КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Артикуляция согласных звуков русского языка в норме
Звук [с].
· губы в улыбке, зубы видны; · зубы сближены, но не сомкнуты; · широкий кончик языка находится за нижними резцами; · передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; · боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка; · посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; · мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; · голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук [с'].
· Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и [с] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.
Звук [з].
· губы в улыбке, зубы видны; · зубы сближены, но не сомкнуты; · широкий кончик языка находится за нижними резцами; · передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; · боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка; · посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; · мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; · голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Звук [з'].
· Артикуляция звука [з'] (мягкого) такая же, как и [з] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.
Звук [ц]. · губы в улыбке, зубы видны; · зубы сближены, но не сомкнуты;
· широкий кончик языка опущен за нижние резцы; · передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между · посередине языка идет сильная короткая воздушная струя,которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту,как толчок воздуха; · мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; · голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук [ш]. · губы несколько выдвинуты вперед; · кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; · боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. · голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; · воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту
Звук [ж]. · губы слегка выдвинуты вперед и округлены; · зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; · широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; · голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется
Звук [щ].
· мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
Звук [л]. · Губы - растягиваются в улыбку или находятся в положение последующего (пpедыдущего) гласного · Зубы - видны, рот приоткрыт · Фоpма языка напоминает седло · Кончик языка - поднимается и прижимается к верхним резцам или их деснам Передняя и средняя части спинки языка - опущены (средняя часть спинки языка вогнута) · Задняя часть спинки языка - поднята и отодвинута назад · Боковые края языка - слегка приподняты, но не касаются верхних коренных зубов, оставляя щели для прохождения выдыхаемого воздуха · Воздушная струя - проходит по бокам между корнем языка и щекой; (прохождение воздуха может быть с одной стороны, чаще с левой) слабая, создает незначительный шум · Нередко звук Л произносится при опущенном кончике, путем смыкания передней части спинки языка с альвеолами
Звук [л']. · отличается по артикуляции от твердого тем, что кончик, передняя-средняя части спинки более напряжены и смыкаются с альвеолами.
Звук [р]. · Губы - приоткрыты и занимают позицию следующего гласного · Зубы - приоткрыты · Кончик языка - за верхними резцами · Передняя часть спинки языка - широко распластана и поднята вверх к альвеолам за верхними резцами · Средняя часть - несколько напряжена и приподнята · Задняя часть - отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу Боковые края языка - приподняты, касаются верхних коренных зубов, образуя канал для выходящей воздушной струи и не пропускают ее по бокам Сильная воздушная струя, заставляющая вибрировать неплотно прилегающий к верхним альвеолам кончик языка, проходит посередине языка.
· Мягкое небо - поднято, закрывает проход в носовую полость · Голосовые складки – вибрируют
Звук [к]. · Губы - пассивны, принимают положение следующего гласного · Кончик языка - опущен и отодвинут от нижних резцов · Задняя часть спинки языка - выгибается и смыкается к заднему краю твердого неба и переднему краю мягкого неба в момент произнесения звука смычка между языком и небом взрывается · Местом смыкания языка с небом полость рта делится почти на две равные резонирующие половины · Боковые края языка - касаются верхних коренных зубов · Воздушная струя - толчкообразная, быстро прорываясь в точке смыкания языка с небом, отрывает язык от последнего, отчего слышится особый взрывной звук К
Звук [г]. · Произносится таким же образом, как К, присоединяется работа голосовых связок в момент, предшествующий взрыву, язык касается неба на меньшем пространстве, чем при К Звук [х]. · Кончик языка - несколько оттянут от нижних резцов и десен · Задняя часть спинки языка - несколько приподнята, но не полностью смыкается с небом, оставляя по средней линии щель (касается неба и образует с ним сужение) · Корень языка оттянут назад и вниз. · Резонирует вся ротовая полость · Воздушная струя - проходя через сужение образуемое языком и небом, резонирует и образует звук Х. · Мягкость достигается большим напряжением спинки и более высоким подъемом языка к небу
Звук [й]. · Губы - слегка раскрыты в улыбке (но в Ю, Ё - округлены). Нижняя челюсть чуть оттянута вниз · Кончик языка - касается нижних резцов · Средняя часть спинки языка - напряжена и выгнута к центру твердого неба, образуя узкую щель - уже, чем при И. · Боковые края - касаются коренных зубов · Мягкое небо - поднято · Голосовые связки - вибрируют
Звук [ф]. · нижняя губа сближается с верхними передними зубами и образует щель. · Воздушная струя, проходя через щель, создает шум трения. · Задняя часть спинки языка вместе с корнем оттягивается назад. · Мягкое нёбо поднято, голосовые складки не вибрируют.
Звук [п]. · губы смыкаются, образуя преграду на пути выходящей воздушной струи, а затем резко размыкаются. · Язык отодвигается назад, и задняя часть его спинки приподнимается к мягкому нёбу. · Мягкое нёбо поднято. · Голосовые складки сближены, не колеблются, т.е. не дают голоса.
Звук [б]. · Голосовые складки напряжены и колеблются, т.е. дают голос. а затем резко размыкаются. · Язык отодвигается назад, и задняя часть его спинки приподнимается к мягкому нёбу. · Мягкое нёбо поднято. · Голосовые складки сближены, не колеблются, т.е. не дают голоса
Звуки [т].и [д].относятся к переднеязычным взрывным согласным. · В их образовании принимают участие передняя часть спинки языка и его кончик. · Передняя часть языка смыкается с верхними зубами. · передняя часть спинки языка вместес кончиком упирается в верхние передние зубы и альвеолы. · При этом кончик языка незначительно выступает из щели между зубами. Язык принимает несколько выпуклую форму в результате напряжения его мускулатуры. · Мягкое нёбо поднято. · Губы слегка растя Развитие речи в онтогенезе (в норме) К 2-3 месяцам – гуление (специфические голосовые реакции), их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка – кряхтение, радостное повизгивание. 3-4 месяца – лепет. Второе полугодие – в лепете появляются четкие звуки (6 мес.). Среди гласных чаще всего – А, из согласных – П, Б, М, К, Т. К концу первого года – гласные (А, У, И) – наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (М, П, Б), обусловленные физиологическим актом сосания; заднеязычные (К, Г, Х), связанные с физиологическим актом глотания и их сочетания. Период лепета совпадает с формирование у ребенка функции сидения. Первоначально ребенок пытается присаживаться. Постепенно у него возрастает способность удерживать туловище в положении сидя, что обычно окончательно формируется к 6-ти месяцам. В 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, когда ребенок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: «Где мама?», «Где баба?». В это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. При многократном повторении взрослым слов в сочетании с показом предмета у ребенка постепенно образуется связь между зрительным представлением предметов и звучащим словом. Таким образом, понимание слышимого устанавливается задолго до того, как ребенок может это произнести. Первые слова появляются к концу первого года. Это совпадает с этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук, в захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев (у девочек первые слова могут появляться в 8-9 месяцев, у мальчиков в 11-12 месяцев). Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются имеют ряд особенностей: одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет («мама» - обращение, просьба, указание, жалоба). Первые слова обычное представляют собой сочетания открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.п.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов сопровождается, как правилом, жестом и мимикой. Второй год жизни – четко произносят гласные (А, У, О, И), но звуки Ы, Э заменяются на И, Е. Ряд твердых согласных заменяют мягкими переднеязычными (Т, Д, С, З). Отсутствуют шипящие звуки и Л, РЬ, Р. Отмечается также упрощенное произнесение слов. Слово укорачивается или произносится только один слог (молоко – мокко или ко). На 2-м году возможны замены звонких согласных глухими. Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро словарь пополняется в последние месяцы второго года.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |