Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 28. Проблематика и поэтика творчества Пелевина




Проблематика творчества Пелевина проявляется в нескольких темах. Одна из них – критика советского сознания. На рубеже веков произошел переход от советской власти к новой эре – демократии, но люди вошли в новую эру с сознанием, которое было сформировано советской властью, и это сознание не является реальным, потому что оно обусловлено чужой волей. Идея о том, что коммунизм не способен был преобразовать бытие и поэтому пытался преобразовать сознание, очень важна для понимания поэтики Пелевина. (Омон Ра – все полеты в космос происходили лишь в воображении советского человека). Вследствие данной темы порабощенного сознания возникает и тема освобождения сознания – получение героями абсолютной свободы и достижения высшего уровня развития. У героев Пелевина это выражается в том, что они осознают иллюзорность реальности и начинают двигаться навстречу истинному бытию. Все эти черты наглядно видны в романе «Чапаев и Пустота». Там главный герой Петр Пустота вначале предстает как адъютант Чапаева, поэт-декадент, который балуется наркотиками, но в следующей главе наш герой предстает как сумасшедший пациент психиатрической больницы и петербуржская жизнь ему лишь мерещится. Таким образом, роман совмещает в себе две иллюзорные реальности, передающие душевное состояние героя, на разных этапах его жизни. И только в конце произведения он осознает, что все, что окружает его, находится только в его сознании, а сам он, оказывается, не существует нигде. Окружающий мир для Пелевина это множество искусственных миров, все они ни истинны и ни ложны, но мы можем сами выбирать, во что нам верить. В основе произведения чапаевские анекдоты и буддистские идеи. Следующая идея его произведений – это критика уровня духовности человека. Примером может послужить роман «Поколение П». Действие происходит в постсоветское время, после падения тоталитаризма, СМИ перестают подчиняться диктатуре властей, но приобретают автономное существование. И человек начинает жить под влиянием «вау-импульсов», его сознание заменено виртуальным, у него нет ни ушей, ни носа, ни ума, это своеобразный зомби. В конце романа Татарский получает титул мужа великой богини Иштар и венчается с ней на вершине Вавилонской башни, а после становится «Туборг Мэном» — его личность подлежит копированию и распространению через средства массовой дезинформации, он превращается в татарского с маленькой буквы. В поэтике Пелевина всё строго подчинено замыслу, и самые важные мысли обычно доносятся вскользь на обрывке газеты, цитаты на листовке, в его произведениях случайность – это всегда закономерность. Очень много места в произведениях Пелевина занимает социальная критика: западный образ жизни, общество потребления, утратившее моральные и духовные ценности, роль СМИ и рекламы, фетиши времени – гламур. Часто герои его книг: люди, оборотни, вампиры – это способ изобразить человека, который потерял самого себя, запутался в своих ролях и исчезает в пустоте. А чтобы найти самого себя необходимо разрушить все стереотипы о мире, которые навязываются нам с детства родителями, авторитетами и даже нашими привычками и страхами.

 

29.«Мидл-литература» в контексте современного литературного творчества

Современная литература представляет собой неоднородное пространство, будучи частью «мозаичной» культуры, сложенной из множества соприкасающихся, но не «образующих конструкций фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия.

Жанровое многообразие современного романа создает естественное для рубежа веков ощущение поисков, разнообразных эстетических экспериментов. Н. Иванова полагает, что сегодня появилось новое направление современной литературы — литература трансметареализма, которая пока по читательскому спросу проигрывает двум ветвям современной словесности —-беллетристике масскульта с ее опорой на реальные ежедневные события, на милицейский протокол, на газету, и «литературе существования», функционирующей на грани риска, самоубийства, самоотмены литературы.

Для современной литературы свойственна жанровая дифференциация, сращение жанров внутри единого произведения. Феномен жанровости — это металингвистический язык (диалект) культуры. Распад существующей картины мира, свойственный любому переходному периоду, неизбежно проявляется и в распаде жанрообразования и возникновении самых невероятных гибридных форм. Заслуживает внимания то, как авторы маркируют жанровую принадлежность своих произведений: Е. Попов «Подлинная история «Зеленых музыкантов» (роман-комментарий).

Заслуживает особого внимания жанровая трансформация современной постмодернистской литературы, для которой характерна «двуадресность», обращенность к интеллектуальному и массовому читателю одновременно, что предопределяет такие качества литературы как «гибридность, в основе которой лежит двойное (тройное и т.д.) кодирование, причем все литературные коды выступают в тексте как равноправные

Произведения М. Успенского, А. Лазарчука, А. Столярова, М. Веллера, Ю. Полякова и многих других можно отнести к современной беллетристике или, по определению С. Чупринина, к миддл-классу. К миддл-классу с равными основаниями можно отнести как «облегченные» варианты высокой литературы, усвоение которых не требует от читателей особых духовных и интеллектуальных усилий, так и те формы массовой литературы, которые отличаются высоким исполнительским качеством и нацелены отнюдь не только на то, чтобы потешить публику.

К подобной литературе «мидл-класса» можно отнести и детективы Л. Гурского. Романы Л. Гурского «Убить президента», который оказался в числе соискателей Букеровской премии, «Спасти президента», «Перемена мест», критики единодушно выводят за «флажки жанра», отмечая не свойственную примитивному детективу интертекстуальность и постмодернистский дискурс. перекличек с написанными позже романами В. Пелевина. Особенно очевидна связь с романом «Generation “П”», одной из главных тем которого становится тема тотальной власти телевидения и рекламы над человеком. Главный герой романа Вавилен Татарский осознает, что «подобно тому, как телезритель, не желая смотреть рекламный блок, переключает телевизор, мгновенные и непредсказуемые техномодификации изображения переключают самого телезрителя. Переходя в состояние Homo Sapiens, он сам становится телепередачей, которой управляют дистанционно. И в этом состоянии он проводит значительную часть своей жизни» (В. Пелевин «Generation “П”»). Татарский становится сначала свидетелем, а потом активным участником создания вымышленной постсоветской истории, благодаря телевизионным архивам и компьютерной графике (так, на его глазах снимается встреча Березовского и Салмана Радуева). Отголоски этой темы звучат и в романе JI. Гурского.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.