Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология личностей по К.Юнгу




В основе выделенных К.Юнгом типов лежат два основания: доминирующая установка и ведущая психическая функция.

Он различал две основных установки или ориентации личности – установку экстраверсии и установку интроверсии. Экстравертная установка ориентирует человека на внешний, объективный мир; интровертная установка ориентирует его на внутренний, субъективный мир.(В личности присутствуют обе противоположные установки, но обычно одна из них доминирует и является сознательной, тогда как другая занимает низшее положение и является бессознательной. Если Я в отношении мира будет преимущественно экстравертировано, то личное бессознательное будет интровертировано.)

Существуют четыре фундаментальные психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. При помощи мышления, которое выполняет интеллектуальную функцию, люди пытаются понять сущность мира и свою собственную личность. Чувство выполняет оценочную функцию; оно определяет позитивную или негативную ценность вещей для субъекта. Чувство как функция дает людям субъективные переживания удовольствия и боли, гнева, страха, горя, радости и любви. Ощущение выполняет перцептивную или реалистическую функция. Оно дает конкретные факты или репрезентации мира. Интуиция – это восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний. Интуитивный человек проходит мимо фактов, чувств, идей, направленных на поиск сути реальности.

Эти четыре функции образуют единство. Ощущение устанавливает, что имеет место в действительности, мышление дает возможность понять смысл этого, чувство говорит о его ценности, а интуиция указывает на то, откуда это пришло и куда движется.

Мышление и чувство, по мнению К.Юнга, являются рациональными функциями, так как они пользуются обоснованием, суждением, абстракцией и обобщением. Они дают людям возможность искать в мире закономерность. Ощущение и интуицию он считал иррациональными функциями, поскольку они основаны на восприятии конкретного, единичного, случайного.

Хотя каждый человек располагает всеми четырьмя функциями, они развиты в неравной степени. Обычно одна их четырех функций доминирует над тремя остальными, она является высшей функцией. Одна из трех оставшихся по отношению к высшей обычно выступает как дополнительная. Если что-то мешает действию высшей функции, ее место автоматически занимает дополнительная. Наименее дифференцированная их четырех функций называется низшей функцией. Она вытеснена и бессознательна. Низшая функция проявляется в сновидениях и фантазиях. Низшая функция также имеет ассоциированную с ней дополнительную.

Таким образом, К. Юнгом было описано восемь основных типов личности из комбинации четырех высших функций и одной из установок личности (экстраверсии или интроверсии).

На основе типологии Юнга М. Майерс и Д. Бриггс разработали тест, направленный на диагностику вышеописанных типов личности, который нашел широкое применение в практической психологии.

Теория личности Юнга, изложенная им в его обширных сочинениях и соотносимая с широким кругом феноменов, оказывается одним из самых замечательных достижений научной мысли 20 века. Его идеи оказали большое влияние на формирование гуманистического, трансперсонального и экзистенциального направлений психологии, а также на культурологию, литературу и другие области искусства.

Тема 5 Теория личности Э. Фромма (гуманистический психоанализ)

Большое влияние на формировании взглядов Фромма оказало то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская социологическая школа (Т. Адорно, Г. Маркузе и др.). Он считал, что личность целиком зависит от социальной среды, в которой она формируется.

Фромм попытался объединить в своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека. Критически отнесясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Его подход, названный «гуманистическим психоанализом» (humanistic psychoanalysis),предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отрыв человека от мира природной стихии.

Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения, и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность.

Но при этом он указывал еще и на влияние экзистенциальной составляющей человеческого бытия, к которой он относил два факта: 1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, он брошен в этом мире в случайном месте и времени; 2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности, в природе человека заложены экзистенциальные потребности, являющиеся важным источником активности:

1 в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви),

2 в преодолении (в активном творческом созидании),

3 потребность в корнях (в чувстве стабильности и прочности),

4 в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других),

5 в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования человека Э.Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой.

В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".

1 Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личности, соединить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их.

2 Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать.

3 Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему обществом, и становится таким, каким его хотят видеть остальные.

В противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми. Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как заботу, ответственность, уважение и знание объекта любви.

Личность, по мнению Э. Фромма, представляет собой совокупную целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. В работе "Человек для себя" он описал следующие социальные типы характера:

1 Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить. Он зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2 Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но, не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью. Он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3 Накапливающая ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза. Его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое. Он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4 Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривает себя и других людей как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненныхцелей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5 Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются.

Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных.

Э.Фромм считал, что между общественным устройством, типом семей и доминирующим личностным типом существует тесная связь. Он полагал, что семья воспроизводит в миниатюре характер социальных отношений в обществе. Так, например, авторитарное общество порождает авторитарные семьи, которые в свою очередь порождают авторитарный характер у детей. Вырастая, они воспроизводят аналогичный характер отношений в собственных семьях, что поддерживает авторитарные идеи в обществе.

Э.Фромм относил рецептивный и эксплуатирующий типы характеров к периоду развивающегося капитализма, при котором в семьях царила строгая дисциплина и подчинение младших старшим членам семьи. Таким образом, каждый член семьи либо подчинялся, либо командовал, но все имели права и обязанности.

В период развитого капитализма нравы смягчаются как в обществе, так и в семьях. Происходит либерализация отношений, нет такой строгой дисциплины. Улучшение материальных и бытовых условий позволяет каждому члену семьи жить более независимо от других. С одной стороны, это дает возможность выйти из под жесткого взаимного контроля, но, с другой стороны, ослабляет семейные узы, члены семьи значительно меньше времени проводят вместе. Это приводит к отчуждению и формальному характеру отношений в семье, каждый предоставлен самому себе.

Семья с гармоничным типом отношений, в которой все члены семьи любят друга друга и проявляют искреннюю заботу, является тем идеалом, к которому должны стремиться все семьи. Только такая семья, по мнению Э.Фромма, может породить гармоничную личность.

 

Таблица 1 Соотношение между типами личности и характером семейных

отношений по Э.Фромму

Личностный тип Тип социализации Характер отношений в родительской семье
1 Рецептивный Мазохистский (зависимый) Симбиотические отношения (взаимная выгода)
2 Эксплуатирующий Садистический (авторитарный) Симбиотические отношения (взаимная выгода)
3 Накапливающий Деструктивный Отчужденные отношения (холодность и независимость)
4 Рыночный Равнодушный Отчужденные отношения (холодность и независимость)
5 Продуктивный Любящий Гармоничные отношения (взаимная забота и участие)

Позже, в работе "Анатомия человеческой деструктивности", Э.Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на искусственное и техногенное, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни и ее проявлениям. В книге "Революция надежды" (1968) Э.Фромм изложил свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", активацию человека, устранение его пассивности, распространение новых форм психодуховной ориентации. Фромм выдвинул идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", подобных религиозным общинам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.