Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артикуляция согласных звуков русского языка в норме




Звук [с].

 

· губы в улыбке, зубы видны;

· зубы сближены, но не сомкнуты;

· широкий кончик языка находится за нижними резцами;

· передняя часть спинки языка образует щель с верхними зу­бами или альвеолами;

· боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зу­бам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

· посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хо­рошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

· мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, за­крывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

· голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется.

 

Звук [с'].

 

· Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и [с] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

 

Звук [з].

 

· губы в улыбке, зубы видны;

· зубы сближены, но не сомкнуты;

· широкий кончик языка находится за нижними резцами;

· передняя часть спинки языка образует щель с верхними зу­бами или альвеолами;

· боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зу­бам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

· посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хо­рошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

· мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, за­крывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

· голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего об­разуется голос.

 

Звук [з'].

 

· Артикуляция звука [з'] (мягкого) такая же, как и [з] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

 

Звук [ц].

· губы в улыбке, зубы видны;

· зубы сближены, но не сомкнуты;

· широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

· передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между
ними;

· посередине языка идет сильная короткая воздушная струя,которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту,как толчок воздуха;

· мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает про­ход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

· голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется.

 

Звук [ш].

· губы несколько выдвинуты вперед;

· кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

· боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

· голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;

· воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту

 

Звук [ж].

· губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

· зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;

· широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

· воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;

· голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется

 

Звук [щ].

  · губы слегка выдвинуты вперед и округлены, · зубы сближены до 1 мм, · широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель, · передняя часть спинки языка несколько прогибается, · средняя часть языка приподнимается к твердому небу, · задняя часть языка опущена и продвинута вперед, · голосовые складки разомкнуты, · выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на альвеолы верхних резцов. Мышцы языка напряжены

· мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;

 

Звук [л].

· Губы - растягиваются в улыбку или находятся в положение последующего (пpедыдущего) гласного

· Зубы - видны, рот приоткрыт

· Фоpма языка напоминает седло

· Кончик языка - поднимается и прижимается к верхним резцам или их деснам Передняя и средняя части спинки языка - опущены (средняя часть спинки языка вогнута)

· Задняя часть спинки языка - поднята и отодвинута назад

· Боковые края языка - слегка приподняты, но не касаются верхних корен­ных зубов, оставляя щели для прохождения выдыхаемого воздуха

· Воздушная струя - проходит по бокам между корнем языка и щекой; (про­хождение воздуха может быть с одной стороны, чаще с левой) слабая, создает незначительный шум

· Нередко звук Л произносится при опущенном кончике, путем смыкания пе­редней части спинки языка с альвеолами

 

Звук [л'].

· отличается по артикуляции от твердого тем, что кончик, перед­няя-средняя части спинки более напряжены и смыкаются с альвеолами.

 

Звук [р].

· Губы - приоткрыты и занимают позицию следующего гласного

· Зубы - приоткрыты

· Кончик языка - за верхними резцами

· Передняя часть спинки языка - широко распластана и поднята вверх к альвеолам за верхними резцами

· Средняя часть - несколько напряжена и приподнята

· Задняя часть - отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу Боковые края языка - приподняты, касаются верхних коренных зубов, образуя канал для выходящей воздушной струи и не пропускают ее по бокам Сильная воздушная струя, заставляющая вибрировать неплотно прилегающий к верхним альвеолам кончик языка, проходит посередине языка.

· Мягкое небо - поднято, закрывает проход в носовую полость

· Голосовые складки – вибрируют

 

Звук [к].

· Губы - пассивны, принимают положение следующего гласного

· Кончик языка - опущен и отодвинут от нижних резцов

· Задняя часть спинки языка - выгибается и смыкается к заднему краю твердого неба и переднему краю мягкого неба в момент произнесения звука смычка между языком и небом взрывается

· Местом смыкания языка с небом полость рта делится почти на две равные резонирующие половины

· Боковые края языка - касаются верхних коренных зубов

· Воздушная струя - толчкообразная, быстро прорываясь в точке смыкания языка с небом, отрывает язык от последнего, отчего слышится особый взрывной звук К

 

Звук [г].

· Произносится таким же образом, как К, присоединяется работа голосовых связок в момент, предшествующий взрыву, язык касается неба на меньшем пространстве, чем при К

Звук [х].

· Кончик языка - несколько оттянут от нижних резцов и десен

· Задняя часть спинки языка - несколько приподнята, но не полностью смы­кается с небом, оставляя по средней линии щель (касается неба и образует с ним сужение)

· Корень языка оттянут назад и вниз.

· Резонирует вся ротовая полость

· Воздушная струя - проходя через сужение образуемое языком и небом, ре­зонирует и образует звук Х.

· Мягкость достигается большим напряжением спинки и более высоким подъ­емом языка к небу

 

 

Звук [й].

· Губы - слегка раскрыты в улыбке (но в Ю, Ё - округлены). Нижняя че­люсть чуть оттянута вниз

· Кончик языка - касается нижних резцов

· Средняя часть спинки языка - напряжена и выгнута к центру твердого не­ба, образуя узкую щель - уже, чем при И.

· Боковые края - касаются коренных зубов

· Мягкое небо - поднято

· Голосовые связки - вибрируют

 

Звук [ф].

· нижняя губа сближается с верхними передними зубами и образует щель.

· Воздушная струя, проходя через щель, создает шум трения.

· Задняя часть спинки языка вместе с корнем оттягивается назад.

· Мягкое нёбо поднято, голосовые складки не вибрируют.

 

Звук [п].

· губы смыкаются, образуя преграду на пути выходящей воздушной струи,

а затем резко размыкаются.

· Язык отодвигается назад, и задняя часть его спинки приподнимается к мягкому нёбу.

· Мягкое нёбо поднято.

· Голосовые складки сближены, не колеблются, т.е. не дают голоса.

 

Звук [б].

· Голосовые складки напряжены и колеблются, т.е. дают голос.
губы смыкаются, образуя преграду на пути выходящей воздушной струи,

а затем резко размыкаются.

· Язык отодвигается назад, и задняя часть его спинки приподнимается к мягкому нёбу.

· Мягкое нёбо поднято.

· Голосовые складки сближены, не колеблются, т.е. не дают голоса

 

Звуки [т].и [д].относятся к переднеязычным взрывным согласным.

· В их образовании принимают участие передняя часть спинки языка и его кончик.

· Передняя часть языка смыкается с верхними зубами.

· передняя часть спинки языка вместес кончиком упирается в верхние передние зубы и альвеолы.

· При этом кончик языка незначительно выступает из щели между зубами. Язык принимает несколько выпуклую форму в результате напряжения его мускулатуры.

· Мягкое нёбо поднято.

· Губы слегка растя
нуты, не напряжены


Развитие речи в онтогенезе (в норме)

К 2-3 месяцам – гуление (специфические голосовые реакции), их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка – кряхтение, радостное повизгивание.

3-4 месяца – лепет.

Второе полугодие – в лепете появляются четкие звуки (6 мес.). Среди гласных чаще всего – А, из согласных – П, Б, М, К, Т.

К концу первого года – гласные (А, У, И) – наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (М, П, Б), обусловленные физиологическим актом сосания; заднеязычные (К, Г, Х), связанные с физиологическим актом глотания и их сочетания.

Период лепета совпадает с формирование у ребенка функции сидения. Первоначально ребенок пытается присаживаться. Постепенно у него возрастает способность удерживать туловище в положении сидя, что обычно окончательно формируется к 6-ти месяцам.

В 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, когда ребенок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: «Где мама?», «Где баба?». В это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. При многократном повторении взрослым слов в сочетании с показом предмета у ребенка постепенно образуется связь между зрительным представлением предметов и звучащим словом. Таким образом, понимание слышимого устанавливается задолго до того, как ребенок может это произнести.

Первые слова появляются к концу первого года. Это совпадает с этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук, в захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев (у девочек первые слова могут появляться в 8-9 месяцев, у мальчиков в 11-12 месяцев).

Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются имеют ряд особенностей: одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет («мама» - обращение, просьба, указание, жалоба). Первые слова обычное представляют собой сочетания открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.п.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно.

Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов сопровождается, как правилом, жестом и мимикой.

Второй год жизни – четко произносят гласные (А, У, О, И), но звуки Ы, Э заменяются на И, Е.

Ряд твердых согласных заменяют мягкими переднеязычными (Т, Д, С, З).

Отсутствуют шипящие звуки и Л, РЬ, Р.

Отмечается также упрощенное произнесение слов. Слово укорачивается или произносится только один слог (молоко – мокко или ко).

На 2-м году возможны замены звонких согласных глухими.

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро словарь пополняется в последние месяцы второго года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.