Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данные о развитии речи




Методика обследования детей с дислалией

Волкова Г.А. - Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЁТЁЙ С ДИСЛАЛИЕЙ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___________ _________
Дата рождения (число, месяц год) ________________
Дата обследования (число, месяц, год)
Возраст (количество лет, месяцев) ____________________
Домашний адрес, телефон_______________________
Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район)
дата поступления в логопедическую группу (дата, номер
протокола медико-психолого-педагогической комиссий, от.
какого числа) _________________________________________ диагноз районной (городской) медико-психолого-педагогической комиссии ____________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. а,
профессия, образование, место работы
(или не работает) ___________ ______ ___________________
Отец: Ф. И. О., профессия, образование, место работы (или не работает)_
Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми:
знакомыми и незнакомыми) ________________________

Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников) _____________________ -
Общий анамнез

От какой беременности ребенок ________________ Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания ________________________________
Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные _______ Особенности раннего развития: держит голову с ____ мес.,
сидит с — мес., к 1 году _____ зубов.
Перенесенные заболевания:

до 1 года _______________
от 1 до 3 лет ____________
Инфекции ____________
Соматические заболевания

Характер звукового лепета.
В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете представлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [Х]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.
Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т’], Щ’], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губногубные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [У?]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф’], [В’], полумягкие [Ф], [Ф’], полу- мягкие [В], [В’]. Переднеязычные альвеолярные [С’], [3’], среднеязычный [И], заднеязычный [Х], заднеязычный глубокий [Х]; гортанные [Ь] (ослабленный [Х]), [Ii’] (ослабленный мягкий [Х]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н’], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднеязычный

альвеолярный [Л’]; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].
В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные [Т], [Т’], [Д], [Д’], [С],[С’], [3], [3’], [Ц], [Н], [Н’], [Л], [Л’], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
Характер слогового лепета.
В норме у ребенка в 8—9 мес., 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит:
«Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па...дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, апя, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит:
«Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».
Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, несколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с соответствующими жестами: «дай ам» — просит есть, употребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дядя», глядя на женщину — «тетя». Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес.: «Айля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам- ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «ту- ту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т. д.).
Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол в повелительном наклонении двей закить (дверь закрыть), «котлету поежь» (котлету порежь; фраза распространена: «(Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).
С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: «пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в теплые кая (края)... Водицки попия я,ффуй».
К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и В 2 года ребенок умеет ответить на доставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.
Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слоя (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).
Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего артикуляторно сложные: [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], Щ1, Л], [Р].
Особенности понимания речи окружаю щах (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, Дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и тд.).
Логопедическое обследование
Состояние звукопроизношения.
Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие,замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:
• изолированно — по подражанию логопеду;
• в открытых, закрытых слогах со стечением;
• в словах: односложных, двухсложных и трехсложных простой слоговой структуры, состоящую из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных;
• во фразах, насыщенных проверяемым звуком;
• в связной речи - потешках, стихотворениях, в текстах. Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как правило, сохранны, но их произношение по подражанию логопеду может выявить те незначительные отклонения в оральном праксисе, которые обусловлены социально-психологическими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произношении и нормальном темпе произносятся нормально).
Свистящие звуки: [С], [С’], [3], [3’], [Ц]; шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
сонорные звуки: [Л], [Л’], [Р], [Р’], [М], [М’], [Н], [Н’];

йотированные звуки: [Ы], [Е], [Ё], [Ю];
звонкие и глухие звуки: [Б]-[П], [В]—[Ф], [Д]—[Т], [Г]- [К], [З]—[С], [Ж]—[Ш]
твердые и мягкие согласные звуки: [Т]-[Т’], [Д]-[Д’], [К]— [К’], [Г]— [Г’], [Х]— [Х‘], [Н]—[Н’], [М][М’], [П]——[П’], [Б] —[Б’], [С]—[С’], [3]—[3’], [Л]—[Л’], [Р]—[Р’], [В]—[В’], [Ф]—[Ф’].
Особенности динамической стороны речи Необходимо отметить
следующее:
• темп: нормальный, ускоренный, замедленный;
• ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи;
• интонация (употребление основных видов интонации):
повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого следует предложить рёбенку прочитать стихотворение или повторить за логопедом фразы, сказанные с разной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.