Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры




Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.
Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к эти- зации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

 

 

Среди основных направлений массовой культуры нашего времени выделяют:

  • индустрию детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;
  • массовую общеобразовательную школу, которая приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, а также одинаковые стереотипы;
  • средства массовой информации, сообщающие широким слоям населения текущую информацию, дающие ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;
  • систему национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующую политическую благонадежность основной массы населения;
  • массовые политические движения и партии, использующиеся представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;
  • мировую социальную мифологию — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, которые дают простые объяснения всех современных проблем. Именно так появились мифы мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и проч.;
  • индустрию развлекательного досуга, в частности массовую художественную культуру (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке;
  • индустрию оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовую физкультуру, косметические фирмы и услуги;
  • индустрию интеллектуального и эстетического досуга — «культурный» туризм, художественную самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, что продолжает сохранившуюся с XVII! в. просветительскую тенденцию;
  • рекламу, моду, которые формируют в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, стимулируют и управляют потребительским спросом на веши, услуги, идеи;
  • игровые комплексы, развивающие быстроту реакции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни;
  • словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания.

Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Массовая культура выполняет разнообразные функции и обладает различными особенностями, которые определяют ее место и роль в обществе. Среди них можно выделить:

 

· адаптивную функцию, т.е. массовая культура обеспечивает приспособление индивида к изменяющейся социальной реальности и в этом смысле предстает как механизм социализации и идентификации личности. Однако, как правило, адаптация происходит путем пассивного подчинения личности социальным нормам. Человек вливается в массу: человек- масса и таким образом теряет свою индивидуальность;

· функцию манипуляции, т.к. массовая культура управляет сознанием, формируя искусственные потребности и интересы;

· аксиологическую функцию, т.к массовая культура задает систему жизненных ценностей и идеалов человека и общества в целом;

· нормативную, другими словами регулятивную функцию, потому что массовая культура позиционирует определенную систему принципов и правил поведения, регламентирующих модели деятельности и общения индивида в обществе;

· развлекательно-гедонистическую функцию, т.к. массовая культура выступает способом организации и заполнения досуга, а также удовлетворения сиюминутных запросов масс и получения удовольствия;

· релаксационно-компенсаторную функцию, т.к. считается, что данный тип культуры способствует снятию напряжения и стресса, не требует напряжения ума и чувств для восприятия;

 

· коммуникативную функцию, потому что массовая культура сама является предметом коммуникации. Она формирует образцы общения и даже может выступать субъектом общения, восполняя дефицит полноценного человеческогообщения;

· знаково-символическую функцию, т.к. массовая культура, обладая собственным знаковым кодом, маркирует степень престижности вещи и задает сложную социальную иерархию, закрепляемую посредством системы социально значимого потребления. (Коган,2000: 56)

То есть рассматривая функции массовой культуры стоит выделить основные особенности массовой культуры, перечисленные ниже:

· Общедоступность. На самом деле, доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.
В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.

· Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, интим, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. Герои таких произведений также просты и понятны.

· Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно большой массой людей.

· Пассивность восприятия. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев, а экранное восприятие не требует от нас этого.

· Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен нравиться большому числу людей разного пола, возраста, верования, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на основные человеческие эмоции. (Гершкович, 2003: 87)

У массовой культуры самая широкая аудитория: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. С одной

стороны, она недолговечна - рано или поздно теряет свою актуальность, выходит из моды и вообще лишена глубокого смысла.
К массовой культуре можно отнести эстрадную музыку, поп- и диджейскую музыку, клипы, мультики, боевики, триллеры, сериалы; из литературы: фантастику, детективы, женские романы, комиксы, глянцевые журналы и тому подобное.
Антиподом массовой культуры будет являться элитарная культура, к которой относится: классическая музыка, опера, джаз, классическая литература, фильмы Феллини, картины Пикассо и Моне, скульптуры, например, в Третьяковской галерее или Лувре. Но стоит также отметить, что органная музыка Баха относится к элитарной культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
Говоря о недолговечности продукции массовой культуры, следует выделить особую категорию ее так называемых «культовых» произведений. Их главная особенность заключается в том, что они очень глубоко проникают в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости. Например, книга «Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров) – культовое произведение советской социальной сатиры, вплавленное в сознание масс бесчисленным количеством цитат и афоризмов. Тексты песен и музыка рок-группы «Битлз» уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой рок-культуры. Художественный фильм «Семнадцать мгновений весны» (Т. Лиознова, СССР) уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли (В. Тихонов) в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется «Штирлицем».
12

Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий выше перечисленные функции. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Массовая культура предоставляет человеку огромное разнообразие форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, и дает человеку право выбора что смотреть, что читать, что слушать и как одеваться. К сожалению, при этом человек не всегда выбирает лучшее. (Кукаркин, 1999: 12)

 

 

Примеры массовой культуры

У массовой культуры самая широкая аудитория: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. С одной стороны, она недолговечна - рано или поздно теряет свою актуальность, выходит из моды и вообще лишена глубокого смысла.
К массовой культуре можно отнести эстрадную музыку, поп- и диджейскую музыку, клипы, мультики, боевики, триллеры, сериалы; из литературы: фантастику, детективы, женские романы, комиксы, глянцевые журналы и тому подобное.
Антиподом массовой культуры будет являться элитарная культура, к которой относится: классическая музыка, опера, джаз, классическая литература, фильмы Феллини, картины Пикассо и Моне, скульптуры, например, в Третьяковской галерее или Лувре. Но стоит также отметить, что органная музыка Баха относится к элитарной культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
Говоря о недолговечности продукции массовой культуры, следует выделить особую категорию ее так называемых «культовых» произведений. Их главная особенность заключается в том, что они очень глубоко проникают в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости. Например, книга «Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров) – культовое произведение советской социальной сатиры, вплавленное в сознание масс бесчисленным количеством цитат и афоризмов. Тексты песен и музыка рок-группы «Битлз» уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой рок-культуры. Художественный фильм «Семнадцать мгновений весны» (Т. Лиознова, СССР) уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли (В. Тихонов) в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется «Штирлицем».
Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий выше перечисленные функции. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Массовая культура предоставляет человеку огромное разнообразие форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, и дает человеку право выбора что смотреть, что читать, что слушать и как одеваться. К сожалению, при этом человек не всегда выбирает лучшее.

Массовая культура как явление идеологическое

Идеологическая функция массовой культуры заключается в способности этого типа культуры внушать своим потребителям взгляды, идеи и представления, определенным образом конструирующие понимание окружающей действительности. Идеологическая функция довлеет над другими функциями массовой культуры, в том числе над процессом передачи познавательной информации от источников, владеющих специализированным научным знанием, к получателю — массовой аудитории. Рассмотрим влияние идеологической функции массовой культуры на трансляцию специализированного научного знания в СМИ.
В эпоху, когда доминантным стало массовое сознание, проблему соотношения идеологии и культуры начали анализировать многие философы культуры: Г. Лебон, X. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, П. А. Сорокин, Т. Адорно и многие другие. На смену понимания идеологии как ложного сознания (К. Маркс и Ф. Энгельс), пришло множество новых пониманий: идеологическое как синоним семиотического (М. М. Бахтин), идеология как апология существующего порядка (К. Мангейм), идеология как способ установления культурной гегемонии (А. Грамши), идеология как укрытие от «травматической реальной сущности» (C. Жижек), идеология как «маска и оружие» и «симптом и лекарство» (К. Гирц) и т. д. Интересен подход Р. Барта, который рассматривает идеологию как знаковое образование, связывая при этом коннотацию знака с областью идеологии: «Что касается коннотативного означаемого, то оно обладает всеобъемлющим, глобальным и расплывчатым характером: это — фрагмент идеологии» (Барт, 2001: 216). Из аспектов идеологии, выделяемых Р. Бартом, подчеркнем интересные нам: претензия на универсальность, агрессивность, стремление к подавлению личностного сознания и отчуждению ответственности индивида, стереотипность, предлагающая набор узнаваемых клише (Барт, 1975: 114–163). Бросающиеся в глаза пересечения выделенных философом аспектов идеологии с сущностными особенностями массовой культуры, подтверждают чрезвычайную идеологическую насыщенность последней.
Способность средств массовой коммуникации влиять на социальный запас знания (П. Бергер и Н. Лукман) всегда использовалась властными структурами как орудие манипуляции над членами общества. Эта способность средств массовой коммуникации тем ценнее для властных структур, чем больше по охвату становится аудитория СМИ. Естественно то, что реализация идеологической функции культуры осуществляется тем легче, чем хуже образован и чем более интеллектуально пассивен объект воздействия.

 

В постиндустриальном обществе формируется гиперреальность в которой рыночная экономика, по мнению Ж. Бодрийяра, исчезает, уступая место экономике желания и символического обмена. Для рыночного продвижения любого товара (будь то вещь, произведение искусства или социально-значимая информация) используются техники соблазнения, сменившие собой существовавшие ранее техники открытого подчинения. Сущность, цели соблазнения и обольщения масс в современном обществе были блестяще описаны Ж. Бодрийяром в его работе «Соблазн» (Бодрийяр, 2000). Массовая культура становится в эпоху современности мощнейшим инструментом подобного соблазнения. Она представляет собой «новую систему управления и манипулирования… сознанием, интересами и потребностями, потребительским спросом, ценностными ориентациями, поведенческими стереотипами и т. п., что, в конечном счете, приравнивается к проявлению его общей идеологической и социальной лояльности к существующему порядку» (Флиер, 2008: 253–254).
Властные структуры приспосабливают массовую культуру к решению многих идеологических задач, как то: выработка определенных ценностных ориентиров, унификация сознания, оправдание существующей экономической или политической реальности. Действительно, многие научно-ориентированные тексты массовой культуры содержат в себе идеологически выгодные комментарии, «субтитры», что говорит о том, что массовизированная «наука» маркирована социальной средой. Таким образом, при массовом псевдопросвещении кажущаяся случайность в выборе масскультом познавательных стратегий «оказывается некоторым образом инвентаризована, классифицирована, расчленена…; следовательно, ею становится возможно управлять (в чем и состоит реальная задача системы в социоэкономическом и частном плане)» (Бодрийяр, 1995: 157).
Перевод любого специализированного знания на обыденный язык не может находиться вне контроля власти. Массовая культура реализует свою трансляционную функцию согласно предложенному властными структурами сценарию. Думается, что этот сценарий можно было бы назвать «соблазнением масс знанием». Важно, что он вырабатывается правящими политическими и экономическими структурами и играет большую роль в современную эпоху, когда механизмы управления обществом претерпевают трансформацию от открытого насилия к скрытому соблазнению. Целью «соблазнения масс знанием» становится обеспечение стабилизации общества путем предоставления общих знаний его членам и формирование в сознании масс идеологически выгодной властным структурам картины мира.

 

 

Правомерность употребления в данном контексте термина «соблазнение знанием» определяется тем, что массы не могут самопроизвольно заинтересоваться достижениями науки и техники. Их познанием нужно управлять, любопытство — возбуждать, интерес к науке — стимулировать. Термин «соблазнение знанием» введен в научный дискурс популяризаторами-профессионалами (например, Д. С. Даниным), отнюдь не снабжающими его отрицательной коннотацией. На апелляцию к эмоциям рассчитан прием соблазнения знанием, о котором рассуждает автор и ведущий просветительских программ Л. Н. Николаев. Он считает, что зритель может поддаться соблазну узнать что-либо, если: знание касается его здоровья или перспектив лечения; знание связано с глобальными проблемами (экология, климат, народонаселение, энергетика); производителю программы удается «зацепить зрителя чисто эмоционально, драматургически»; фундаментальная проблема излагается через биографию связанного с ней ученого (Николаев, 2009: 23).
Итак, соблазнение знанием — специфика реализации трансляционной функции массовой культуры при популяризации науки, осуществляемой ведущими представителями академической науки. Однако при анализе эмпирического материала обнаруживается, что современная массовая культура, как правило, реализует свою трансляционную функцию путем «профанации» науки. Происходит это в силу отсутствия у масс склонности к интеллектуальной рефлексии и запроса на получение подлинного представления об окружающем мире, а также в силу снижения уровня профессионализма «переводчиков» специализированного научного знания, нежелания производителей масскульта финансировать качественную, а значит, дорогостоящую научно-популярную продукцию. При профанации науки, думается, можно изменить пунктуацию и говорить о соблазнении «знанием».
Методы и цели соблазнения «знанием» тождественны методам и целям продвижения на рынке того или иного товара (или услуги). Это позволяет спроецировать описанную Ж. Бодрийяром в работе «Система вещей» фундаментальную сущность рекламных технологий на процесс трансляции специализированного знания массовой культурой. Познание, осуществляемое в рамках массовой культуры, является привлекательным для масс по ряду причин.
Предлагаемые масскультом объяснения законов существования и перспектив развития окружающего мира способствуют удовлетворению когнитивных потребностей масс, они интеллектуально доступны массам, а потому удобны для них. Даже неверное истолкование масскультом природной и социальной среды усваивается массовизированным индивидом, отнюдь не склонным к поиску истины, что помогает ему сохранить в условиях информационного взрыва психологическое, духовное и даже физическое здоровье. При этом немаловажно то, что масскульт снимает мучительную для массовизированного индивида проблему личностного выбора и дает ему (индивиду) возможность делегировать принятие решений относительно истинности или ложности полученной через СМИ информации различным комментаторам и проводникам знаний (Флиер, 2008: 244).
Кроме того, массовая культура, «просвещающая» индивида, позволяет ему чувствовать себя осведомленным и умным. Происходит самоутверждение познающего субъекта, приобретение им чувства собственной значимости, частично искупается фрустрация, испытываемая индивидом, в глубине души трезво оценивающим свой невысокий образовательный уровень. Масскультом предлагается «свобода выбора» собственного мировоззрения, сулится возможность выразить через маркированное познание свою неповторимую индивидуальность. Однако, несмотря на мнимую широту представляемых масскультом «научных» тем, индивидам в процессе познания навязывается «глубинная одинаковость» и «единообразие», вовлекающие их в состояние потребительской массы. Пожалованная масскультом свобода в формировании собственного мировоззрения — иллюзорна. Мировоззрение масс унифицируется и «каждый чувствует себя оригинальным, хотя все и похожи друг на друга» (Бодрийяр, 1995: 153).

Способствует адаптации индивида к окружающей действительности и то, что знание распределено массовой культурой по разнообразным маркам и брендам точно так же, как любой другой товар, то есть оно в принудительном порядке категоризировано, систематизировано и иерархизировано. Рубрифицированные масскультом «знания» членят картину мира массовизированного индивида на мозаику различных псевдонаучных теорий и гипотез, мало связанных между собой. Но при этом обилие выбора делает возможной «ярмарку предложения и спроса, которая своим бурным кипением способна создать иллюзию культуры» (Бодрийяр, 1995: 159).
Повышению адаптационного потенциала способствует и эмоциональная насыщенность процесса познания: индивид верит в заботу о его интеллектуальном уровне властных структур различного уровня. Представление масс о том, что общество приспосабливается к их потребностям описывается Ж. Бодрийяром как цель и результат соблазнения, пришедшего на смену ранее осуществляемому властному открытому насилию и морально-политическим идеологиям: «Массы психологизируются, чтобы быть обольщенными. На них напяливают желание, чтобы отвлечь от него и совратить. …Бедные массы, жертвы обольщения и манипулирования! Их заставляли сносить господство грубым насилием — их заставляют принимать его силой соблазна» (Бодрийяр, 2000: 301).

 

Немаловажно и то, что в результате «просвещения», масскульт создает для массовизированного индивида специфическую среду существования, в которой тот способен ощутить свою онтологическую сопричастность к обществу, миру, Космосу.

 

Элитарная культура

Широта распространения и охвата аудитории лежит в основе деления культуры на элитарную и массовую.
Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества — элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства, религии. Поэтому элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры.
Круг потребителей элитарной культуры — высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты, завсегдатаи театров, музеев и т.п. Иными словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия средне образованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.
Элитарная культура сознательно ограничивает круг ценностей, признавших их истинными и «высокими», последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом и т.п. Более того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в ней, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов, на демонстративной самоизоляции. В данном случае массовая культура рассматривается очень широко — как культура большинства населения. Поэтому здесь лучше использовать другой термин.

 

Популярная культура

Популярная культура — оппозиция элитарной культуре — область культуры, приемлемая и понятная большинству населения в любую историческую эпоху. Ее унифицированности и тривиальности элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но главное отличие элитарной культуры от популярной состоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.
В последние годы популярная культура привлекает к себе самое пристальное внимание исследователей, так как она включает и фольклорные формы, имеющие корни в локальных традициях, и культурную продукцию, создаваемую при участии государственных, национальных, международных, коммерческих центров. В нее входят как популяризованные образцы элитарной культуры, так и простонародные формы, возведенные в ранг музейной традиции. Новейшая популярная культура, включая рекламу, телевидение, прессу, шоу-бизнес, туризм, бульварные романы, киносериалы и проч.,не должна противопоставляться ни высокой профессиональной культуре, ни народной фольклорной, ибо они соприкасаются в едином знаковом, коммуникативном пространстве.
Популярная культура обладает такими отличительными чертами, как:

  • ярко выраженная национальная специфика, тогда как традиционная народная культура преимущественно этноцентрична, а массовая культура, по определению, космополитична. Поэтому с помощью популярной культуры можно эффективно формировать государственную и национально-культурную идентичность. Более того, в современных условиях только на ее основе может сложиться действенное идей но-политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру;
  • усиление взаимосвязи и взаимодействия всех видов и жанров культурного творчества — народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства, идеологизированных институциональных форм и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми, повседневными сторонами жизни;
  • ведущая роль визуальных, изобразительных жанров, в то время как в традиционной культуре преобладают устные жанры, а в классической — литературные, печатные;
  • неразрывное соединение со средствами массовой коммуникации, хотя использование технических каналов для трансляции произведений неизбежно приводит к обеднению их содержания, так как техническая передача резко ограничивает возможности импровизации и новых интерпретаций;
  • условность понятия авторства. Оно не отрицается, но не имеет самодовлеющего значения, так как массовой публике безразлично авторство. Правильнее сказать, что популярная культура интерактивна — создается параллельно с процессом распространения и потребления (интерпретации). Этим она напоминает народное творчество. Лучше всего эта черта видна в сети Интернет;
  • наличие черт традиционных праздников, ритуалов, народных гуляний, карнавала, проявляющееся в том, что культурные события распределяются во времени неравномерно, организуются в тематические циклы и приурочиваются к «знаковым» событиям, которые тщательно планируются. Такие событийные циклы выстраиваются в последовательность, внешне удивительно напоминающую народный обрядовый календарь;
  • массовость и серийность. Сейчас на первый план выходят аффективные общности, носители коллективных чувств. В городе возрождаются локальные культурные пространства, населенные разными «племенами», — сетевые сообщества, группы солидарности, музыкальные объединения и т.д., т.е. своеобразные квазиэтносы, нуждающиеся в собственной мифологии, идеологии, символике, необходимой для самоидентификации;
  • сильная политизированность: любое событие культурной жизни, привлекающее внимание миллионов людей, неизбежно приобретает политическое значение. Современные социально-культур- ные группы используют для своего оправдания популярные символы, взятые из народной, фольклорной культуры, но интерпретированные по-своему;
  • субъекты популярной культуры — те, кто владеет каналами массовой информации и коммуникации, т.е. транслируют культуру.

 

 

Массовая культура в России

Для современной России тема массовой культуры очень актуальна. Одной из интересных среди множества проблем сегодня представляется проблема возникновения и существования массовой культуры в современном российском обществе.

Необходимость постановки проблемы генезиса российской массовой культуры вызвана противоречивым освещением этого вопроса в науке. Наиболее важными предпосылками, на наш взгляд, являются следующие: социально- экономическая, политическая, воспитательно-образовательная, гносеологическая, нравственно-психологическая.

Итак, какова же социально-экономическая почва для возникновения исследуемого феномена? Предпосылки скрыты в закономерностях производства современного российского общества. «Поточно-конвейерный» характер отечественной культурной индустрии связан с тем, что принцип материального производства распространяется и на область духовной деятельности. Законы рыночной конъюнктуры, совокупность определенных экономических условий и признаков, характеризующих современное состояние нашей экономики, невольно влияют на процесс формирования ценностей личности, социума.

Таким образом, современная массовая культура имеет ярко выраженный коммерческий характер. Товарность в данном случае выступает ее главным показателем. Но, как любой товар, она должна иметь спрос и удовлетворять его. Для этого массовая культура должна стремиться угодить потребителю, как правило, человеку с малоразвитым этико-эстетическим вкусом и определенным эстетическим кредо: все, что он покупает, должно быть ему приятно, удобно, незатруднительно.

В масс-культуре идет процесс переплавки нравственно-эстетических ценностей в товар, процесс превращения искусства в способ движения потребительских и меновых стоимостей.

В данном случае производители отечественной массовой культуры рассматривают личность под углом зрения экономической полезности и целесообразности. Человек видится в функционально-прагматическом аспекте, приравнивается к вещи, выступает в качестве средства. Моральное определение личности исходит из соображения функциональной ценности, полезности.

На наш взгляд, социально-экономическая содержательная модель «масскульта» будет раскрыта не достаточно полно, если мы не коснемся проблемы дефицитности. Нет сомнения в том, что вопрос о качестве произведений массовой культуры связан с общим отставанием в производстве, с качеством выпускаемой продукции, с явлением дефицитности.

 

Дефицит создает возможность необоснованного повышения цен, возможность безнаказанно изготовлять некачественную продукцию, а также просто гнать брак. Недостаток высокохудожественных произведений приводит к постоянному культурному дефициту, связанному с духовным голодом, с ориентацией ценностных представлений личности на сферу сущего и игнорированием моральной сферы должного.

В современном обществе, вовлеченном в серийный поток духовной коммерциализации, дефицитность высокохудожественной культуры, обеспечивающей внутренне-согласованную систему нравственных качеств личности, наглядна. Возможно, что экономическая уравниловка, низкая в прошлом и настоящем оплата труда работников культуры и привели к возникновению духовного дефицита, связанного с количественным, а не с качественным ростом продукции, появлением низкопробных произведений, культурного брака.

Основная задача современной массовой культуры, как всегда обслуживающей элиту - политическую, а сегодня и экономическую, - поставлять аудитории определенные стандарты поведения, духовных запросов, доказывать правомерность идентификации на примерах «из жизни», формировать имиджи и стереотипы сознания, а также реабилитировать экономическое превосходство определенного социального слоя внедрением мифов о равных возможностях всех перед всеми. Гомогенизации, пусть и внешней, современного общества способствует унификация всего образа жизни, где универсализация товаров массового спроса, системы питания и отдыха, образования, информации, художественной продукции создает иллюзию и социального равенства. Потребление становится, таким образом, наряду с продукцией массовой культуры средством иллюзорного достижения стремлений и идеалов, выполняет эскапистскую функцию, служит средством психологической защиты индивида в условиях социального дисбаланса.

Массовая культура представляет дезориентированному человеку набор стереотипов поведения, имиджей, через которые он может идентифицироваться с тем слоем, к которому он принадлежит или стремится принадлежать. С этим связана популярность в массовых изданиях рубрик, посвященных моде, образу жизни знаменитостей, актуальным тенденциям на рынке жилья и автомобилей, событиям художественной жизни. И особую роль здесь играет реклама, представляющая товары и услуги в качестве стандарта потребления. Можно отметить, что пока реклама в российском обществе функционирует в определенном идеальном пространстве, часто очень далеком от жизненных реалий, именно этим объясняется отторжение рекламы преобладающим большинством россиян.

 

 

Призванная идеализировать подлинную реальность и придавать статус престижности общедоступным предметам, реклама в большой своей составляющей показывает образцы, рассчитанные не на массового потребителя, а на узкую элитарную прослойку. Рассчитанная на психологическую гармонизацию, реклама сегодня в эмпирической реальности выступает как фактор социальной напряженности.

В современном российском обществе массовая культура отражает ценностные установки формирующегося «среднего» класса, для нее характерно то, что еще в 1970-е гг. применительно к западному обществу Ф. Слейтером было охарактеризовано как рождение «нового сознания», исходящего из экономики изобилия, сменяющего старое, базирующееся на экономике скудости. Внутреннюю логику прежней культурной парадигмы с ее высокой оценкой сдержанности и способности откладывать удовлетворение потребностей сменяет иная, где обилие потребностей и стремление их удовлетворения рассматриваются в качестве непременных атрибутов современного человека.

В постсоветском российском обществе происходят сложные эволюционные процессы, которые невозможно оценить однозначно. Правильнее всего охарактеризовать его как общество переходного типа. С одной стороны, в массовом сознании продолжают действовать стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти, а с другой - активно внедряются образцы потребительской, рыночной культуры, импортируемой с Запада.

 

 

Массовая культура в Америке

Массовая культура впервые сформировалась в США. Вернемся немного к истории. После Второй мировой войны большинство европейских стран было разрушено, они не имели возможности активно развивать свою культуру. Часть творческой интеллигенции эмигрировала в США, где не происходило никаких военных действий, стала развиваться промышленность, страна начала богатеть. Поэтому европейцам приходилось довольствоваться продукцией американской массовой культуры, которая после войны уводила человека от тяжелой действительности в мир благополучия, «красивой жизни», в мир «равных» для всех возможностей на успех и счастье.
Научно - техническая революция влияет на все стороны жизни. Под ее влиянием произошла и индустриализация культуры. Претендуя на высокое положение в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, культуру и образ жизни. Массовая культура лучше всего помогла это сделать.
На стороне американской массовой культуры было не только её увлекательное и доступное содержание, но и техническое превосходство. Массовая культура распространяется, в основном, с помощью СМИ, и американские СМИ в мире доминируют.


Итак, что же понимается под американской массовой культурой:

· Голливуд и американская кино и ТВ-индустрия главные ее источники, из которых люди, живущие за пределами США, узнают об американской культуре и обычаях. Американские фильмы популярны во всём мире, много культовых фильмов, сериалов и мультфильмов в истории сняты в США, типа Avatar, Family Guys, Simpsons, Sex and The City, Friends with Benefits и др.

· Америка является родиной джаза, блюза, свинга, кантри, рэпа, хип-хоп, поп-музыки. Американские группы и исполнители имеют миллион поклонников по всему миру.
Вне времени такие исполнители как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Элвис Пресли, Чак Берри,Элла Фитцджеральд, Нина Симон и др. признаны во всём мире, и произведения их творчества даже после их смерти слушаются и продаются огромными тиражами. Франк Синатра во все времена будет легендой, олицетворением не только всего хорошего, что случалось в мире музыки Штатов - он символ американского общества.

 

Его великолепные песни, ставшие классикой еще при жизни, его типичная американская улыбка, его талантливость не только в музыке, но и в кинематографе. Эти факторы обеспечили такую популярность Фрэнку Синатре, что она переживет его очень дальних потомков.
Что касается рока, то в 60-е и 70-е начинается деление рока на множество поджанров. Появляются глэм-рок, панк-рок, психоделик-рок. Необходимо признать, что, несмотря на Боба Дилана, Брюса Спрингстина, «The Rolling Stones», США уступили первенству рока Британии, и все благодаря, конечно, «The Beatles» и «Led Zeppelin». Тем не менее, рок-н-ролл, уже во всем его многообразии, играл большую роль для американского социума, идя рука об руку с движением хиппи.
80-е годы это время музыки поп-короля Майкла Джексона и поп-королевы Мадонны. Сложно представить себе музыкальную культуру Штатов без этих людей. Безусловно, такие артисты, как Тина Тернер, Уитни Хьюстон, Джон Бон Джови заняли свои почетные места в сердцах слушателей, но до уровня Джексона и Мадонны им было не дотянуться. Альбом Майкла Джексона «Thriller» продан более 100 миллионов дисков и является самым продаваемым альбомом в истории.
80-е – это время хард-рока и 90-е – панк- и альтернативного рока. Сложно отыскать людей, которые не слышали о таких группах, как «Bon Jovi», «Aerosmith», «ZZ Top», «Guns N' Roses», «Metallica», «Nirvana»,«The Red Hot Chili Peppers», «Blink 182», «Green Day», «The Offspring» и др.

· Широко также влияние американских молодёжных традиций, в том числе стиля одежды или молодёжных субкультур.

· Самые популярные мировые бренды находятся в США, некоторые даже являются символами американской культуры, например, Кока-Кола, также сети фастфуда McDonald´s (в 1956 году в США было 14 ресторанов McDonald´s,в 1990 уже - 11800. Сейчас у корпорации McDonald´s больше 30000 ресторанов в 119 странах мира.

· Ведущие компании в области IT технологий - Microsoft, Apple Inc. и IBM-заполонили весь мировой рынок своей продукцией.

 

 

С 20-ого века по настоящее время происходит влияние культуры США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран. Это явление имеет название «американизация». Термин был придуман в 1907 году и первоначально относился к росту популярности американского образа жизни в Канаде. В самих США термин применяется к процессу ассимиляции иммигрантов, в то время как за пределами США термин используется зачастую в негативном контексте, сравнивая его с потерей традиционной культуры и обычаев.
Итак, подводя итог, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий выше перечисленные функции. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Она предоставляет человеку огромное разнообразие форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, и дает человеку право выбора что смотреть, что читать, что слушать и как одеваться. К сожалению, при этом человек не всегда выбирает лучшее.

 

 

Заключение

 

Итак, массовая культура манипулируют потребителями информации, внедряет в их сознание стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира, конструируют в сознании реципиентов семиотическую и символическую «реальность», далекую от онтологически существующей. Массовая культура, находясь под влиянием властных структур, реализует свою трансляционную функцию, следуя предложенному ей сценарию, целью которого становится унификация общества, формирование в сознании масс мозаичной псевдокартины мира, на деле являющейся манифестацией общественной идеологии. Главной причиной привлекательности этого идеологического проекта для масс является удовлетворение потребности масс в информации о постоянно изменяющемся окружающем мире, необходимой для оценки перспектив его развития с целью психологической адаптации к нему.

 

Список используемой литературы

 

1. Барт, Р. (2001) S/Z. М.: Эдиториал УРСС.

2. Барт, Р. (1975) Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс. С. 114–163.

3. Бодрийяр, Ж. (1995) Система вещей. М.: Рудомино.

4. Бодрийяр, Ж. (2000) Соблазн. М.: Ad Marginem.

5. Гершкович 3. И. Парадоксы «массовой культуры» и современная идеологическая борьба. М., 2003.

6. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 2000.

7. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1999

8. Николаев, Л. (2009) Соблазнение знанием // Знание — сила. № 1. С. 22–28.

9. Флиер, А. Я. (2008) Некультурные функции культуры. Очерки. М.: МГУКИ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 6487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.