Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика восстановления голоса у детей




Этапы коррекционной работы при органических заболеваниях голосового аппарата.

Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.

Необходимость постановки дыхания определяется длительным нарушением дыхательного просвета гортани и вынужденным формированием трахеостомы. В послеоперационном периоде ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем. Для этого проводятся специальные занятия лечебной физкультурой, этому уделяется внимание и на логопедических занятиях.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приемами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребенка с афонией при Рубцовых изменениях гортани — самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Чаще всего такими звуками оказываются м и ж, которые формируются при «стоне» и «мычании» (м) или жужжании (ж).

Помимо слухового контроля, используется вибрационнотактильный. Для лучшего закрепления голосовых кинестезии ребенок, прикладывая руку к передней поверхности шеи, ощущает колебания голосовых складок. После устойчивого получения звука его можно вводить в слоговые упражнения, слова, предложения, придерживаясь принципа постепенного увеличения нагрузки. При проведении занятий учитывается возраст детей и в соответствии с ним подбирается речевой материал, используются игровые приемы. Процесс автоматизации восстановленного голоса зависит от тяжести и длительности нарушения. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Решение задачи восстановления голоса у детей требует всестороннего и комплексного их обследования, включающего как медицинские, так И психолого-логопедические методы. Такое обследование дает возможность вскрыть закономерности развития ребенка и выработать пути и средства преодоления недостатка его голоса. Ввиду особенностей нарушения речи и голоса у детей наиболее целесообразен комплексный подход к процессу восстановления голоса, заключающийся в сочетании ортофонических упражнений (артикуляционных, дыхательных и голосовых) с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

Ортофония — специальный метод восстановления голосовой функции при помощи артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений. Принцип двигательной терапии голоса заключается в устранении при гиперкинезе повышенного требования к голосовому аппарату, а в случаях гипокинеза — в выработке привычки к большей работе и соответствующей правильной фонической координации.

Цель ортофонических упражнений — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Ортофония корригирует мышечный аппарат гортани и дыхательный механизм. Основы этого метода были заложены М. Шмидтом (1899), Е. И. Малютиным (1896), Flatau (1908), Gutzmarrn (1924). Впоследствии этот метод углубили и расширили советские и зарубежные фониатры и оториноларингологи.

Как показывает наш опыт, применение ортофонических упражнений при восстановлении голоса позволяет добиться наибольшей эффективности логопедических занятий. Восстановление голоса у детей — очень сложный и длительный процесс, опирающийся на компенсаторные возможности детского организма.

Особенно большие трудности связаны с восстановлением голоса у детей при органических заболеваниях гортани — опухолях, стенозах.

Трудности и специфика работы с этими детьми обусловлены несколькими факторами: во-первых, нарушением анатомической целостности гортани, во-вторых, ранним наступлением заболевания гортани (обычно до 3 лет), а отсюда неблагоприятным его влиянием на речевое, психическое и физическое развитие детей. Поэтому успех восстановительной работы определяется воздействием на всю личность больного ребенка, чему я служит комплексный подход к процессу восстановления голоса.

В нейшей составной частью является проведение логопедической работы на всех этапах лечения заболевания гортани.

Каждому этапу лечения соответствует определенный комплекс логопедических упражнений. Они направлены на постановку речевого дыхания, артикуляции и голоса. На каждом последующем этапе лечения комплекс логопедических упражнений усложняется соответственно общему состоянию организма ребенка, течению его заболевания, характеру дыхания, артикуляции, типу и качеству голоса.

По нашим наблюдениям, проведение логопедической работы на всех этапах лечения способствует восстановлению фонаторной функции гортани и облегчает ребенку переход к каждому последующему этапу лечения, ускоряя процесс восстановления голоса.

Система логопедических занятий по восстановлению голоса включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру и голосовые упражнения.

Начальным звеном восстановительной работы является психотерапия, цель которой — сознательное включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию и оздоровлению личности ребенка, а отсюда — более успешному процессу восстановления его голоса. Путем индивидуализированного подхода к ребенку важно установить тесный контакт с ним, завоевать его доверие; при помощи внушения и рационального убеждения воздействовать на личность ребенка, вселить в него уверенность в своих возможностях и силах, разъяснить цели и задачи логопедической работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.