существовал также исключительно древнеегипетский пищевой запрет - нельзя было есть рыбу, хотя очень многие египтяне этот запрет систематически нарушали. Многие, кстати, также уклонялись и от обрезания.

Национальным напитком древних египтян было именно пиво. Причём пиво начинали пить с очень юного возраста, и при этом с разрешения родителей и с согласия администрации древнеегипетских школ.

В Древнем Египте физический труд, особенно труд крестьянский, тоже презирался. Египтяне старались найти непыльную работу писцом - на государственной службе или у какого-нибудь богатого человека.

Писцы в Древнем Египте были аналогом российского "офисного планктона", и с величайшим презрением относились к "колхозникам", работавшим на земле в поте лица своего. А ведь если бы не крестьяне, писцы бы умерли с голоду.

Денежная система Древнего Египта очень сильно напоминала систему бартерного обмена, существовавшую в России в период гиперинфляции начала 1990-х годов.

Деньги в Древнем Египте были (известны денежные единицы шетит, дебен и кедет), но за них ничего нельзя было купить - они служили только эквивалентом стоимости товара.

Когда древнеегиптянин хотел что-то купить, ему приходилось найти на ту сумму, которую стоил желаемый товар, какой-нибудь другой товар, который продавец согласился бы принять, а просто заплатить деньгами было нельзя.

Такой метод бартерного обмена использовался в Древнем Египте на всех уровнях - по бартеру производились и государственные закупки, и сделки между частными лицами.

Естественно, это было до крайности неудобно, и вызывало споры и конфликты. Как отмечает П. Монтэ, на изображениях торговцев, спорящих по поводу заключения сделки, заметна весьма выразительная мимика.

Переход на чисто денежные расчёты вместо бартерного обмена начинается только в поздние периоды древнеегипетской истории (Новое Царство), и только тогда египтяне получили возможность не меняться товарами, а рассчитываться наличными деньгами.

Как сообщает французский египтолог, есть очень много документов о допросах, после которых нет сведений о дальнейшем решении по делу; вероятно, ошибочно задержанные, так ни в чём и не признавшись, погибали под пытками.

Однако подобную свирепость древнеегипетские правоохранители проявляли только в отношении тех, у кого не было возможности дать взятку.

Вот что пишет Пьер Монтэ в книге "Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов":

"Все представители власти … беспощадно притесняли простых людей, обкрадывая одновременно народ и фараона. Судьи без стеснения брали взятки, за деньги оправдывали преступника и осуждали невинного, слишком бедного, чтобы им заплатить. Хоремхеб нашел способ покончить с несправедливостью и покарать тех, кто злостно нарушал свой долг. Он издал суровый указ - любой судья, уличенный в злоупотреблениях своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос".

Так что по отсутствию носа можно было опознать наказанного древнеегипетского взяточника.

Однако даже такими мерами фараону Хоремхебу не удалось справиться с коррупцией в Древнем Египте, и по указу фараона Сети I чиновников-коррупционеров стали отдавать на земледельческие работы, предварительно отрезав им нос и уши.

Несмотря на то, что Египет владеет огромной территорией на двух континентах земного шара, фактически он по-прежнему остается узкой полосой плодородной земли по обоим берегам Нила, зажатой Сахарой в долине, и небольшим треугольником Дельты - устьем Нила.

В районе Асуана на юге Египта, ширина долины составляет всего от одного до трех километров. Дальше долина расширяется, но в самом широком месте не превышает 25 километров.

Площадь же Дельты составляет около 24 тысяч кв.км. (220 км с юга на север и 170 км с запада на восток в самом широком месте)

Второй такой страны, протянувшейся на полторы тысячи километров тоненькими зелеными полосками по берегам реки среди безводной пустыни, на земном шаре физически не существует.

Отсюда естественное разделение страны на долину и дельту, которое проявляется даже во внешнем облике египтян.

Жители Дельты - высокие, светлокожие, более развитые. В Дельте сосредоточено основное количество промышленных предприятий и учебных заведений. Жители Долины ниже ростом, темнокожие, в массе своей крестьяне.

Это бросается в глаза в отелях: высокие, светлокожие администраторы и низкорослые, смуглые уборщики номеров и охранники.

Жители Дельты любят насмешничать над жителями Долины и рассказывают про них такие же анекдоты, какие русские рассказывают о чукчах.

Жители Долины гордятся тем, что они потомки великих фараонов Египта.

Знаменитые пляжные курорты Хургада и Шарм эль Шейх, построенные египтянами в восьмидесятые годы на побережье Красного моря, куда в массе своей приезжают наши соотечественники, никак не могут дать правильное представление о стране.

Здесь нет ничего, кроме цепочки отелей, вытянувшейся по побережью, домов, построенных для египтян, приехавших сюда на заработки, да небольших магазинов и мастерских.

Часто туристы удивляются: - почему в Египте так мало женщин и детей? Почему пальмы стоят со связанной кроной? Почему в стране, экспортирующей фрукты, фруктов так мало?

А ответ на эти вопросы простой: потому что это пустыня, а не Египет. Оттого женщин и детей мало, что они остались дома. Пальмы, выросшие в Египте, привозят сюда взрослыми деревьями. Чтобы ветра не вывернули их из песка, кроны пальм подстригают и связывают. Пальмы стоят так около пяти лет, пока не укоренятся достаточно прочно в грунте. Фрукты, как и пальмы, тоже привозят в эту пустыню из Египта. Мелкие кооперативы везут их в небольших открытых грузовичках.

Да и сами египтяне ведут себя здесь иначе, чем во внутренних областях страны: они приехали зарабатывать деньги. Отсюда неукротимое желание заработать, так раздражающее туристов.

Отсюда их безмерная любовь к маленьким детям. Мало того, что они считают их ангелами, но они еще и истосковались без своих семей.

Поэтому туристам, которые едут отдыхать в Египет с маленькими детьми, надо быть готовыми к тому, что в любой лавке их будут задаривать подарками, а персонал отеля будет стараться или поиграть, или как-то пообщаться с малышами.

Очень часто они стараются прикоснуться к щеке ребенка, после чего целуют свои пальцы - они коснулись ангела. Если Вам это неприятно, не проявляйте агрессии, вежливо попросите не делать так.

ЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОЖДЕНА НИЛОМ…

Древние египтяне называли Нил – Хапи и пели ему хвалу: «О Нил! Твоя вода, текущая через поля, подобна амбре, она вкусна, как мед». Геродот отмечал: «Египет – дар Нила». Завоеватель Египта Ибн Аль-Ас писал, что все богатство страны происходит от благословенной реки, которая течет по ней с достоинством халифа. «Приходит час, когда все источники мира должны платить дань этой королеве рек, которую провидение вознесло высоко над всеми другими: тогда вода поднимается, разливается выше русла, заливает равнину и оставляет там плодородную грязь. Тогда все деревни отрезаны одна от другой. Только лодки могут проходить между ними, и они бесчисленны, как листья на пальмовом дереве. Но затем в своей мудрости река входит в границы, определенные ей судьбой, так что те, которые живут близ нее, могут собрать богатства, которые она передала матери-земле. Таким образом, Египет представляет собой поочередно картину сухой песчаной пустыни, полосу серебряных вод, болота, покрытые густой грязью, роскошного зеленого луга, сада, богатого многими цветами, и снова полей, покрытых великолепным урожаем» (VII в. н. э.).

Нил создал своего рода страну-оазис. Нил простирается на 6500 км, от Больших Африканских озер до Средиземного моря, обогащая почву плодородным слоем речных отложений. Река возникла в результате слияния Белого и Голубого Нила, что берут начало в озерах юга (Виктория и Тан). На Египет приходится северная часть реки, от Асуанского водопада до моря. Посетивший эти места инок Варсанофий заметил: «Великая же река златоструйный Нил течет от полуденныя страны на полунощь в Белое (Средиземное. – Ред.) море по Дамияты». Греки называли великую реку – Гион. Позже в обиход у египтян даже вошла пословица: «Кто владеет Нилом, тот владеет миром»…

А. С. Хомяков скажет: «Египет, как замечено даже древними, есть творение Нила». Египтяне поклонялись Нилу, как высшему божеству, причисляя Хапи к сонму богов. Бог лил из кувшинов воду и снабжал поля драгоценной влагой. Согласно легендам, обитал он далеко на юге, в пещере, охраняемой змеем. Его изображали в образе тучного мужчины с сосками и жирным животом. Толщина и жир в фигуре человека всегда считались на Востоке символами богатства и процветания. Голову Хапи украшал венок из водяных растений, в руках он держал поднос с рыбой, утками, цветами и снопами пшеницы. Его звали «отцом богов», многие города носили его имя. Считалось полезным и необходимым преподносить ему богатые дары. Во времена царствования Рамсеса III была даже заведена (или возобновлена) особая «книга Хапи». Туда заносились все жертвоприношения Нилу. К берегам и в храмы доставлялось огромное количество продуктов, вина и зерна. Ремесленники в мастерских изготавливали тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди, свинца, фаянса, украшенные бирюзой и лазуритом, а также печатки, подвески и статуэтки Репит, супруги Хапи. Перед разливом Нила и в самый его пик все эти богатства в качестве дара богу бросались в воды.

Такое большое внимание к Нилу вполне объяснимо и закономерно. Количество осадков в Египте – ничтожно (до 150 мм в год, большей частью зимой). Судьба урожаев – в руках оросителей, а их труд зависел от нрава Нила. Древнеримский поэт Тибулл писал (I в. до н. э.): «Отче Нил, благодаря тебе Египет никогда не сеет в жертву ливням и иссохшая былинка не склоняется в ожидании милостей Иовы-Дождетворца». Порой Нил разливался паводком и менял русло. Тогда-то и возникло круглогодичное орошение. Вначале воду вынуждены были носить в мехах и горшках, затем изобрели водоподъемные устройства (шадуф) и подвели каналы. Во время подъема Нила в каналы напускали воду, которая сохранялась на полях от 40 до 60 дней. Позже один из современных ученых назовет Нил «настоящим правителем Египта» (Е. Крупп).

Первым строителем дамб для регулирования тока вод Нила стал все тот же Менес (ок. 3400 г. до н. э.). На одном из древних изображений царь представлен в образе земледельца, лично участвующего в церемонии закладки и открытия ирригационного сооружения. Все это отражает историю возникновения и развития жизни в Древнем Египте. Рано перейдя к оседлому образу жизни, египтяне селились в деревнях, строили колодцы, защитные валы, дамбы. Жрецы у Гелиодора показывают колодезь – своего рода измеритель, типа мемфисского, выложенный ровно обтесанными камнями, с вырезанными на нем, на расстоянии локтя друг от друга, письменами. Речные воды, попадая в него и доходя до уровня письмен, указывали жителям не то, как прибывает или убывает вода. Глядя на эти отметки, можно было легко определить уровень воды в Ниле. Порой Нил выходил из берегов, прорывал дамбы и затоплял страну. Когда уровень реки спадал, между берегом и пустыней оставалось много воды. Вода уходила на север, прокладывая себе русло. В Ватиканском музее находится скульптура, на которой Нил изображен старцем. Вокруг него сидят 16 младенцев (на высоту стольких локтей поднимался Нил при разливах). Одновременно с развитием сети каналов строились дороги и земляные дамбы (которые не заливало во время разливов). Это облегчало передвижение людей.

Роль каналов и ирригации была в древнюю эпоху исключительно велика. Хотя почтенный Карл Маркс и заявлял, говоря о роли искусственного орошения в судьбах азиатских стран, что «трудно придумать более солидную основу для застойного азиатского деспотизма», но вопрос следовало бы поставить иначе: дело в том, что невозможно «придумать» иной способ поддержания жизни и сельскохозяйственного производства в крупнейших очагах древних цивилизаций, кроме орошаемого земледелия… Возможно, именно по этой причине в Египте так почитают Менеса, первого оросителя и ирригатора, а в Китае до сих пор известностью и уважением пользуются правитель Кун и его сын Юй. Жившие около 42 веков тому назад, оба китайца прославились строительством гидротехнических сооружений. Многие годы Юй изучал движение вод и характер реки. Он даже расспрашивал крестьян, пытаясь понять нрав реки и тем самым уберечь народ от страшных разливов Хуанхэ. Затем принялся возводить дамбы и каналы. Усилия его увенчались успехом, и народ в награду избрал его императором. После смерти благодарные соплеменники оказывали ему великие почести. В Китае и поныне на берегах каналов можно видеть посвященные ему храмы.

Говоря о Египте, обычно подчеркивают значение Нила как важнейшей дороги жизни египетской цивилизации. Это бесспорно. Однако не надо забывать, что Египет был и крупнейшей морской державой древности. Морскими и торговыми центрами были древние города Атриби, Мендес, Буто, Саис, Танис, Бубастис (Бубаст). Последний располагался на канале, соединявшем Средиземное море с Красным. Морские порты обеспечивали надежность торговых связей. В 1500 году до н. э. в г. Фарос был выстроен волнолом (2100 м длиной и 50 м шириной), выдвинутый далеко в море. Он, наряду с пирсом, обеспечивал порт акваторией в 60 гектаров. Создана была и огромная сеть складских помещений и торговых зон. Таким образом, египетская цивилизация по праву могла бы также называться и морской.

 

О необычном изобилии земель Египта писали многие античные авторы (Теофраст, Страбон, Диодор). Теофраст приводил строки из «Одиссеи» Гомера: «Земля там богатообильная много злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых». Египет действительно был исключительно богат дарами природы, превосходя в этом плане другие страны. Изобилие продуктов и фруктов поражало воображение греков. Тут в пищу шло почти всё: пшеница, ячмень, тростник, лотос, бобы, маслины, виноград, рыба и т. д. Основной рацион питания включал мясо домашнего скота и птицу (волы, газели, антилопы и даже гиены). Фрукты всегда в изобилии – финики, абрикосы, апельсины, гранаты. Среди напитков – молоко, вода, вино, пиво. Побывав в Египте, на этой плодороднейшей земле, тысячелетия спустя российский философ Вл. Соловьев писал:

Золотые, изумрудные,

Черноземные поля…

Не скупа ты, многотрудная,

Молчаливая земля!

Экономическая жизнь в эпоху Старого царства была достаточно примитивной. Денег как таковых не существовало. Оплата товаров и расчеты в Старом царстве производились натурой (хлебом, ячменем, полбою, пивом, медом, полотном, одеждами, благовониями, медью, златом). Стоимость товаров обозначалась с помощью куска медной проволоки (утен). Так устанавливались цены товаров при покупках и продажах. Другой единицей измерения был дебен (кольцо). Обычно за товары расплачивались золотыми кольцами, браслетами или ожерельями. Схожие единицы стоимости существовали в других странах ойкумены. Халдеи использовали при торговле слитки металла. Внутренняя торговля была развита слабо, а уж об оптовых торговцах тогда никто и не слыхивал.

Каждый вельможа, фараон, жрец имел подсобное хозяйство, обеспечивавшее его всем необходимым. Египетские крестьяне обменивали произведенные продукты на продукцию ткачей, плотников, пивоваров и т. д. На ранней стадии цивилизации Египет представлял собой замкнутый рынок. Меновая торговля с ближними и дальними соседями существовала задолго до эпохи первых двух династий. Центрами поставок сырья были Саккара, Абидос, Иераконполис, а также другие места, порой отдаленные. Продукцию ремесленников (драгоценные камни, слоновую кость, зерно и т. п.) Египет вывозил в различные страны. По мере расширения границ «империи» и распространения власти египетских фараонов на ближайшие страны (Ливия, Нубия, Сирия) заметно расширилась внешняя торговля: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценности, обезьяны, пантеры, жирафы, львы и леопарды. Египтяне торговали с Критом, Сирией, страной Пунт, островами Эгейского моря. Везли быков, лошадей, коров, корабли, колесницы, оружие, вина, одежды, предметы роскоши. Торговля облагалась налогами. Средства шли на содержание свит фараона, жречества и чиновников.

С развитием мастерских и ремесленничества менялся характер торговли. Помимо хлеба египтяне имели в своих руках такой важный источник богатства, как золото Абиссинии, россыпи Итбея и Синая, драгоценные камни. В иных источниках встречаются фразы: «В Египте у царя золота что пыли…», «дорожная пыль – это чистое золото». Часть золота прибывала из Нубии, но больше всего его добывали в пустыне, к востоку от Египта. В выжженных солнцем бесплодных пустынях Красной земли таилось золото, предмет зависти царей многих стран и важнейший фактор богатства Египта. В музее Турина сегодня можно увидеть любопытнейший папирус – самую древнюю в мире карту сокровищ. На ней отмечены золотые шахты Восточной пустыни, вдоль тропы Хашаманат, что почти у дверей Египта. Под своей суровой поверхностью пустыня – это просто ларец с драгоценностями.

Но у египтян была еще причина, по которой они решались отправляться в пустыню. По Вади Хаммамат караваны из Египта могли дойти до Красного моря, и из портов египтяне отправляли торговые экспедиции на юг, вдоль побережья Африки. Там располагалась страна, которую египтяне поэтически именовали «землей богов». Из этих мест в Египет прибывали обезьяны и слоновая кость, золото и черное дерево, шкуры пантер, перья страусов, ладан и мирра. «Мы не знаем точно, где находилась эта экзотическая страна, важнейший торговый партнер, но существует предположение, что поблизости от современного Сомали», – пишет Б. Мертц.

Стремясь добыть как можно больше столь необходимого золота, египтяне постоянно направляли в эти места экспедиции. Древняя столица Верхнеегипетского государства даже получила наименование «Золотого города». Здесь обнаружены богатейшие гробницы Египта, додинастического и раннединастического периодов, найдено немало чудесных золотых украшений (подвески, браслеты, ручки ножей с тончайшими золотыми рельефами). Произведения сирийских и халдейских мастерских можно видеть на барельефах храмов, на стенописи ряда фиванских гробниц и т. д. (золотые, серебряные, бронзовые вазы, утварь, оружие с художественной резьбой). Все это изготавливалось из полученного в Египте сырья («один Египет мог доставлять им его по дешевым ценам, если хотел фараон»). Причем, скажем, договор Рамсеса II c хеттами имел специальные пункты, запрещавшие обеим странам переманивать местных рабочих и похищать друг у друга производственные тайны.

 

Пробегающие паруса яхт, словно чайки, скользят над сероватой гладью великого Нила… Первые конструкции деревянных судов, видимо, родились из камышовых ладей. Произошло это в прилегающих к Средиземноморью областях (Египет, Двуречье, Сирия, Ливан, Кипр, Италия, Ливия, Алжир и т. д.). Как говорил знаменитый путешественник современности Тур Хейердал, человек «поднял парус раньше, чем оседлал коня». Египтяне разработали специальную оснастку, позволяющую кораблям из папируса чувствовать устойчивость на сильной волне. Это давало возможность поддерживать постоянную торговлю между странами морским путем.

 

В Финикии была специальная гавань (порт Библ), предназначенная для торговли с Египтом, откуда шел папирус и гранит и куда широким потоком направлялся ливанский кедр. В Двуречье найдены многочисленные египетские изделия (в музее Багдада им отведен целый зал), и наоборот, месопотамские поделки обнаружены в Египте. Известны связи Египта с Индией. Еще до гибели Александрийской библиотеки ее хранитель Эратосфен оставил упоминание о том, что «папирусные суда с такими же парусами и снастями, как на Ниле», доходили до Цейлона и даже до устья Ганга (вероятно, они везли товары).

К югу от пирамиды Хеопса туристы могут увидеть музей Солнечной ладьи, где находятся обнаруженные во второй половине XX века ладьи фараона Хеопса. Они считаются самыми древними в истории кораблями. Длина первой ладьи достигала 32,5 метра, а ширина – 5 метров. Она покоилась в специально созданном для нее храме-склепе. Все ее детали, а это ни много ни мало 650 частей и 1224 отдельных элемента, пролежав на дне траншеи почти 4600 лет, прекрасно сохранились. Эти образцы помогли Туру Хейердалу построить гигантские лодки «Ра I» и «Ра II», спущенные на воду в Красном море, в финикийском порту Сафи. Кстати говоря, чтобы их ему построить, пришлось тщательно изучить старые рисунки египтян.

Тяжелые грузы, как считает директор Немецкого археологического института в Каире Р. Штадельман, перевозили на специальных баржах. Так, на южном портике нижней терассы храма царицы Хатшепсут (ок. 1503–1482 гг. до н. э.) в Дейр-эль-Бахри изображена баржа, везущая два огромных обелиска. Баржу тянет целая флотилия из 27 лодок, впереди которой идет судно-лоцман. Для перевозки северного колосса Мемнона (800 тонн) архитектор Аменофис, жрец храма Аменофиса III в Луксоре, построил в Фивах специальное судно, которое назвал «Кораблем восьми» (1350 г. до н. э.). Все крупные объекты, типа каменных глыб или гранитных колоссов, доставлялись по каналам к Нилу для их дальнейшей транспортировки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.